Итоговый документ суда



Дело №4а-881/2010

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Барнаул                                       «18» ноября 2010 года

Заместитель председателя Алтайского краевого суда Параскун Т.И., рассмотрев в порядке надзора жалобу главы Шипуновского района Алтайского края Бергина И.П. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Шипуновского района Алтайского края от 26 августа 2010 года и  решение судьи Шипуновского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2010 года, которыми Бергин И.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

согласно постановлению прокурора Шипуновского района Алтайского края о возбуждении производства об административном правонарушении от 19 июля 2010 года главе Шипуновского района Алтайского края Бергину И.П. надлежало в срок до 10 июля 2010 года предоставить в прокуратуру района подробную информацию о правовых основаниях и источнике информации, изложенной в письме от 24.06.2010 г. о принятии мер прокурорского реагирования к индивидуальному предпринимателю Т.

Указанное требование было получено администрацией района 28.06.2010 г., однако ответ на запрос поступил в прокуратуру только 15.07.2010 г., т.е. спустя 5 суток после установленного прокурором срока.

Вышеназванным постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда, Бергин И.П. признан виновным по ст. 17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В надзорной жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Бергин И.П. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на то, что требования прокурора о предоставлении ему сведений были незаконными; ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает только в случае невыполнения требований прокурора, тогда как Бергин И.П. выполнил их несвоевременно; прокурором не доказан умысел на совершение данного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу жалобу Бергина И.П. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обязывают судью определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.

Данные требования мировым судьей выполнены не были.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Поскольку данной статьей предусмотрена ответственность за невыполнение законного требования, для принятия решения по делу необходимо установить законность предъявления такого требования.

Из материалов дела следует, что 25.06.2010 г. в прокуратуру Шипуновского района Алтайского края из администрации Шипуновского района Алтайского края поступило письмо с просьбой принять меры прокурорского реагирования к индивидуальному предпринимателю Т., осуществляющего пассажирские перевозки на межмуниципальных и муниципальных маршрутах.

В обращении глава Шипуновского района Алтайского края Бергин И.П. ссылался на то, что между администрацией Шипуновского района Алтайского края и указанным предпринимателем 17.02.2009 г. был заключен договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Шипуновского района Алтайского края. При оказании услуг населению Т. не соблюдает условия данного договора, что влечет нарушение закона Алтайского края «Об организации транспортного обслуживания», прав потребителей и влияет на безопасность дорожного движения.

Кроме того, Бергин И.П. в письме указал на то, что 01.01.2010 г. между МУП «Шипуновское АТП» и Т. заключены договор на оказание услуг на осуществление пассажиро-перевозок и договор поручения в части оказания услуг по маршрутам Шипуново-Воробьево, Шипуново-Озерки, Комариха-Шипуново-Барнаул. Однако уведомлением от 17.06.2010 г. Т. расторгнул договоры от 01.01.2010 г. в связи с открытием автостанции 18.06.2010 г. (л.д. 6-7).

По мнению главы района действия индивидуального предпринимателя не соответствовали требованиям и нормам действующего законодательства.

Прокурором Шипуновского района Алтайского края 25.06.2010 г. в адрес главы Шипуновского района Алтайского края Бергина И.П. направлен запрос о предоставлении подробной информации о правовых основаниях и источнике информации, изложенной им в письме от 24.06.2010 г., с требованием исполнить его в срок до 10.07.2010 г. (л.д. 8-9). Данный запрос был получен администрацией района 28.06.2010 г., о чем свидетельствует отметка в книге учета исходящей корреспонденции прокуратуры Шипуновского района (л.д. 10-11). Однако ответ на запрос прокурора района от главы района Бергина И.П. поступил лишь 15.07.2010 г., т.е. спустя 5 суток после установленного прокурором срока.

По факту неисполнения вышеназванных требований прокурора, изложенных в запросе, 19 июля 2010 года прокурором Шипуновского района Алтайского края вынесено постановление о возбуждении в отношении главы Шипуновского района Алтайского края Бергина И.П. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

Привлекая Бергина И.П. к административной ответственности, мировой судья ограничился установлением факта неисполнения Бергиным И.П. требований, изложенных в запросе прокурора, не исследовав при этом вопрос о законности такого требования.

Между тем, как усматривается из материалов административного дела, требования прокурора Шипуновского района, направленные в адрес главы Шипуновского района, не были законными.

Действительно, в силу статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из их полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. Однако во всех случаях требования прокурора должны быть основаны на законе.

В адресованном главе района Бергину И.П. запросе прокурор требовал привести правовое основание выводов о незаконности действий Т., каким именно требованиям и нормам законодательства эти действия не соответствуют; указать источник информации и представить документы, подтверждающие данную информацию. Также прокурор требовал сообщить, какие меры предпринимались администрацией района по допущенным Т. нарушениям договора от 17.02.2009 г. (л.д. 8-9).

Вместе с тем такого требования как указание правового основания поданных в прокуратуру заявлений, жалоб, запросов (обращений), т.е. каким именно требованиям и нормам закона не соответствуют действия (бездействие) того или иного лица (гражданина, должностного лица) либо органа, с которыми не согласен заявитель, действующее законодательство не содержит.

При этом ни прокурор, ни мировой судья не учли, что Бергин И.П. в своем обращении от 24.06.2010 г. такое основание привел, указав, что индивидуальный предприниматель Т. нарушает права потребителей и положения Закона Алтайского края «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае».

Факт обращения главы администрации Шипуновского района Бергина И.П. в прокуратуру по поводу нарушения Т. организации транспортных услуг населению является достаточным основанием для инициирования проверки, поскольку в силу пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона Алтайского края от 12.09.2007 г. № 91-ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае» именно на администрации муниципального образования возложена обязанность по организации транспортного обслуживания населения на маршрутах транспорта общего пользования на территории такого образования.

Администрация Шипуновского района является стороной по договору на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам Шипуновского района Алтайского края, заключенного с Т. 17.02.2009 г., в связи с чем, ее обращение является источником информации. В случае недостаточности сведений о необходимости принятия мер прокурорской проверки прокурор не лишен возможности принять решение об отказе в удовлетворении обращения главы администрации района.

Что касается обязания Бергина И.П. сообщить прокурору о мерах, предпринятых по отношению к Т. в связи с допущенными нарушениями заключенного между ним и администрацией Шипуновского района договора от 17.02.2009 г., то оно правового значения для проведения прокурорской проверки не имело.

С учетом изложенного требования прокурора, адресованные главе Шипуновского района Бергину И.П. о предоставлении информации о правовых основаниях и источнике информации, изложенной в письме от 24.06.2010 г. о принятии мер прокурорского реагирования к индивидуальному предпринимателю Т., не основаны на законе.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Шипуновского района Алтайского края от 26 августа 2010 года не может быть признано законным и подлежит отмене.

Поскольку при пересмотре постановления мирового судьи допущенные нарушения не были устранены, решение судьи Шипуновского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2010 года также подлежит отмене.

Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ст. 17.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13 и п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

жалобу главы Шипуновского района Алтайского края Бергина И.П. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Шипуновского района Алтайского края от 26 августа 2010 года и решение судьи Шипуновского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2010 года, вынесенные в отношении Бергина И.П., отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Алтайского краевого суда              Т.И. Параскун