рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Свиридовой А.В. на решение Восточного районного суда г.Бийска Алтайского края от 15 сентября 2011 года по делу по иску Свиридовой А.В. к администрации города Бийска Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегияУСТАНОВИЛА:
Свиридова А.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Бийска Алтайского края, в котором с просила признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г.Бийска от 22 апреля 2011 года №*** об отказе в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию г.Бийска Алтайского края поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить ее в список как вдову ветерана - инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов в список на получение субсидии для приобретения жилого помещения, ссылаясь в обоснование названных требований на следующие доводы и обстоятельства.
Она является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны ***В.Т., не имеет в собственности жилых помещений, не является нанимателем по договору социального найма, проживает в квартире, принадлежащей ее сыну ***В.В. (*** доли) и его супруге ***З.В. на праве общей совместной собственности, занимает в данной квартире одну комнату площадью 7,1 кв.м., оплачивает за нее ежемесячно по *** руб. С 1994 года стояла в льготной очереди на улучшение жилищных условий в администрации г.Бийска как вдова инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. В 2011 году узнала, что ее сняли с данной очереди, после чего обратилась в администрацию г.Бийска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья. Решением жилищной комиссии от 22 апреля 2011 года №*** ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием нуждаемости, поскольку на каждого члена семьи приходится свыше учетной нормы жилой площади. С данным отказом она не согласна, считаем его незаконным и подлежащим отмене, поскольку отношения со ***З.В. не сложились, совместное проживание невозможно, ее часто выгоняют из дома, в связи с чем ей приходится ночевать у знакомых, периодически в квартире проживает сын ***З.В., который злоупотребляет спиртными напитками, в настоящее время ***З.В. и ***В.В. находятся в процессе расторжения брака и раздела совместно нажитого имущества, в связи с чем намерены продать квартиру, в которой она проживает. Заявитель считает, что не является членом семьи своего сына ***В.В., в связи с чем на нее не может распространяться положение об учетной норме жилого помещения 9,5 кв.м., утвержденное постановлением администрации г.Бийска Алтайского края от 20 апреля 2005 года №726 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Бийске», полагает, что в рамках правительственной программы социальной поддержки инвалидов войны и на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», Федерального закона «О ветеранах» ей должно быть предоставлено жилое помещение.
Решением Восточного районного суда г.Бийска Алтайского края от 15 сентября 2011 года в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Свиридова А.В. просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку Свиридова А.В. в силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пп. «а» п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членом семьи ***З.В. не является, т.к. ***З.В. и ***В.В. проживают раздельно, фактически брачные отношения между ними прекращены; материалами дела подтверждено, что ***З.В. и ***В.В. намерены расторгнуть брак, доля каждого из супругов в соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации составляет 1/2 доли (*** кв.м. / 2 =*** кв.м.), в связи с чем на Свиридову А.В. как члена семьи ***В.В. приходиться 9,25 кв.м., что меньше учетной нормы равной 9,5 кв.м., утвержденной постановлением администрации г.Бийска Алтайского края от 20 апреля 2005 года №726 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Бийске».
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика администрации г.Бийска- ***Л.В., возражавшей против отмены решения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (п.п.1,4 ч.1 ст.362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Свиридова А.В. зарегистрирована и проживает с сыном ***В.В. в жилом помещении, принадлежащем на праве общей совместной собственности ее сыну ***В.В. и ***З.В. (супруге сына), является членом семьи собственника жилого помещения, и обеспечена площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда преждевременными.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подп.4 п.1 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется следующие меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения
Из материалов дела усматривается, что Свиридова А.В. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии №***, инвалидом *** группы.
С 27 марта 2003 года Свиридова А.В. зарегистрирована и проживает по адресу: *** в жилом доме, принадлежащем на праве совместной собственности ее сыну ***В.В. и снохе ***З.В. (свидетельство о государственной регистрации права серии ***).
19 апреля 2011 года Свиридова А.В. обратилась в администрацию г.Бийска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии от 22 апреля 2011 года №*** Свиридовой А.В. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях в связи с отсутствием нуждаемости.
В извещении от 28 апреля 2011 года б/н на имя Свиридовой А.В. указано, что решением жилищной комиссии администрации г.Бийска от 22 апреля 2011 года №*** она не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием нуждаемости (на каждого члена семьи приходится свыше учетной нормы).
Между тем, в материалах дела оспариваемое решение жилищной комиссии администрации г.Бийска от 22 апреля 2011 года №*** отсутствует, судом указанное обстоятельство оставлено без внимания.
Кроме того, из содержания выписки из протокола заседания жилищной комиссии от 22 апреля 2011 года №***, извещения от 28 апреля 2011 года б/н неясно, какое из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ЖК РФ), имелось ввиду при принятии данного решения. В силу ч.2 ст.54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Судом также не принято во внимание, что из постановления от 1 июля 2011 года №*** об утверждении протокола жилищной комиссии от 20 июня 2011 года №*** следует, что Свиридова А.В. исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года и списка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях в связи с отсутствием нуждаемости.
В связи с этим суду следовало установить, на основании какой статьи ЖК РФ было принято оспариваемое решение жилищной комиссии администрации г.Бийска от 22 апреля 2011 года №***, поскольку снятие с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения производится в соответствии со ст.56 ЖК РФ, частью первой которой предусмотрен исчерпывающий перечень случаев снятия граждан с такого учета, отсутствие нуждаемости к таковым не относится.
По смыслу ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника, относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
Из разъяснений, содержащихся в пп. «а» п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июля 2009года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что по ул.*** в г.*** зарегистрированы и проживают Свиридова А.В. и ее сын ***В.В., что подтверждается выпиской из домовой книги.
Вместе с тем, место жительства и место регистрации второго собственника квартиры ***З.В. судом первой инстанции не установлено, материалы дела содержат противоречивые данные о количестве лиц, проживающих по ул.*** в г.***.
Так, из пояснений представителя истца Свиридовой А.В. - ***А.В., данных в судебном заседании от 24 августа 2011 года, 15 сентября 2011 года, следует, что ***З.В. периодически проживает в квартире, имеется вторая домовая книга, в которую вписана ***З.В., между снохой и сыном часто происходят конфликты, скандалы, в результате чего Свиридова А.В. вынуждена ночевать у знакомых, соседей.
Из пояснений свидетеля ***Л.А. следует, что Свиридова А.В. проживает вместе с сыном и снохой, в семье постоянно происходят скандалы, сноха сильно ругается.
Поскольку по делу не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, а судебная коллегия лишена возможности провести дополнительную проверку, решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Бийский городской суд Алтайского края.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, определить в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, распределив между сторонами бремя доказывания, дать оценку как имеющимся, так и дополнительно представленным доказательствам и разрешить исковые требования по существу, правильно применив нормы материального права.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Восточного районного суда г.Бийска Алтайского края от 15 сентября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Бийский городской суд Алтайского края.
Председательствующий:
Судьи: