ст. 8.2 КоАП РФ.



Судья: Гареева С.Ю. Дело № 12-429/2011

РЕШЕНИЕ


31 марта 2011 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Дунюшкина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Демурчева Геннадия Сергеевича на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 января 2011 года.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края № 1.10/709П-3 было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Демурчева Г.С. Решением Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю от 22.11.2010 г. указанное постановление оставлено без изменения.

Анапским межрайонным прокурором данное постановление опротестовано по тем основаниям, что СКМУ Ростехнадзор утверждены лимиты на размещение отходов на территории предприятия, следовательно вывод должностных лиц Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю о том, что ООО АФ «Гостогай» не осуществляет обращение с отходами и не оказывает негативное воздействие на окружающую среду является незаконным.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 января 2011 года жалоба Анапского межрайонного прокурора на постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю от 01.10.2010 № 1.10/709П-3 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Демурчева Г.С. и на решение Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю от 22.11.2010 г удовлетворена.

Постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю от 01.10.2010 № 1.10/709П-3 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Демурчева Геннадия Сергеевича и решение Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю от 22.11.2010 г. отменено.

Дело за №1.10/709П-3 от 01.10.2010 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Демурчева Г.С. возвращено на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю.

В жалобе Демурчев Г.С. просит отменить решение судьи, указав, что он не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно сопроводительному письму из материалов дела, копия решения судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 января 2011 года была направлена в адрес Демурчева Г.С. 05.03.2011 г., поступила в почтовое отделение ст. Гостагаевская 15.02.2011 г. Жалоба Демурчева Г.С. направлена в адрес суда согласно почтовому штемпелю на уведомлении о вручении 18.02.2011 г. и поступила в суд 24.02.2011 г.

При таких обстоятельствах необходимо считать жалобу Демурчева Г.С. поданной в срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Разрешая жалобу по существу, суд первой инстанции установил, что 01.10.10г. постановлением Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края №1.10/709П-3 было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Демурчева Г.С.

Решением заместителя руководителя Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарскому краю от 22.11.2010 г. указанное постановление оставлено без изменения.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, а также возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, регулируются Федеральным законом от 10.01. 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды».

Основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-Фз «Об отходах производства и потребления».

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе сбора, складирования, использования, сжигания, переработки, обезвреживании, транспортировки, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих законодательство об отходах производства и потребления.

Федеральным законом от 10.01. 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения и др.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании проверки соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации промышленной площадки № 2 ООО АФ «Гостогай», проведенной 21.05.2010 г. Анапским межрайонным прокурором было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора ООО АФ «Гостогай» по ст.8.2 КоАП РФ.

Так, в ходе проверки было установлено, что ООО АФ «Гостагай» является собственником объектов зернотока <адрес обезличен>, которые входят в состав промышленной площадки <номер обезличен>, являющейся объектом проверки.

Судом установлено, что 25.06.2009 г. между ООО АФ «Гостогай» и Назлиевым М.А. заключен договор аренды зернотока <адрес обезличен>.

К указанному договору 01.07.2009г. заключено дополнительное соглашение, согласно которому арендатор руководствуется в своей работе нормативными документами, разработанными для ООО АФ «Гостагай» и разрешительными документами, выданными Роспотребнадзором, Ростехнадзором, Росприроднадзором и другими контрольными службами.

Таким образом, обязанность по разработке нормативных документов для эксплуатации зернотока <номер обезличен> возложена на собственника имущества - ООО АФ «Гостагай».

Следовательно, вывод должностных лиц Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края о том, что именно на арендатора Назлиева М.А. возложены обязанности по разработке и получению разрешительной документации в отношении объекта «зерноток», являются необоснованными.

09 февраля 2009 года СКМУ Ростехнадзора утверждены ООО АФ «Гостагай» лимиты на размещение отходов на территории предприятия, в соответствии с которыми на промплощадке <номер обезличен> размещается навоз от крупного рогатого скота свежий, относящийся к 4 классу опасности. Данный вид отхода размещается в гидроизолированном навозохранилище в количестве 2481,3 т/год. Указанное навозохранилище, а также иные объекты, связанные с разведением крупного рогатого скота корпуса, летние базы, жижесборники, дезбарьеры входят в состав откорм-площадки, являющейся объектом настоящей проверки.

В соответствии с примечанием к лимитам для данного вида отходов (навоз от КРС свежий) необходимо разработать паспорт опасного отхода по форме, утвержденной приказом МПР России от 02.12.2002г. №785.

Однако, в нарушение требований ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. АФ «Гостагай» при осуществлении деятельности по эксплуатации промышленной площадки <номер обезличен>, связанной с обращением с отходами, не разработан паспорт на вид опасного отхода (4 класс опасности) - «навоз крупного рогатого скота свежий».

Из материалов дела усматривается, что ссылка должностного лица в постановлении от 01.10.201 на наличие постановления Анапского городского суда от 03.09.2010г. является необоснованной. Указанный судебный акт опротестован Анапским межрайонным прокурором и отменен Краснодарским краевым судом 28.09.2010г.

Постановление о прекращении дела об дминистративном правонарушении от 12.11.2010г., по результатам рассмотрения протеста от 22.11.2010г. также в законную силу вступило в связи с его опротестованием прокурором в вышестоящий суд.

Таким образом, установлено, что в результате хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой при эксплуатации объектов промышленной площадки <номер обезличен> образуются и могут образовываться отходы производства потребления согласно лимитам размещения отходов на предприятии.

Следовательно, суд достоверно установил, что ООО АФ «Гостагай» осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами при эксплуатации объектов промышленной площадки <номер обезличен>.

Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, что на предприятии отсутствуют паспорт опасного отхода (4-й класс опасности).

То есть налицо осуществление ООО АФ «Гостагай» действий, нарушающих п. 3 ст. 14, Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Суд правильно указал, что отсутствие на предприятии паспортов опасных отходов является нарушением п.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, а также обязанности индивидуальными предпринимателям юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, что предусмотрено ст. 11 указанного закона.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление невозможно признать законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечания к указанной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Поскольку директором ООО АФ «Гостагай» является Демурчев Г.С., субъектом рассматриваемого административного правонарушения является также директор ООО АФ «Гостагай» - Демурчев Г.С.

При этом, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Демурчева Г.С. и решение Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю от 22.11.2010 и возвратить дело на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции находит обоснованным обжалуемое решение суда, которым постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю от 01.10.2010 № 1.10/709П-3 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Демурчева Геннадия Сергеевича и решение Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю от 22.11.2010 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля по Краснодарскому краю.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 января 2011 года оставить без изменения, а жалобу Демурчева Геннадия Сергеевича – без удовлетворения.

Судья: Дунюшкина Н.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200