Дело №4а-849/2010
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Барнаул «11» ноября 2010 года
Заместитель председателя Алтайского краевого суда Параскун Т.И., рассмотрев в порядке надзора жалобу начальника Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» Д. на постановление мирового судьи судебного участка №8 г. Рубцовска Алтайского края от 29 июня 2010 года и решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 августа 2010 года, которыми
Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю», расположенное по адресу: «...»,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
согласно постановлению Рубцовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2010 г. в ходе проведенной проверки установлено, что Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» (далее по тексту - ИК №5) осуществляло фармацевтическую деятельность, не имея на это специального разрешения (лицензии).
Вышеназванным постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи городского суда, ИК №5 признана виновной по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В надзорной жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Д. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства, ссылаясь на то, что ИК №5 фармацевтическую деятельность не осуществляет.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу жалобу Д. подлежащей частичному удовлетворению.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
Привлекая ИК №5 к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление фармацевтической деятельности без лицензии, мировой судья в постановлении от 29.06.2010 г. указал следующее.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Данным перечнем предусмотрено лицензирование, в том числе, фармацевтической деятельности (пп. 47 п. 1 ст. 17 настоящего Закона).
В силу ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (действующего на момент совершения правонарушения) аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств (ст. 4 вышеназванного Закона).
В свою очередь под обращением лекарственных средств в ст. 4 названного выше Закона понимается обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств.
Мировым судьей установлено, что в ФБУ ИК-5 имеется самостоятельное структурное подразделение - медицинская часть с отдельным помещением под названием «Аптека», где производится хранение лекарственных средств. Между тем непосредственной реализацией, изготовлением или отпуском лекарственных средств ИК №5 не занимается, какую-либо фармацевтическую деятельность не осуществляет.
Из материалов дела следует, что медицинская часть ИК №5 (ЛПУ) функционирует на основании лицензии, дающей право на осуществление занятия такой деятельности, закупает и хранит в специально оборудованном помещении лекарственные средства именно в целях осуществления медицинской, а не фармацевтической деятельности.
Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. №416.
Согласно данному Положению установленный порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, распространяется только на оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств (п. 1 Положения).
Из смысла статьи 4 ФЗ «О лекарственных средствах» также следует, что фармацевтическая деятельность включает в себя лишь оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, а также изготовление лекарственных средств.
При этом такие разновидности обращения лекарственных средств как хранение, упаковка и др., предусмотренные абзацем 18 статьи 4 Федерального закона «О лекарственных средствах», действующего на момент обнаружения правонарушения, в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности не включены.
В судебном заседании у мирового судьи и в районном суде представитель ИК №5 ссылался на то, что лицензия на осуществление фармацевтической деятельности данному учреждению не требуется, в обоснование своих доводов представил ответ руководителя Управления Росздравнадзора по Алтайскому краю от 13.07.2010 г. (л.д. 83, 117), которое в силу требований пп. 5.3 п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №323, осуществляет в лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к их компетенции, в том числе и федеральный бюджетных учреждений.
Однако в нарушение требований ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, является преждевременным.
Таким образом, полагаю, что без установления всех обстоятельств по данному делу нельзя однозначно сделать вывод о наличии оснований для привлечения ФБУ «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В связи с чем решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 25.08.2010 г. подлежит отмене, а дело с жалобой - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении жалобы федеральному судье необходимо учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку всем доказательствам в их совокупности, вызвать в суд и допросить в качестве специалиста должностное лицо Управления Росздравнадзора по Алтайскому краю, выяснить, необходима ли ИК №5 лицензия на занятие фармацевтической деятельностью, и вынести решение в соответствии с законом.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 3 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
жалобу начальника Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» Д. удовлетворить частично.
Решение судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 августа 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Т.И. Параскун