Дело № 2-66-10
П р и г о в о р
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
22 октября 2010 года <данные изъяты>
Судья Краснодарского краевого суда Артамонов В.Г. с участием государственного обвинителя – прокурора отдела государственных обвинителей прокуратуры Краснодарского края советника юстиции Мещерякова А.В., осужденного Семёнова Ю.Ю., его адвоката Гришко Л.Б. представившей удостоверение № 3299 и ордер № 293401, общественного защитника Б., потерпевших: О. и Д., законного представителя <данные изъяты> потерпевшей Д. -Кандаурова Р.В., представителя потерпевшей Д.- Деменко Л.А., при секретаре Конутенко А.Г. рассмотрел в закрытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Семенова Ю.Ю. **.**.**** года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, с образованием <данные изъяты>, ранее не судимого, <данные изъяты> временно не работавшего, проживавшего в <адрес обезличен> содержащегося под стражей с 9 марта 2010 года,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч.2 п. «а», 134 ч.1, 167 ч.2 УК РФ.
Проверив и исследовав в судебном заседании представленные органами предварительного следствия материалы уголовного дела, судья
у с т а н о в и л :
Семёнов Ю.Ю. в период с июля 2008 года по 9 февраля 2009 года <данные изъяты> совершал (данные изъяты как не подлежащие размещению) он же 5 марта 2010 года умышленно убил двух лиц, он же 5 марта 2010 года умышленно уничтожил и повредил путём поджога чужое имущество, причинив потерпевшей значительный ущерб.
Преступления им совершены при следующих обстоятельствах.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> из мести решил совершить убийство Д.А.И. и Д.Н.Л. С этой целью вечером 4 марта 2010 года Семёнов Ю.Ю. пришел к своему знакомому В. и попросил у того ружьё для отстрела собак. В. передал Семёнову Ю.Ю. двуствольное охотничье ружьё ИЖ-27 двенадцатого калибра и к нему 2 патрона снаряженные дробью № 0 и 3 патрона дробью № 4. Около 1 часа ночи 5 марта 2010 года Семёнов Ю.Ю., имея с собой вышеуказанное ружьё и патроны, пришел к дому <адрес обезличен>, где проживали супруги Д.А.И. и Д.Н.Л., через открытые двери прошел в помещение дома, зашел в спальную комнату, где на кровати спали Д.А.И. и Д.Н.Л.. С целью лишения их жизни произвел в каждого из них из имеющегося у него охотничьего ружья зарядом дроби № 0 с близкого расстояния по одному выстрелу в область головы, причинив Д.А.И. входное огнестрельное отверстие в правой скуловисочной области, дробовое одиночное слепое ранение головы, а Д.Н.Л. входное огнестрельное отверстие в правой скуловисочной области, дробовое одиночное сквозное ранение головы, в результате чего сразу же наступила смерть Д.А.И. и Д.Н.Л.
С целью сокрытия убийства двух лиц, а также умышленного уничтожения и повреждения путём поджога имущества супругов Д.А.И. и Д.Н.Л. и их <данные изъяты> дочери Д., Семёнов Ю.Ю. в гараже домовладения взял пластиковую емкость с горючей жидкостью, которую вылил в комнате, где проживала <данные изъяты> Д., поджег жидкость, от чего произошло возгорание, в результате чего огнём было повреждено домовладение принадлежавшее супругам Д.А.И. и Д.Н.Л. и находившееся в нём имущество на общую сумму 521721 рубль, причинившее значительный ущерб потерпевшей О.- дочери супругов Д.А.И. и Д.Н.Л. После поджога Семёнов Ю.Ю. скрылся с места происшествия, выехал из <данные изъяты> и на автодороге по направлению к <данные изъяты> имевшееся у него ружьё в чехле выбросил на обочину дороги прилегающей к кладбищу <данные изъяты>. Семёнов Ю.Ю. был задержан 7 марта 2010 года.
В судебном заседании подсудимый Семёнов Ю.Ю. виновным себя по предьявленному обвинению не признал полностью, показания давать отказался, не обьясняя причин отказа.
В связи с этим в судебном заседании были исследованы его показания, данные им на предварительном следствии.
Будучи допрошенным на предварительном следствии в качестве подозреваемого 7 марта 2010 года л.д. № 81 т.5 Семёнов Ю.Ю. дал показания о том, что с потерпевшей Д.. <данные изъяты> В связи с этим с родителями девушки у него возникали ссоры. Вечером 4 марта 2010 года у своего знакомого В. он взял охотничье ружьё ИЖ-27 двенадцатого калибра. Около 1 часа ночи 5 марта 2010 года решил поговорить с родителями Д., взял с собой ружьё, зарядил его патронами. В дом Д.А.И. и Д.Н.Л. по <адрес обезличен> зашел через открытую дверь, родителей девушки нашел спящими в своей комнате. Вспомнил о конфликтах с ними и решил их убить. Из имевшегося ружья произвёл два выстрела в головы спящих. Решил инсценировать хищение. В гараже домовладения нашел ёмкость с горючей жидкостью, которую вылил в одной из комнат, спичкой поджог жидкость. После того, как вспыхнуло пламя, вышел из дома. На автомашине выехал из <данные изъяты>, ружьё выбросил не доезжая до <данные изъяты>.
При проверке показаний Семёнова Ю.Ю. на месте происшествия 12 марта 2010 года л.д. № 116 т.5 он полностью подтвердил свои показания в качестве подозреваемого в части убийства супругов Д.А.И. и Д.Н.Л., показал <адрес обезличен>, комнату, в которой он произвел два выстрела в Д.А.И. и в Д.Н.Л..
При допросе в качестве подозреваемого 16 марта 2010 года л.д. № 144 т.5 Семенов Ю.Ю. также заявил, что он полностью подтверждает ранее данные показания относительно убийства супругов Д.А.И. и Д.Н.Л..
Давая оценку указанным показаниям Семёнова Ю.Ю. на предварительном следствии и его показаниям в судебном заседании, нахожу обьективными те из них, которые им были даны на предварительном следствии.
Отрицание подсудимым в судебном заседании полностью своей вины в совершении преступлений является способом его защиты от обвинения с целью избежания ответственности за содеянное.
Изложенные выше показания Семёнова Ю.Ю. на предварительном следствии были даны им с участием и в присутствии защитника Борисенко И.В., они не противоречат, согласуются и подтверждаются рядом имеющихся по делу доказательств, которые изложены ниже.
В частности, имеющимся на л.д. № 58 т.1 заявлением Семёнова Ю.Ю. от 7 марта 2010 года на имя руководителя <данные изъяты> МСО следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю о том, что вечером 4 марта 2010 года у своего знакомого В. он взял охотничье ружьё ИЖ-27 двенадцатого калибра. Около 1 часа ночи 5 марта с ружьём пришел в домовладение Д.А.И. и Д.Н.Л., где в спальной комнате произвёл в них два выстрела, после чего с помощью горючей жидкости поджег одну из комнат дома.
На л.д. № 76 т.1 имеется протокол заявления о явке с повинной от 7 марта 2010 года свидетельствующий о том, что в 17 часов указанного дня к оперативному уполномоченному ОВД по <данные изъяты> Л. обратился Семёнов Ю.Ю. с заявлением о совершении им из охотничьего ружья убийства супругов Д.А.И. и Д.Н.Л. и поджоге дома последних.
В этой части в судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен оперативный работник милиции Л., который пояснил о том, что после убийства супругов Д.А.И. и Д.Н.Л. 7 марта 2010 года он проводил с Семёновым Ю.Ю. беседу касающуюся убийства Д.А.И. и Д.Н.Л.. Семёнов Ю.Ю. отрицал свою причастность к убийству, затем попросил пригласить потерпевшую Д. Когда та зашла в кабинет, Семёнов Ю.Ю. попросил у нее прощения, <данные изъяты>. После ухода Д. Семёнов Ю.Ю. заявил о своём желании сделать заявление о явке с повинной, после чего подробно рассказал об обстоятельствах убийства супругов Д.А.И. и Д.Н.Л. и поджоге их дома. В связи с этим им, Л., был составлен протокол заявления Семёнова Ю.Ю. о явке с повинной с полным изложением заявления Семёнова Ю.Ю. Протокол Семёнов Ю.Ю. подписал.
В судебном заседании подсудимый Семёнов Ю.Ю. не отрицал изложенных свидетелем Л. обстоятельств, при которых им, Семёновым Ю.Ю., была дана явка с повинной.
Из показаний в судебном заседании <данные изъяты> потерпевшей Д. следует, <данные изъяты>
Об этом же дала показания в судебном заседании и потерпевшая О.
Таким образом, показания потерпевших свидетельствуют о мотиве убийства, которым являлась месть со стороны Семёнова Ю.Ю. по отношению к супругам Д.А.И. и Д.Н.Л..
О виновности Семёнова Ю.Ю. в убийстве супругов Д.А.И. и Д.Н.Л. свидетельствуют и показания допрошенного в судебном заседании свидетеля В. о том, что вечером 4 марта 2010 года к нему пришел Семёнов Ю.Ю. и попросил охотничье ружьё для отстрела собак. Поскольку Семёнов Ю.Ю.являлся его знакомым и участковым уполномоченным милиции, он передал ему своё ружьё ИЖ-27 двенадцатого калибра и 5 патронов, два из которых были снаряжены дробью № 0.
Свидетель Т. также пояснила, что видела, как муж передавал Семёнову Ю.Ю. охотничье ружьё.
Согласно имеющихся на л.д. № 116 и 129 т.5 протокола проверки показаний на месте и протокола осмотра места происшествия 12 марта 2010 года Семёнов Ю.Ю. показал место, куда он выбросил орудие преступления. В результате этого на обочине дороги ведущей от станицы Павловской на дачный посёлок в районе кладбища <данные изъяты> было обнаружено охотничье ружьё ИЖ-27 двенадцатого калибра в разобранном виде в чехле.
Согласно заключению эксперта-криминалиста на л.д. № 225 т.3 представленное на экспертизу оружие, обнаруженное на месте происшествия, относится к огнестрельному двуствольному охотничьему ружью модели ИЖ-27 двенадцатого калибра, исправно, к производству выстрелов пригодно, выстрел из него без нажатия на спусковой крючок не возможен.
По заключениям судебно-медицинского эксперта на л.д. № 201, 216 т.2 причиной смерти Д.А.И. явилось огнестрельное дробовое одиночное слепое ранение головы с ушибом и разможжением вещества головного мозга, разрывами его оболочек. Причиной смерти Д.Н.Л. явилось огнестрельное дробовое одиночное сквозное ранение головы с ушибом и размозжением вещества головного мозга, разрывами его оболочек.
Согласно заключениям судебно-медицинского эксперта на л.д. л.д. № 234 т.2, 15 т.3 повреждения в области головы у Д.А.И. и Д.Н.Л. имеют признаки огнестрельного, дробового, в состав снаряда входит свинец. Дистанция выстрела близкая.
Имеющиеся на л.д. № 41,61 т.3 заключения эксперта-криминалиста свидетельствует о том, что дробь, изьятая в ходе осмотра места происшествия в частично сгоревшем домовладении по <адрес обезличен> имеет общую родовую и групповую принадлежность с дробью, изьятой из трупов Д.Н.Л. и Д.А.И., то есть они изготовлены по одной технологии из сырья одинакового химического состава. Дробь, изьятая у В., имеет общую родовую принадлежность с дробью, изьятой при осмотре места происшествия и с дробью из трупов Д.Н.Л. и Д.А.И., то есть они изготовлены по одной технологии, но из сырья разного химического состава и относятся к дроби разных номеров. Фрагмент прокладки из картона светло-коричневого цвета, изьятый в ходе осмотра места происшествия, имеет общую родовую принадлежность и общую групповую принадлежность- общий источник происхождения по сырью с десятью картонными прокладками светло-коричневого цвета, изьятыми у В.
Указанное заключение эксперта о том, что дробь, изьятая с места происшествия, и дробь, изьятая у В., не совпадают по номерам находит обяснение в показаниях свидетеля В., что Семенову Ю.Ю. вместе с ружьём он передал 2 патрона с дробью № 0 и 3 патрона с дробью № 4. Других патронов с дробью № 0 у его больше не имелось.
Таким образом, заключения экспертов подтверждают указанные выше показания Семёнова Ю.Ю. о том, что охотничье ружьё со снаряженными патронами он получил от В. и именно из этого ружья он произвёл выстрелы в супругов Д.А.И. и Д.Н.Л..
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен брат подсудимого Ю. который дал показания о том, что в ночь с 4 до 8 часов 5 марта 2010 года его брат Семёнов Ю.Ю. находился с ним в доме и никуда не уходил, в связи с чем не мог совершить убийство Д.А.И. и Д.Н.Л., то есть у его имеется алиби. Аналогичную позицию на завершающем этапе предварительного следствия занимал и подсудимый Семёнов Ю.Ю.
Однако указанные показания нельзя признать состоятельными, поскольку они не согласуются и противоречат всем имеющимся по делу доказательствам.
Кроме того, на предварительном следствии свидетель Ю. показания которого исследовались, пояснял, что он заснул в своём доме около 24 часов 4 марта 2010 года, брата еще дома не было. Когда спал, услышал голос брата между 3 и 5 часами. Проснулся же он только в 10 часов.
Акт о пожаре и заключение государственного пожарного надзора на л.д. № 68-69 свидетельствуют о том, что пожар в доме <адрес обезличен> возник в 5 часов 20 минут 5 марта 2010 года. Пожар не мог произойти по электротехническим причинам, от самовозгорания каких-либо веществ, от отопительных приборов. Источником пожара явился источник открытого огня. Причиной пожара явились умышленные действия, направленные на уничтожение имущества.
Согласно заключений строительно –технических экспертиз на л.д. № 162, 181 т.3 стоимость конструкций дома <адрес обезличен>, пострадавших от пожара, составляет 436745 рублей, а стоимость восстановительного ремонта указанного дома составляет 474950 рублей.
Оценивая в совокупности все имеющиеся доказательства, нахожу вину Семёнова Ю.Ю. в умышленном убийстве двух лиц и умышленном уничтожении и повреждении путём поджога чужого имущества, повлекшего причинение потерпевшей значительного ущерба, в судебном заседании установленной. Действия Семёнова Ю.Ю. в этой части следует квалифицировать по ст.ст. 105 ч.2 п.»а», 167 ч.2 УК РФ.
Потерпевшей О. по данному уголовному делу заявлен гражданский иск о взыскании с Семёнова Ю.Ю. в возмещение материального ущерба, причинённого преступлением, 744396 рублей, в возмещение судебных расходов 5000 рублей и в счёт компенсации морального вреда 1000000 рублей.
Поскольку Семёнову Ю.Ю. было предьявлено обвинение в умышленном уничтожении чужого имущества путём поджога, повлекшего причинение значительного ущерба потерпевшей на сумму только 521721 рубля, именно эта сумма подлежит взысканию с Семёнова Ю.Ю. в возмещение материального ущерба.
С Семёнова Ю.Ю. также подлежит взысканию в пользу потерпевшей и расходы по оплате услуг адвоката в сумме 5000 рублей, поскольку на л.д. № 44 т.6 имеется квитанция об уплате указанной суммы О. <данные изъяты> юридической консультации за ведение адвокатом уголовного дела со стороны потерпевшей.
Что касается взыскания с Семёнова Ю.Ю. причинённого преступлением потерпевшей морального вреда согласно имеющегося искового заявления, то в судебном заседании потерпевшая О. заявила, что она отказывается от взыскания с Семёнова Ю.Ю. морального вреда, причиненного совершенными им преступлениями.
В судебном заседании Семёнов Ю.Ю. виновным себя также не признал и в совершении <данные изъяты>
Однако его вина в этом подтверждается рядом исследованных и проверенных в судебном заседании доказательств.
<данные изъяты>
Каких-либо оснований сомневаться в обьективности показаний потерпевшей не имеется, так как они ничем по делу не опорочены, являются последовательными, не противоречат, согласуются и подтверждаются другими имеющимися по делу доказательствами.
В судебном заседании исследовались показания Семёнова Ю.Ю., данные им на предварительном следствии в качестве обвиняемого 24 августа 2010 года л.д. № 168 т.5. Семёнов Ю.Ю. пояснял, <данные изъяты>
<данные изъяты>
Вина Семёнова Ю.Ю. подтверждается также показаниями потерпевшей О. <данные изъяты>
Из показаний <данные изъяты> свидетеля А. следует, <данные изъяты>
Свидетели В., С. пояснили, что неоднократно видели в <данные изъяты> в 2008-2009 годах вместе Семёнова Ю.Ю. и <данные изъяты> Д. Несколько раз выезжали в лес вместе со своими женами, Семёновым Ю.Ю. и Д. Поведение Семёнова Ю.Ю. и Д. свидетельствовало о их близких отношениях.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от 26 июля 2010 года на л.д. № 8 т.4 Д. <данные изъяты>
С учётом изложенных выше доказательств прихожу к убеждению в том, что вина Семёнова Ю.Ю. в судебном заседании в совершении <данные изъяты>
По заключению экспертов проведённой ими стационарной комплексной судебно-психиатрической экспертизы от 7 апреля 2010 года на л.д. № 134 т.3 Семёнов Ю.Ю. каким-либо хроническим психическим расстройством не страдал в прошлом, в момент совершенных им деяний, в период производства по настоящему уголовному делу, не страдает ими и в настоящее время. В момент совершения правонарушений не находился он и в состоянии физиологического аффекта либо в эмоциональном состоянии, которое могло бы существенно повлиять на его сознание и деятельность.
С учётом заключения экспертов-психиатров, того, что Семёнов Ю.Ю. до совершения правонарушений <данные изъяты> и его поведение не вызывало сомнений в его психической способности, на учёте у врачей психиатров, в психоневрологическом диспансере не состоял, его поведения как до, так и в период, и после совершения преступлений считаю, что Семёнова Ю.Ю. следует считать вменяемым в отношении совершенных им преступлений, так как он сознавал общественно опасный характер своих действий, отдавал им отчёт и мог им руководить.
При назначении подсудимому наказания считаю необходимым учесть характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, одно из которых относится к категории особо тяжких, а два других к категории средней тяжести, данные о личности Семёнова Ю.Ю. характеризовавшегося по месту жительства с положительной стороны, по месту работы удовлетворительно. Обстоятельствами, смягчающими его наказание являются: <данные изъяты>, явка с повинной в совершении убийства и умышленном уничтожении и повреждении путём поджога чужого имущества. Обстоятельств, отягчающих наказание Семёнова Ю.Ю., по делу не установлено. Семёнову Ю.Ю. должно быть назначено наказание в виде лишения свободы с учётом требований ст. 62 УК РФ о назначении наказания при наличии смягчающих обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст.303-309 УПК РФ, судья
п р и г о в о р и л :
Семёнова Юрия Юрьевича признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.134 ч.1, 105 ч.2 п. «а», 167 ч.2 УК РФ и назначить ему наказание:
по <данные изъяты> УК РФ - 3 (три) года лишения свободы;
по ст. 105 ч.2 п. «а» УК РФ - 15 (пятнадцать) лет лишения свободы с ограничением свободы сроком на один год;
по ст. 167 ч.2 УК РФ -3 (три) года лишения свободы;
на основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний окончательно Семёнову Ю.Ю. назначить 18 (восемнадцать ) лет лишения свободы с ограничением свободы сроком на один год и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Зачесть Семёнову Ю.Ю. в срок отбытия наказания задержание его в порядке ст. 91 УПК РФ с 7 по 9 марта 2010 года и содержание под стражей с 9 марта 2010 года.
Меру пресечения Семёнову Ю.Ю. оставить содержание под стражей.
Гражданский иск по уголовному делу удовлетворить частично: взыскать с Семёнова Ю.Ю. в пользу потерпевшей О. 521721 рубль в возмещение ущерба, причинённого преступлением; взыскать с его же в пользу О. 5000 рублей в возмещение средств по оплате услуг адвоката.
Вещественные доказательства по уголовному делу: охотничье ружьё ИЖ-27 № Н05490 хранящееся в ОВД по <данные изъяты> передать в хозяйственный отдел ГУВД по Краснодарскому краю, фрагменты дроби, дробь, фрагменты пыжей, пыжи, прокладки, фрагмент обоев, постельное бельё, спортивную куртку хранящиеся в ОВД по <данные изъяты>, как не представляющие ценности уничтожить, сотовый телефон «Нокиа» и сим карту в нём с оператором «Мегафон» возвратить родственникам Семёнова Ю.Ю., флеш-карту с аудиозаписями на ней возвратить потерпевшей Д.
Приговор может быть обжалован в Верховный Суд РФ через Краснодарский краевой суд осужденным в течение 10 суток со дня получения им копии приговора, другими лицами в тот же срок со дня провозглашения приговора.
Судья Краснодарского
краевого суда: В.Г. Артамонов