Судья – Балина О.Ф. Дело "номер обезличен" РЕШЕНИЕ «26» июля 2011 года г. Краснодар Судья Краснодарского краевого суда Диянов С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» по доверенности – Гущина Сергея Витальевича на постановление судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 16 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р», УСТАНОВИЛ: Обжалуемым постановлением судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 16 июня 2011 года юридическое лицо - ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей. В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» по доверенности – Гущин С.В. ставит вопрос об отмене, состоявшегося по настоящему делу, постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта. Ознакомившись с доводами жалобы, возражениями представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу по доверенности – Шершень Ю.В. относительно жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения представителей ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» по доверенностям – Гущина С.В. и Лобова А.А., поддержавших доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы представителя ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» не нахожу в связи со следующими обстоятельствами. В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Данное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 10000 рублей до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30000 рублей до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100000 рублей до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу в период с 01 апреля 2011 года по 13 мая 2011 года выявлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления, допущенные ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р». Указанные обстоятельства проверены судьей Первомайского районного суда г. Краснодара в полном объеме и подтверждаются материалами настоящего дела об административном правонарушении. Так, в ходе проведения осмотра территории временных сооружений резервуарного парка ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р», было установлено и зафиксировано в протоколе об административном правонарушении "номер обезличен" от 20 мая 2011 года, что на территории ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» размещен и эксплуатируется модульный туалет, оборудованный герметичной емкостью для сбора фекальных и хозяйственно-бытовых стоков, где образуется и временно накапливается отход IV класса опасности «Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки», при этом в утвержденных предприятию лимитах от 08 сентября 2010 года "номер обезличен" на размещение отходов, данный вид отхода не учтен. Согласно пунктам 1-3 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно пунктам 2-3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Таким образом, в нарушение указанных выше нормативно-правовых актов, в процессе деятельности ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» образуются и временно накапливаются отходы IV класса опасности «Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки» код по ФККО 9510000000000 без установления лимита на его размещение, утилизируются без данных об их составе, свойствах, а также оценки их опасности для окружающей среды. Также в ходе проведения осмотра территории временных сооружений резервуарного парка ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» было установлено и зафиксировано в протоколе об административном правонарушении "номер обезличен" от 20 мая 2011 года, что данное юридическое лицо осуществляет деятельность по накоплению отходов в необорудованных местах без учета требований законодательства к накоплению и размещению отходов производства и потребления, в частности, в установленной на территории деревянной емкости (маркированной сбоку номером 195800) накапливались отходы смешанных типов: обрывки полиэтиленовой тары и полиэтиленовой пленки (V класс опасности); обрывки картона (V класс опасности); бытовые отходы (IV класс опасности). Данная емкость была размещена на грунтовой поверхности, искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) отсутствует, ветрозащитное сооружение и специализированная маркировка «ТБО» емкости отсутствует. На территории ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» также накапливались на открытой грунтовой поверхности (вне оборудованного места накопления отходов) следующие виды отходов: пластиковая тара из-под питьевой воды (IV класс опасности); жестяная алюминиевая емкость (IV класс опасности); пластиковая канистра (IV класс опасности); опустошенная тара из-под краски (IV класс опасности); хлопчатобумажные перчатки (V класса опасности); абразивный круг для резки металлов (IV класс опасности). В ходе проверки было выявлено место несанкционированного накопления отходов I класса опасности (особо опасных отходов) – отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп в количестве 3-х единиц, которые накапливались в открытой емкости (металлической бочке) на улице совместно с отходами иных классов опасности, несмотря на то, что у ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» на территории временных сооружений резервуарного парка в производственном помещении имеется специально оборудованное место накопления для отходов I класса опасности (ртутные люминесцентные лампы). В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением № 80 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года предусмотрено, что с 15 июня 2003 года при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Пунктом 3.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов допускается временное складирование отходов производства и потребления на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Вместе с тем, хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается; в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I-IIклассов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах (предусмотрено пунктом 3.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов). Согласно п. 4.12, хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. Как следует из п. п. 5, 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 03 сентября 2010 года, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару. Также ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Таким образом, выводы судьи о том, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, в действительности накапливаются отходы смешанных классов в деревянной емкости, расположенной на грунтовой поверхности, в отсутствие ветрозащитных сооружений, на открытой грунтовой поверхности (вне оборудованных мест накопления отходов), вне мест санкционированного накопления, следует признать правильными. Судьей также установлено, что на территории временных сооружений резервуарного парка юридического лица, в производственном помещении имеется специально оборудованное место для накопления отходов 1 класса опасности (ртутных люминесцентных ламп), куда осуществляется беспрепятственный доступ лиц, не имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1 класса опасности, для обращения с таковыми. Доступ в указанное помещение ограничен металлической дверью с замком, ключ находится у сотрудника ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» - Сопельняк Р.Н., который допущен к обращению с отходами (накоплению) 1 класса опасности. Вместе с тем, документы, подтверждающее право обращения с отходами I класса опасности, оформленные на указанного сотрудника, не представлены. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности (к деятельности по накоплению отходов), обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Также установлено, что ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» в 2010 года закачало в экспортный трубопровод отходы объемом 3,221 тонны, что подтверждается актом ЗАО «КТК-Р» от 23.12.2010 г. "номер обезличен", то есть использовало отходы III класса опасности в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по использованию отходов I-IV класса опасности отходы, а именно: масло моторное отработанное (3 класс опасности); масло трансмиссионное отработанное (3 класс опасности); масло индустриальное отработанное (3 класс опасности); масло компрессорное (3 класс опасности); водно-маслянный конденсат (3 класс опасности). Согласно п. 1, 3 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Указанная статья устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, т.е. экологические требования. Указанные выше обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, оцененными судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представителю ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» по доверенности – Гущину С.В. разъяснены. Судьей в полном объеме установлены конкретные действия юридического лица – ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р», носящие противоправный характер, предусмотренные ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Совершенное ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел. Административное наказание назначено ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с обстоятельств смягчающих или отягчающих административное наказание. Ссылки в жалобе о том, что судья не учел всех обстоятельств по делу, вынес незаконный судебный акт, являются несостоятельными. Доводы, изложенные в жалобе, были проверены судьей при разбирательстве дела и обоснованно, по мотивам, изложенным в обжалуемом постановлении, были отвергнуты, так как они основаны на ошибочном толковании закона и не подтверждены материалами настоящего дела. С такой правовой оценкой судьи следует согласиться. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, судьей не допущено. При таких обстоятельствах, выводы судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края могут быть признаны правильными, а его постановление от 16 июня 2011 года, вынесенное в отношении ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным и обоснованным. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого постановления судьи не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда РЕШИЛ: Постановление судьи Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 16 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум – Р» – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Судья Краснодарского краевого суда: