Судья Иванова И.Е. Дело № 33-10614
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 декабря 2011 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Кавуновой В.В., Секериной О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Суспина А.А. на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 20 октября 2011 года по делу по иску Суспина А.А. к администрации Николаевского сельсовета Михайловского района Алтайского края, Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по Михайловскому району Алтайского края, Межведомственной комиссии по рассмотрению спорных вопросов Михайловского района Алтайского края о признании права на компенсацию за утраченное жилье.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
01 сентября 2011 года Суспин А.А. обратился в суд с иском к администрации Николаевского сельсовета Михайловского района Алтайского края, Главному управлению администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по Михайловскому району Алтайского края, Межведомственной комиссии по рассмотрению спорных вопросов Михайловского района Алтайского края о признании права на компенсацию за утраченное жилье.
В обоснование требований указал, что силу договора купли-продажи и свидетельств о государственной регистрации права от 21 января 2008 года в его собственность перешел жилой дом полезной площадью 41,0 кв. м, из них жилой 28.9 кв. м, с надворными постройками, и земельный участок площадью 2 442 кв.м, по ул. «...». В период с мая 2008 года по сентябрь 2010 года произвел самовольная перепланировку дома, в результате чего, общая площадь дома увеличилась до 61.5 кв. м, жилая площадь - до 41 кв. м. В сентябре 2010 года в результате пожара его жилой дом с находящимся в нем имуществом и надворными постройками сгорел. Справкой, выданной 11 сентября 2010 года начальником отдела дознания УГПН ГУ МЧС России по Алтайскому краю подтверждается факт уничтожения имущества. Справкой № 10 от 22 сентября 2010 года выданной Михайловским производственным участком БТИ, установлено, что в результате замера фундамента под сгоревшим жилым домом, площадь фундамента составляет 61.5 кв.м., что не соответствует данным технического паспорта по состоянию на 30 ноября 2007 года.
В нарушение постановления Администрации Алтайского края от 15 сентября 2010 года № 410 «Об утверждении Порядка компенсации за утраченное жилье гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Михайловского района Алтайского края в сентябре 2010 года», ему было предоставлено жилое помещение общей площадью 46, 1 кв. метров, хотя должны были до 67 кв. метров.
В настоящее время, другим способом установить юридический факт владения им жилым домом большей площадью, чем зафиксировано в техническом паспорте, а именно полезной площадью 61.5 кв.м, в том числе жилой 41.кв. м, не представляется возможным, так как право собственности на дом с пристройкой в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Установление юридического факта ему необходимо для получения компенсации за сгоревшее жилье большей площадью. связи с чем просил установить юридический факт владения и пользования на праве собственности жилым домом полезной площадью 50,4 кв.м с надворными постройками на приусадебном земельном участке площадью 2 442 кв.м, находящихся в «...», и признать за ним право на компенсацию за утраченное жилье общей площадью 20,9 кв.м, взыскав в его пользу с Муниципального образования Михайловский район «...» рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме «...» рублей.
Решением Михайловского районного суда Алтайского края от 20 октября 2011 года в удовлетворении исковых требований Суспина А.А. отказано.
В жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на те же обстоятельства, что и при обращении с иском в суд, полагает, что факт наличия жилья большей площадью, чем указано в техническом паспорте, подтверждается представленными доказательствами, выводы суда о пропуске срока на обжалование постановления администрации противоречиво.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 4 Закона Алтайского края от 14.09.2010 N 73-ЗС "О единовременной материальной помощи и компенсации за утраченное жилье гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Михайловского района Алтайского края в сентябре 2010 года", гражданам, являвшимся собственниками жилого помещения и утратившим его (его часть) в результате чрезвычайной ситуации, предоставляется компенсация за утраченное жилье в одной из следующих форм (по выбору гражданина): а) восстановление жилого помещения; б) строительство нового жилого помещения; в) приобретение готового жилого помещения; г) компенсационная выплата взамен утраченного жилья.
Порядок назначения и предоставления компенсации за утраченное жилье устанавливается Администрацией Алтайского края.
В соответствии с Порядком компенсаций за утраченное жилье гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Михайловского района Алтайского края в сентябре 2010 года, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 15 сентября 2010 г. №410, к пострадавшим относятся граждане, являющиеся собственниками жилого помещения, и проживающие с ними члены семьи, утратившие жилое помещение (его часть) в результате чрезвычайной ситуации.
Компенсация за утраченное жилое помещение (его части) пострадавшим гражданам осуществляется в соответствии с законом Алтайского края от 14 сентября 2010 года № 73-ЗС «О единовременной материальной помощи и компенсации за утраченное жилье гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Михайловского района Алтайского края в сентябре 2010 года» в одной из следующих форм по выбору: восстановление жилого помещения, строительство нового жилого помещения, приобретение готового жилого помещения, компенсационная выплата взамен утраченного жилья.
Обеспечение жильем пострадавших граждан осуществляется в формах строительства нового жилого помещения или его восстановления на территориях тех населенных пунктов Михайловского района Алтайского края, в границах которых находились утраченные в результате природных пожаров жилые помещения.
Судом установлено, что Суспин А.А. в силу договора купли-продажи от 21 января 2008 года и свидетельства о государственной регистрации права от 21.января 2008 года, являлся собственником жилого дома, общей площадью 41 кв. м, и земельного участка площадью 2 442 кв. м, расположенных по адресу: «...». По данным технического паспорта по состоянию на 30 ноября 2007 года общая площадь указанного дома составляла 41 кв. м.
Имущество в виде частного одноквартирного жилого дома, надворных построек, принадлежащих Суспину А.А., было уничтожено и повреждено в результате природного пожара.
17 сентября 2010 года Суспин А.А. обратился с заявлением в администрацию Михайловского района Алтайского края о предоставлении компенсации за утраченное (сгоревшее) жилье, расположенное по адресу: «...», в форме строительства нового жилья. Суспин А.А. был признан пострадавшим от пожара и имеющим право на жилое помещение общей площадью 45 кв. метров.
21 сентября 2010 года от Суспина А.А. в Межведомственную комиссию по спорным вопросам поступило заявление о том, что он не согласен с предоставляемой ему площадью жилого дома, так как у него был дом большей площадью.
Решением Межведомственной комиссии по рассмотрению спорных вопросов Михайловского района Алтайского края от 22 сентября 2010 года в удовлетворении заявления Суспина А.А. было отказано, комиссией во внимание была принята площадь жилого дома по техническому паспорту 41 кв. м, данное решение комиссии Суспину А.А. не направлялось и не вручалось.
В ноябре 2010 года Суспину А.А. был построен новый дом, общей площадью 46,1 кв.м., а также предоставлен земельный участок площадью 2 164 кв. метров, по адресу: «...», что не оспаривается сторонами, при этом данный жилой дом и земельный участок были предоставлены истцу в собственность, а 10 февраля 2011 года Суспиным А.А. было зарегистрировано право собственности на данный жилой дом и земельный участок.
21 сентября 2011 года Суспин А.А. обратился с заявлением в межведомственную комиссию по рассмотрению спорных вопросов о доплате ему денежной компенсации за утраченное жильё в «...» в размере 531 905 рублей, так как ему предоставлена площадь 46,1 кв.м, а 65 кв.м.
Решением межведомственной комиссии по рассмотрению спорных вопросов от 05 октября 2011 года в удовлетворении заявления Суспину А.А. было отказано, так как действующим законодательством, компенсация за утраченное жилое помещение (его части) пострадавшим гражданам может быть предоставлена по выбору гражданина в одной из установленных форм (восстановление жилого помещения, строительство нового жилого помещения, приобретение готового жилого помещения, компенсационная выплата взамен утраченного жилье). Одновременно предоставление за утраченное жилье двух видов компенсации, нормативными актами не предусмотрено.
Поскольку истцу предоставлена компенсация за сгоревший жилой дом по ул. «...», в виде строительства нового дома, суд пришел к правильному выводу о том, что право на получение компенсации за утраченное жилое помещение Суспиным А.А. реализовано.
Истец являлся собственником жилого дома общей площадью 41 кв. м.
Самовольную перепланировку и пристройку истец не оформлял в установленном законом порядке, налог на недвижимость уплачивал исходя из 41 кв. метров.
Поскольку действующим законодательством предусмотрена компенсация пострадавшим за имущество, находящееся в собственности указанных лиц, а самовольная постройка не является таковой, доводы жалобы о нарушении прав истца несостоятельны.
Доводы жалобы о сроке исковой давности не могут быть приняты, поскольку судом спор рассмотрен по существу, а не только по основаниям истечения срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Михайловского районного суда Алтайского края от 20 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Суспина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи