Судья – Завалко С.П. Дело № 12-880/2011 Р Е Ш Е Н И Е «23» июня 2011 года г. Краснодар Судья Краснодарского краевого суда Дунюшкина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» Санталова А.Б., действующего на основании доверенности, на постановление судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 27 мая 2011 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», У С Т А Н О В И Л: Обжалуемым постановлением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 27 мая 2011 года ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», расположенное по адресу: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» по передаче отходов производства и потребления МУП «Полигон» сроком на 90 суток. В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» Санталов А.Б. просит судебное постановление отменить, ссылаясь на то, что при вынесении обжалуемого постановления и назначении юридическому лицу административного наказания в виде административного приостановления деятельности судьей были нарушены нормы действующего законодательства. В возражениях на жалобу представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Лихтина Н.А., действующая на основании доверенности, просит постановление судьи районного суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения представителя ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» Санталова А.Б., поддержавшего доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции находит постановление судьи районного суда подлежащим изменению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Как следует из представленного административного материала, в результате проведенной с 14 марта по 8 апреля 2011 г. плановой выездной проверки ОАО «НСРЗ», ведущего хозяйственную деятельность в г.Новороссийске, установлено, что в части обращения с отходами производства и потребления заключен договор <номер> от 01.01.2011 г. с МУП «Полигон» на передачу отходов ОАО «НСРЗ» на санкционированную свалку ТБО в п. Глебовка г. Новороссийска, сроком действия до 31.12.2011 г. ОАО «НСРЗ» в период с 2010 года по январь 2011 года передавались отходы производства и потребления на указанную свалку, однако лицензия у МУП «Полигон» на право размещения (хранение и захоронение) отходов у МУП «Полигон» отсутствует. Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом проверки и другими доказательствами, оцененными судом в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. При изложенных обстоятельствах деяние, совершенное ОАО «НСРЗ», выразившееся в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Вместе с тем, при назначении юридическому лицу административного наказания в виде административного приостановления деятельности, судья районного суда не учел следующее. Часть 1 ст. 3.12 КоАП РФ устанавливает, что административное приостановление деятельности может быть назначено судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в постановлении от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, при назначении ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» административного наказания, указанные требования административного законодательства оставлены судьей районного суда без внимания. Кроме того, при назначении административного наказания судьей не был учтен характер производственной деятельности ОАО «НСРЗ», заключающейся в осуществлении перевалки экспортно-импортных грузов и ремонте судов. В процессе осуществления данных видов деятельности у ОАО «НСРЗ» образуется основная часть отходов, в том числе отходов 4-го и 5-го классов опасности. Судья не дал оценки доводам представителя ОАО «НСРЗ» о том, что при передаче ОАО «НСРЗ» указанных отходов производства и потребления в МУП «Полигон» Общество действовало в состоянии крайней необходимости, в связи с тем, что на территории муниципального образования г. Новороссийск и территории близлежащих районов отсутствует организация (полигон), имеющая лицензию на деятельность по размещению отходов соответствующих классов опасности. Как следует из преамбулы Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологический надзор направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Пункт 1 ст. 22 названного Закона устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. В частности, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. При вынесении постановления судьей оставлено без внимания имеющееся в материалах письмо от 24.03.2011 г. за исх. № 34-06/855, из которого следует, что деятельность по передаче отдельных видов отходов 4-го и 5-го классов опасности была санкционирована для ОАО «НСРЗ» Территориальным отделом Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Роспотребнадзор по Краснодарскому краю). Таким образом, Территориальный отдел Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Новороссийске в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий санкционировал для ОАО «НСРЗ» возможность вывоза (передачи) отходов производства и потребления (4-го и 5-го классов) опасности в организацию - МУП «Полигон», в ведении которой имеется свалка в <адрес>, не имеющую лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, именно в целях предотвращения угрозы причинения вреда санитарно-эпидемиологическому благополучию работников ОАО «НСРЗ» и населения г. Новороссийска в целом как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Также, судьей не дано правовой оценки доводам представителя ОАО «НСРЗ» о том, что городской полигон ТБО в <адрес> является единственной специализированной и санкционированной свалкой по приему ТБО в <адрес>, а также близлежащих районах. Услугами полигона в <адрес> пользуются не только промышленные предприятия, учреждения и иные организации <адрес>, но и население города. Сдача ТБО, образовавшихся в производственной деятельности ОАО «НСРЗ», на полигон в пос. Глебовка является единственно возможным законным способом размещения ТБО на территории <адрес>. Деятельность полигона по приему ТБО в <адрес> была санкционирована Решением Городской Думы г.Новороссийска от 14.11.2006 г. и постановлением главы г. Новороссийска от 02.02.2000 г. № 210. Из положений ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (в ред. от 03.05.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относится и вопрос об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подп. 14. п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ), а к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе вопрос об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подп. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ). Таким образом, администрация г. Новороссийска, действуя в рамках полномочий, предоставленных ей положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 03.05.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на законном основании санкционировала размещение на территории, входящей в границы муниципального образования город Новороссийск, размещение полигона ТБО, предназначенного исключительно для приема ТБО от населения и предприятий, организаций, а также учреждений г.Новороссийска. Учитывая, что приостановление деятельности ОАО «НСРЗ» по вывозу отходов производства и потребления на единственную в г. Новороссийске санкционированную свалку в пос. Глебовка, находящуюся в ведении МУП «Полигон», повлечет за собой наступление негативных последствий в целом для производственной деятельности завода, а также приведет к необоснованным убыткам и повлечет за собой неминуемое снижение показателей прибыли для одного из крупнейших налогоплательщиков Краснодарского края, судья вышестоящей инстанции считает возможным изменить постановление судьи районного суда в части назначенного юридическому лицу административного наказания, заменив его на административный штраф в размере 100 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции Р Е Ш И Л: Постановление судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 27 мая 2011 года изменить. Резолютивную часть постановления судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 27 мая 2011 года изложить в следующей редакции. Признать ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», расположенное по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 27 мая 2011 года оставить без изменения. Судья краевого суда: