РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации **.**. 2011 года. Краснооктябрьский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего: судьи Котдусова И. У., единолично, с участием заявителя Алиевой Л.П., представителя заявителя Алиева Р.А., заинтересованных лиц: Собяниной Т.А., представителя УФМС РФ по Нижегородской области Полякова А.П. по доверенности, при секретаре Юсиповой Г.С., рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Уразовка гражданское дело по заявлению Алиевой Л.П. об оспаривании действий ТП УФМС РФ по Нижегородской области в Краснооктябрьском районе по не принятию документов для приобретения гражданства РФ, у с т а н о в и л : Алиева Л.П. обратилась в районный суд с заявлением об обязании Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области в Краснооктябрьском районе (далее территориальный пункт) принять пакет документов для оформления гражданства РФ; об обязании признать требования о предоставлении копии обращения об отказе от имеющегося гражданства в дипломатическое представительство, оформления вида на жительство, квитанции об уплате государственной пошлины, справки об обмене паспорта СССР на документ лица без гражданства не законным и обязать вышеуказанный государственный орган к исполнению своих функций по реализации права приобретения гражданства в соответствии с законом; признании письменных разъяснений порядка приобретения гражданства от 25.08.2011г. и 15.09.2011г. не достоверными, не отвечающими общим требованиям по предоставлению информации предусмотренных административным регламентом и об обязании предоставить ответчика достоверную письменную информацию о порядке приобретения гражданства. В обоснование заявления указала, что 25 августа 2011г. она представила руководителю «территориального органа» Собяниной Т.А. заявление и документы на принятие гражданства РФ, которая отказалась принять, что нарушает ее права, является незаконным. В разъяснениях по ее обращениям начальник «территориального органа» Собянина Т.А. в нарушение требований закона указала недостоверные сведения для приобретения гражданства РФ: предоставление вида на жительство; документ об обращении в диппредставительство об отказе от гражданства и т.д.., введя ее в заблуждение. В ходе судебного разбирательства заявитель Алиева Л.П. уточнила первый пункт своего заявления и просила признать отказ руководителя «территориального пункта» Собяниной Т.А. принять заявление и приложенные документы, для приобретения ею гражданства РФ, незаконным и удовлетворить заявление полном обьеме заявленных требований. В судебном заседании Алиева Л.П. пояснила, что она является лицом без гражданка, с *** года постоянно проживает в с.***аг, имеет статус беженца. 25.08.2011г. она обратилась «территориальный пункт» и предоставила руководителю Собяниной Т.А. заявление о принятии в гражданство России, по упрощенной форме, как прибывшая в РФ из государства, входившего в состав СССР, и зарегистрированная по месту жительства в РФ, а также документы: копии пенсионного удостоверения, свидетельства о заключении брака, о смерти мужа, удостоверения беженца, паспорта СССР. Изучив их, Собянина Т.А. возвратила обратно, пояснив что для оформления принятия гражданства РФ этих документов не достаточно, необходим также и вид на жительство. Считает, что Собянина Т.А. отказав принять заявление и документы, нарушила ее право на приобретение гражданства РФ, создав тем самым препятствие, поскольку она представила все предусмотренные законом и Указом Президента РФ документы. Когда она устно попросила Собянину разъяснить ей порядок приобретения гражданства РФ, то получила письменное разъяснение от 25.08.2011г., которое по ее мнению не достоверно и не соответствует действительности. Повторно она обратилась с заявлением от 31.08.2011г., о предоставлении информации по приобретению гражданства РФ, на что ей был дан ответ от 15.09.2011г. за №869, с содержанием чего она также не согласна. Полагает что эти разъяснения не отвечают требованиям административного регламента и также нарушают ее права. В судебном заседании представитель заявителя Алиев Р.А. согласившись с доводами заявителя, просил заявленные требования удовлетворить, дополнительно пояснив, что для граждан имеющих паспорт СССР и удостоверение беженца, по действующему законодательству РФ для принятия гражданства РФ, не требуется предоставление вида на жительство, в связи с чем разъяснения-требования, отказ в принятии заявления и документов начальником «территориального пункта» Собяниной Т.А., являются незаконными, нарушающими права заявителя. Заинтересованное лицо- начальник «территориального пункта» Собянина Т.А. в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что в конце августа 2011 г. Алиева Л.П. действительно обратилась с заявлением о принятии ее в гражданство РФ в упрощенном порядке и предоставила совместно с заявлением свой недействительный паспорт СССР, удостоверение беженца, копию свидетельства о браке, о смерти мужа, пенсионное удостоверение. Поскольку заявление не было заполнено полностью и не подписано, а представленные документы не достаточны она устно разъяснила Алиевой Л.П. как исправить, и какие- документы необходимы для приобретения гражданства РФ, и отказалась принять ее заявление и возвратила ей. Информация об установленных законом о гражданстве условиях приобретения, гражданства РФ, о порядке оформления и подачи заявлений с указанием перечня необходимых документов и сборов, предусмотренных законодательством РФ размещена на информационном табло «территориального пункта» и доступна для всех, с чем заявитель могла ознакомиться лично. В связи с обращением заявителя она дала письменные разъяснения, которые ее по какой-то причине не удовлетворили Алиеву Л.П., и это не свидетельствует о незаконности ее действий. Каких-либо требований о предоставлении конкретных документов она Алиевой Л.П. не предъявляла, т.к. не понятно было по какому основанию она желает принять гражданство РФ. Учитывая отсутствие обязательных норм к содержанию и форме ответа по обращениям граждан, ею Алиевой были даны исчерпывающие разъяснения по вопросам гражданства, и которые никак не могут нарушить ее права и быть незаконными. Заинтересованное лицо – представитель УФМС России по Нижегородской области Поляков А.П. считая жалобу заявителя необоснованной, просил в удовлетворении отказать. Выслушав объяснение заявителя Алиевой Л.П., ее представителя Алиева Р.А., просивших заявление удовлетворить, заинтересованных лиц: начальника «Территориального пункта» Собяниной Т.А., и представителя УФМ РФ по Нижегородской области Полякова А.П. просивших в удовлетворении заявления отказать, изучив письменные доказательства по делу, районный суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Установлено, что заявитель Алиева Л.П. ** г.р., ранее постоянно проживавшая в Республике ***н, как лицо без гражданства, переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получив статус беженца и зарегистрировавшись ***г.. по месту постоянного жительства по адресу: <…>. 25 августа 2011 года заявитель Алиева Л.П. считая себя лицом без гражданства, представила начальнику «территориального пункта» Собяниной Т.А. заявление установленного образца о принятии ее в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без заполнения пунктов 14, 18; перечисления прилагаемых к заявлению документов; при отсутствии подписей в предусмотренных для этого графах о принятии обязательства перед страной и о подтверждении подлинности представленных документов и достоверности изложенных данных, а также даты составления. Одновременно с заявлением Алиевой Л.П. были представлены: свидетельства о заключении брака и о смерти мужа, пенсионное удостоверение, паспорт СССР, удостоверение беженца на свое имя. Должностным лицом начальником «территориального пункта» Собяниной Т.А. в принятии заявления, приложенных документов устно было отказано и данное заявление возвращено. По устному и письменному обращениям Алиевой Л.П. даны письменные ответы. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя Алиевой Л.П., заинтересованного лица- Собяниной Т.А., копиями заявления Алиевой Л.П. о принятии в гражданство РФ, паспорта гражданина СССР и удостоверения беженца Алиевой О.П., копиями письменных ответов разьяснений. В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-ФЗ: 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства; в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации; г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах. 3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство. 4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. 5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. 6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя; в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации. 7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Из этого следует, что Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает право лица без гражданства, прибывшего в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированного по месту жительства в России по состоянию на 01.07.2002 года, обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство. Однако в соответствии со ст. 42 вышеназванного ФЗ, документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В целях реализации ст.14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №153 «О признании действительными до 1 июля 2009 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства», срок действия паспортов для вышеперечисленных категорий граждан был продлен лишь до 1 июля 2009г.. При таких обстоятельствах доводы заявителя и ее представителя о действительности паспорта гражданина СССР, как документа удостоверяющего личность гражданина, для приобретения гражданства РФ в упрощенной форме, по мнению суда безосновательны. Согласно пунктов 2 и 3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002г. №1325 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее Положение), заявление о принятии гражданства составляется в двух экземплярах по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации. Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. В соответствии подпунктом «д» пункта 14 «Положения», иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение N 1) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "д" части первой статьи 14 Федерального закона, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части третьей статьи 14 Федерального закона, представляют: паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо вид на жительство (при его наличии) с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002г.; один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы); один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов; один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется. На основании п.34 «Положения» при приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае, предусмотренном статьей 33 Федерального закона, заверяются подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа. Согласно п.9 «Положения», заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю. В силу п.10. Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 (далее Административный регламент) государственная функция не подлежит исполнению в случае ненадлежащего оформления заявления и всех необходимых документов, в связи с чем осуществляется возврат заявителю всего пакета документов (пункт 9 «Положения»). Установлено что заявление Алиевой Л.П. о принятии в гражданство РФ в упрощенной форме, представленное начальнику «территориального пункта» Собяниной Т.А. не отвечает требованиям установленным «Положением», поскольку ее заявление не содержит ответы вопросы по пунктам: 14 (о наличии нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ), 18 (об индивидуальном налоговом номере); заявителем не заполнена и графа о представляемых с заявлением документах, а также не подписано обязательство и личной подписью не подтверждено достоверность изложенных в заявлении данных, не указана дата составления. При таких обстоятельствах, должностное лицо «территориального пункта» Собянина Т.А. совершила законное действие, отказав в принятии к рассмотрению не отвечающее требованиям и возвратив заявителю Алиевой Л.П. ее заявление о принятии гражданства РФ и представленные документы. На основании п.2 «Административного регламента», исполнение государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве РФ производится ФМС России и ее территориальными органами. В ФМС России и ее территориальных органах исполнение законодательства о гражданстве Российской Федерации осуществляется уполномоченными структурными подразделениями. В соответствии п.8 настоящего «Административного регламента» консультации по процедуре исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации предоставляются территориальными органами на личном приеме или по письменным обращениям заявителей. Информация о государственной функции также предоставляется с использованием средств электронного информирования и электронной техники посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), а также публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.). Судом установлено и подтверждено заявителем, что «территориальный пункт» оборудован стендом содержащим информацию по реализации законодательства о гражданстве РФ. По обращении заявителя Алиевой Л.П., начальник «территориального пункта» Собянина Т.А. проконсультировала ее по заполнению заявления о приеме в гражданство РФ, и о предоставлении конкретных документов, в подтверждение наличия для этого оснований, в том числе вида на жительство, как это предусмотрено пунктом 14 «Положения». По обращении заявителя должностным лицом Собяниной Т.А. письменно были даны разъяснения от 25.08.2011г. за №МС 48/761 и от 15.09.2011г. за №869. Как следует из содержания ответа письма от 25.08.2011г. за №МС 48/761, в нем раскрыто содержание положений статей 13 и 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и указаны документы подлежащие представлению для приобретения гражданства РФ, как в общем так и в упрощенной форме. (л.д.13-19) В заявление от 31.08.2011г., Алиевой Л.П. ссылаясь на вышеуказанное разъяснение, просила предоставить точную информацию которое имеет отношение к ней для принятия гражданства РФ. (л.д.11) На данное обращение начальником «территориального пункта» Собяниной Т.А. заявителю был дан ответ-разъяснение в котором раскрыто содержание ст.14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и указаны конкретные документы подлежащие представлению для приобретения гражданства РФ, в упрощенной форме. Одновременно до сведения заявителя доведено, что Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №153 паспорт гражданина СССР образца 1974 года с 01.07.2009г. признаются недействительным, в связи с чем ей необходимо обратиться соответствующим заявлением об урегулировании правового статуса. До заявителя доведены нормы предусматривающие административную ответственность за нарушение режима пребывания или проживания в РФ. К письму приложены образцы заявлений. (л.д.5-10) В силу п.16.1 «Административного регламента» именно заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом, надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4 - 7 Положения), надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения), подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения), уплату государственной пошлины. Исходя из вышеизложенного районный суд признает что указанные письма - разъяснения носят консультационный характер, основаны на нормах «Положения» и «Административного регламента» и свидетельствуют о соблюдении «территориальным пунктом» и Собяниной Т.А. процедуры исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, и никаким образом не создают препятствия заявителю для ее обращения в «территориальный пункт» с надлежащее заполненными бланками заявления и надлежащим требуемым пакетом документов, для принятия гражданства РФ в упрощенной форме по одному из оснований предусмотренных для этого, не создают препятствий к осуществлению прав и свобод, и тем более не нарушают ее права и свободы как гражданина. Не усматривая в действиях начальника «территориального пункта» Собяниной Т.А. каких-либо нарушения прав и свобод заявителя, в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ районный суд в удовлетворении заявленных требований Алиевой Л.П., отказывает полном обьеме. Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 ГПК РФ районный суд Р е ш и л: В удовлетворении заявления Алиевой Л.П. отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: судья Котдусов И.У. Решение в окончательной форме принято **.**.2011 года.