Судья – Шакитько Р.В. дело ... РЕШЕНИЕ 24 января 2012 года город Краснодар Судья Краснодарского краевого суда Цехомская Е.В., рассмотрев в открытом судебном дело об административном правонарушении по жалобе начальника Главного управления Центрального Банка России по Краснодарскому краю Войлукова А.А. на решение судьи Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 19.12.2011г., УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя начальника Главного управления Центрального Банка России по Краснодарскому краю от 20.05.2011г. начальник сектора финансового мониторинга ОАО «Юг-Инвестбанк» Королькова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и ей назначено наказание в виде предупреждения. Решением судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 19.12.2011г. постановление заместителя начальника Главного управления Центрального Банка России по Краснодарскому краю от 20.05.2011г. в отношении Корольковой Т.В. отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях Корольковой Т.В. состава административного правонарушения. В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, начальник Главного управления Центрального Банка России по Краснодарскому краю просит об отмене решения судьи, ссылаясь на несоответствие выводов судьи фактическим обстоятельствам дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражениях на нее, заслушав представителя Главного управления Центрального Банка России по Краснодарскому краю на основании доверенности Кондратенко Е.С., настаивавшего на удовлетворении жалобы, выслушав защитника Корольковой Т.В. – Ценову О.Е., считавшую решение законным и обоснованным, судья вышестоящей инстанции полагает решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям. Часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ гласит, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Прекращая производство по делу, судья посчитал установленным отсутствие доказательств нарушения Корольковой Т.В. положений Закона и полагал, что допущенные факты невыполнения нормативных актов Банка России не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 15.27 КоАП РФ. Судья вышестоящей инстанции не соглашается с таким выводом судьи в виду его ошибочности. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пунктом 1.2. Положения Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России», утвержденного Приказом Банка России от 15.09.1997г. №02-395 Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации. Исполнение кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России составляет предмет банковского надзора, осуществляемого в соответствии со статьей 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Надзорные функции Банка России осуществляются, в том числе и в форме проверок кредитных организаций, проводимых Банком России в соответствии с Инструкцией Банка России от 25.08.2003г. №105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации», и иными нормативными актами Банка России. Пунктом 1.3. Инструкции Банка России от 25.08.2003г. №105-И основной целью проверки кредитной организации определена оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, устанавливающих требования по организации внутреннего контроля кредитной организации. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет контроль за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно пункту 7 письма Банка России от 19.08.2004г. №103-Т «Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при проведении проверок по вопросам соблюдения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и нормативных актов Банка России проверяется, в том числе соблюдение требований Банка России к подготовке и обучению кадров. В соответствии с пунктом 8 письма Банка России от 19.08.2004г. №103-Т оценка эффективности системы принимаемых кредитной организацией мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится с учетом анализа нарушений, выявленных в ходе проверки кредитной организации. Из материалов дела следует, что по результатам проверки ОАО «Юг-Инвестбанк», проведенной в период с 01.03.2011г. по 07.04.2011г. уполномоченными сотрудниками Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (акт ... от 07.04.2011) в отношении Корольковой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении №03-11-Д/0005/1020 от 05.05.2011г. по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент составления протокола об административном правонарушении). На основании протокола об административном правонарушении уполномоченным в соответствии со статьей 23.74 КоАП РФ должностным лицом Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Краснодарскому краю вынесено постановление о назначении административного наказания №03-11-Д/0005/3120 от 20.05.2011, которым начальник сектора финансового мониторинга ОАО «Юг-Инвестбанк» Королькова Т.В. привлечена к административной ответственности в виде предупреждения, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности), выразившегося в неисполнении требований законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, реализуемых в рамках деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к осуществлению внутреннего контроля относится реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по подготовке и обучению кадров кредитной организации. Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. В соответствии с требованиями, установленными Указанием Банка России от 09.08.2004г. №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях», принятым в целях реализации требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», кредитная организация разрабатывает программу подготовки и обучения кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с пунктом 1.4 Указания Банка России от 09.08.2004г. №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» за реализацию программы обучения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, организацию и проведение в кредитной организации обучающих мероприятий отвечают сотрудники кредитной организации, назначенные ее руководителем. Согласно пункту 1.3 Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» и пункту 9.1.4 Правил внутреннего контроля ОАО «Юг-Инвестбанк» план реализации программ обучения сотрудников Банка должен содержать фамилии лиц, ответственных за проведение обучения. Согласно пункту 4.3. должностных обязанностей (утверждены Председателем Правления ОАО «Юг-Инвестбанк»), обязанность по разработке плана реализации программ обучения возлагается на Королькову Т.В. В нарушение вышеуказанных требований, планы реализации программы обучения сотрудников ОАО «Юг-Инвестбанк» на 2009-2011 годы (утвержденные Председателем Правления банка 22.01.2009, 18.01.2010, 24.01.2011 соответственно) не содержат фамилии лиц, ответственных за проведение обучения. Согласно пункту 2.4.5 Указания Банка России от 09.08.2004г. №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» документы, свидетельствующие о прохождении сотрудником кредитной организации обучения, находятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в кредитной организации. В соответствии с подпунктом 9.1.14 Правил внутреннего контроля ОАО «Юг-Инвестбанк» документом, подтверждающим прохождение обучения и сдачу зачёта обучающимися сотрудниками банка, является справка по форме Приложения 10-А к настоящим Правилам. Согласно пунктам 4.4-4.6 должностных обязанностей (утверждены Председателем Правления ОАО «Юг-Инвестбанк» 20.12.2010), обязанность по реализации программ обучения возлагается на Королькову Т.В. В нарушение вышеуказанных требований по результатам прохождения обучения не оформлялась предусмотренная справка и в личных делах сотрудников данная справка отсутствовала. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент привлечения лица к административной ответственности) является неисполнение должностным лицом кредитной организации законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля в рамках деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В ходе проверки кредитной организации, внутренних документов ОАО «Юг-Инвестбанк», касающихся распределения в банке функциональных обязанностей и ответственности должностных лиц банка, административным органом установлено, что начальником сектора финансового мониторинга ОАО «Юг-Инвестбанк» Корольковой Т.В. не проведено всех необходимых мероприятий, связанных с организацией процесса подготовки и обучения кадров и предусмотренных законодательством в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Таким образом, все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, были предметом рассмотрения административного органа и им дана должная правовая оценка, поэтому основания для отмены постановления административного органа отсутствовали. Нормы права при рассмотрении дела об административном правонарушении применены административным органом правильно и в пределах предоставленных ему полномочий, без нарушений процессуальных норм. Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей не соблюдены требования пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В связи с чем, решение судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 19.12.2011г. подлежит отмене, а дело – возвращению судье нижестоящей инстанции на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и постановить законное и обоснованное судебное решение. Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции РЕШИЛ: Жалобу начальника Главного управления Центрального Банка России по Краснодарскому краю Войлукова А.А. удовлетворить. Решение судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 19.12.2011г. отменить. Дело возвратить судье на новое рассмотрение. Судья краевого суда: