Итоговый документ суда



Судья Мишина Е.В.                                                            Дело № 33-11032/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2011 года                                                                                г. Барнаул

 

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда          в составе

председательствующего  Поповой Н.П.

судей                                  Секериной О.И., Кавуновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Октябрьского района г. Барнаула на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 ноября 2011 года по делу по заявлению Начальника Отдела полиции № 4 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Барнаулу об установлении административного надзора в отношении Жарова И.Е.

Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приговором судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 14 сентября 2001 года Жаров И.Е. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами «ж», «з» части 2 статьи 105, части 1 статьи 139 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему по совокупности преступлений назначено наказание в виде 12 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением Индустриального районного суда г. Барнаула от 25 июня 2009 года Жаров И.Е. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на 3 года 10 месяцев 16 дней с возложением обязанности прибыть для проживания в г. «...», улица «...», в течение одной недели встать на учет в специализированный орган по месту жительства и ежемесячно являться на регистрацию.

28 октября 2011 года Начальник Отдела полиции № 4 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Барнаулу обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Жарова И.Е. административного надзора со следующими ограничениями: запретить выезд из г. Барнаула Алтайского края, запретить пребывание в местах проведения массовых мероприятий, в местах продажи алкогольной продукции; обязать являться 4 раза в месяц в Отдел полиции № 4 УМВД России по г. Барнаулу.

Заявление обосновано тем, что Жаров И.Е. осужден за совершение особо тяжкого преступления, срок погашения судимости - 25 июня 2017 года, в настоящее время он не работает, злоупотребляет спиртным, на путь исправления встать не стремиться, 14 апреля и 21 июля 2011 года привлекался к административной ответственности по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому следует установить в отношении Жарова Е.И. административный надзор.

Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 15 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Начальника Отдела полиции № 4 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Барнаулу об установлении административного надзора в отношении Жарова Е.И. отказано.

В кассационном представлении прокурор Октябрьского района г. Барнаула просит об отмене решения суда, поскольку условно-досрочное освобождение и административный надзор являются самостоятельными институтами, которые осуществляются различными органами: органами уголовно-исполнительной системы и органами внутренних дел соответственно. Ограничения прав, налагаемые на освобожденных осужденных при административном надзоре, отличаются от мер, применяемых к освобожденным условно-досрочно. Кроме того, Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» не запрещает применять меры административного надзора к освобожденным условно-досрочно осужденным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия отменяет решение суда в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункты 1, 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, административный надзор не может быть применен к лицам, условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания в период не отбытой части наказания, то есть когда действие условно-досрочного освобождения не истекло.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон) административный надзор представляет собой наблюдение за соблюдением предусмотренных законом временных ограничений прав и свобод и выполнением обязанностей лицом, освобожденным из мест лишения свободы.

Задачами административного надзора является предупреждение совершения определенными Федеральным законом лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия.

Согласно статье 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение определенных категорий преступлений, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы.

В силу части 3 данной статьи, предусматривающей основания установления административного надзора, он устанавливается, в частности, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения, посягая на предусмотренный Федеральным законом объект.

По смыслу указанных правовых норм в их системном единстве, исходя из целей института административного надзора, он применяется в отношении лиц, фактически освобожденных из мест лишения свободы, то есть таких, которые отбыли наказание в виде реального лишения свободы.

При этом Федеральным законом не предусмотрено ограничений в применении административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы в порядке статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания.

При условно-досрочном освобождении лицо считается освобожденным от отбывания наказания в виде реального лишения свободы, то есть подпадает под категорию лиц «освобожденных из мест лишения свободы» в смысле положений Федерального закона, выводы суда об обратном нельзя признать обоснованными.

Само по себе то обстоятельство, что в рамках условно-досрочного освобождения в отношении осужденного могут быть установлены обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации, автоматически не означает, что к данному лицу не могут быть применены меры административного надзора.

Административный надзор по правовой природе не является мерой уголовно-правового характера, неисполнение возложенных на основании норм Федерального закона обязанностей влечет иные последствия, нежели неисполнение обязанностей, возложенных судом по правилам статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Схожесть административных ограничений, предусмотренных статьей 4 Федерального закона, и обязанностей уголовно-правового порядка, возлагаемых при условно-досрочном освобождении, не свидетельствует об идентичности указанных правовых институтов и невозможности их одновременного применения.

Таким образом, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Поскольку суд отказал в удовлетворении заявления прокурора только на том основании, что административный надзор не подлежит применению к Жарову И.Е. как условно-досрочно освобожденному, не оценив по существу доводы прокурора об основаниях установления административного надзора и характере ограничений, которые следует возложить на Жарова И.Е., а также возражения Жарова И.Е. относительно разъездного характера трудовой деятельности, судебная коллегия лишена возможности принять по делу новое решение, поэтому оно подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применив нормы материального и процессуального права, разрешить заявление прокурора по существу.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 ноября 2011 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200