Итоговый документ суда



Судья Ромашова Т.А. Дело № 33-10394/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 декабря 2011 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Поповой Н.П.

судей Кавуновой В.В., Еремина В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменцевском районе на решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 28 октября 2011 года

по делу по иску Линкер В.И. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Линкер В.И. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование требований указала, что *г. обратилась в УПФР в Тюменцевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением от 09 июня 2010г. ей отказано в назначении пенсии, так как не включен в специальный трудовой стаж период работы секретарем комитета комсомола в колхозе им.Свердлова с * по *г. Считает, что указанное решение незаконно, противоречит Конституции РФ, оценка ее пенсионных прав за данный период работы должна производиться на основании постановления Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В связи с изложенным, Линкер В.И. просит признать недействительным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе от *г. №* об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии; обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края включить ей в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы секретарем комитета комсомола в колхозе им.Свердлова с * по *; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с *; взыскать с ответчика расходы по госпошлине в размере * рублей.

В судебном заседании истица исковые требования уточнила в части назначении пенсии с *г., так обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в этот день.

Решением Тюменцевского районного суда Алтайского края от 28 октября 2011 года исковые требования Линкер В.И. удовлетворены.

Признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края от * №* об отказе Линкер В.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Возложена обязанность на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края включить в трудовой стаж Линкер Веры Ивановны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с * по *г. в должности секретаря комитета комсомола колхоза им.Свердлова.

Признано за Линкер В.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложена обязанность на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края назначить Линкер В.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения - с *г.

Взысканы с ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Тюменцевском районе Алтайского края в пользу Линкер В.И. судебные расходы в сумме * рублей.

В кассационной жалобе ответчик ГУ УПФ РФ в Тюменцевском районе, просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что судом необоснованно в специальный стаж истицы включены периоды работы в должности секретаря комитета комсомола колхоза им. Свердлова, поскольку возможность зачета указанных периодов работы в соответствии с постановлением Совета Министров от 17.12.1959г. № 1397 предусмотрена только в случае, если требуемый педагогический стаж (2/3) выработан на дату отмены данного постановления, оно отменено 01.10.1993г., к этому времени требуемый стаж истицей не выработан, а потому основания для включения оспариваемых периодов работы в специальный стаж отсутствуют.

Кроме того, в настоящее время право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 г. № 781. Спорный период работы истца в должности секретаря комитета комсомола колхоза им.Свердлова не подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, так как наименование должности и учреждения в указанных Списках не предусмотрены.

Также кассатор указывает, что судом не дана надлежащая оценка по применению разъяснения Минтруда России от 17.10.2003г. №70, согласно которому при исчислении стажа в целях определения права на трудовую пенсию по старости в стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в общий трудовой и специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета специального стажа, предусмотренного действовавшим на тот момент законодательством.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах ее доводов в силу ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочную пенсию пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. В разделе «Наименование должностей» Списка должность секретаря комитета комсомола не указана.

Такая должность не предусматривались и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Из материалов дела усматривается, что Линкер В.И. *г. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Тюменцевском районе от * №* Линкер В.И. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии (л.д. *).

Из указанного решения следует, что в педагогический стаж истицы не включены периоды ее работы с * по * секретарем комитета комсомола колхоза им.Свердлова.

Во время работы истца в должности секретаря комитета комсомола действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В соответствии с утвержденным указанным Постановлением Совета Министров СССР Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Удовлетворяя исковые требования Линкер В.И. и включая период ее работы в должности секретаря комитета комсомола колхоза им.Свердлова в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, суд пришел к правильному выводу о том, что возможность включения указанной работы в педагогический стаж была предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

В п. 4 указанного Положения о порядке исчисления стажа выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Поскольку не оспариваемый Пенсионным фондом стаж педагогической работы Линкер В.И. составил более требуемых 2/3 от 25 лет, то включение судом периода работы Линкер В.И. с * по * секретарем комитета комсомола колхоза им.Свердлова, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выслугой лет, обосновано.

В соответствии с Приложением № 6 (порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях) к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 05.01.1977 г. № 2 учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности: секретаря, заведующего отделом, сектором, архивом, инструктора, лектора, пропагандиста крайкома, обкома, горкома, райкома КПСС или ВЛКСМ, заведующего парткабинетом, кабинетом политпросвещения или партийной организации предприятия, учреждения или организации, научного работника партийного архива, а также освобожденного выборного работника первичной партийной или комсомольской организации, получавшего заработную плату за счет бюджета партийных или комсомольских органов.

Доводы кассационной жалобы о том, что 2/3 стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей должно быть выработано на момент прекращения действия вышеуказанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения основаны на неверном толковании норм права.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.

В связи с изложенным Разъяснение, утвержденное постановлением Минтруда России от 17.10.2003 г. № 70, на которое ссылается ответчик, не может применяться для ограничения права граждан на пенсионное обеспечение как противоречащее вышеуказанным нормативно-правовым актам и их конституционно-правовому смыслу.

Доводы кассационной жалобы ответчика выводов суда не опровергают, а основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не принимаются судебной коллегией во внимание.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменцевском районе на решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 28 октября 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200