Федеральный судья – Бендюк А.К. Дело № 22-797/11
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Краснодар 16 февраля 2011 года
Судебная коллегия по уголовным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Горбань В.В.
судей Захарчевского Ю.В. Талинский О.Л.
рассмотрела в судебном заседании от «16» февраля 2011 г. кассационное представление государственного обвинителя на постановление Крымского районного суда от 13 декабря 2010 года, которым уголовное дело в отношении Т., обвиняемого в совершении преступления предусмотренного п. «а» ч.3 ст.111 УК РФ – возвращено Крымскому межрайонному прокурору для устранения препятствий его рассмотрения.
Заслушав доклад судьи Талинсокго О.Л., мнение прокурора Пилтоян Н..Х., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Т. обвиняется в совершении преступления предусмотренного п. «а» ч.3 ст.111 УК РФ.
Постановлением от 13 декабря 2010 года уголовное дело возвращено прокурору на основании п.1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ ввиду отсутствия в обвинительном заключении данных о месте нахождения Т..
Кроме того, суд указал, что в материалах уголовного дела отсутствуют данные об отбытии Т. наказания по приговору мирового судьи.
В кассационном представлении государственный обвинитель просит постановление суда отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство, полагая, что в материалах дела имеются сведения о том, что Т. имеет не погашенную и не снятую судимость Обращает внимание, что данные о фактическом месте жительства Т. и Н. указанные в обвинительном заключении соответствовали действительности, они являлись по повесткам как к следователю, так и в судебные заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит постановление судьи подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановления судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Эти требования закона судом первой инстанции выполнены не были.
Так, в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 237 УПК судья возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения в случае, если обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований уголовно-процессуального кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта.
Возвращая уголовное дело прокурору суд сослался на то, что в обвинительном заключении неверно указаны данные о месте нахождения Т., обосновав это тем, что обвиняемый во время осуществления приводов отсутствовал по месту жительства, и этот недостаток в судебном заседании устранить не представляется возможным,
Однако эти выводы не основаны на требованиях закона и материалах уголовного дела.
Так, при производстве предварительного расследования установлено, что местом жительства и регистрации Т. является: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, а место жительства и регистрации Н. является: <адрес обезличен>, о чем указано в обвинительном заключении.
Достоверность этого, сомнений не вызывала, обвиняемые Т. и Н., которым в качестве меры пресечения была избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении, являлись для выполнения следственных действий, а 23 июля 2010 года лично получили копии обвинительного акта, что подтверждается их расписками.
Таким образом, в тот период, когда по уголовному делу проводилось расследование, обвиняемый Т. не скрывался и данные о его местонахождении соответствовали действительности.
Судебное разбирательство началось и проводилось с участием подсудимых Т. и Н. (17.08.2010 г., 31.08.2010 г., 14.09.2010 г.)
Как видно из протокола судебного заседания (л.д. 176) подсудимый Т. будучи надлежащим образом уведомленным о дне и времени слушания дела 20 октября 2010 года в судебное заседание не явился и о причинах неявки суду не сообщал.
Вынесенные судом в связи с этим постановления о приводе не были исполнены в связи с его отсутствием по месту жительства.
Таким образом, то обстоятельство, что после назначения судебного разбирательства, на стадии судебного следствия, подсудимый Т., нарушив подписку о невыезде, скрылся, не свидетельствует о недостатках обвинительного заключения и не может рассматриваться в качестве основания для возвращения уголовного дела прокурору.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 253 УПК РФ, если подсудимый скрылся, суд приостанавливает производство в отношении такого подсудимого и выносит постановление о его розыске
Что касается ссылки суда о том, что в материалах дела отсутствуют данные об отбытии Т., то это обстоятельство не препятствует рассмотрению уголовного дела по существу, поскольку в деле имеются сведения о его судимости.
При таких обстоятельствах постановление суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, а кассационное представление государственного обвинителя удовлетворению.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть указанные выше обстоятельства и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.373, 378 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
постановление Крымского районного суда от 13 декабря 2010 года о возвращении уголовного дела в отношении Т. и Н. прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом – отменить, уголовное дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу.