Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Краснооктябрьский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Котдусова И.У., единолично,
с участием представителя истца- заместителя прокурора Краснооктябрьского района Шакурова Р.Д.,
представителя ответчика: от руководителя ГУ «Уразовский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» Зарипова Х.Х., от Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Садретдиновой Н.Э.,
при секретаре Юсиповой Г.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Уразовка, гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГУ «Уразовский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» об обязании устранения не устраненных нарушений требований пожарной безопасности в здании «Уразовского дома интерната, указанные в представлении прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ и справке по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и установить срок для совершения вышеуказанных действий,
У с т а н о в и л:
Прокурор Краснооктябрьского района Нижегородской области (далее прокурор) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУ «Уразовский дом интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее дом интернат), Министерству социальной политики Нижегородской области (далее облминсоц), об обязании устранения не устраненных нарушений требований пожарной безопасности, установить срок для совершения вышеуказанных действий. Исковые требования мотивированы тем, что, граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана соблюдать права человека и гражданина. «Дом-интернат» является государственным стационарным учреждением малой вместимости социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Нижегородской области, учредителем которого является «облминсоц». «Дом интернат» предназначен для медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечение постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности отдыха и досуга. «Дом-интернат» является юридическим лицом и обязан соблюдать требования пожарной безопасности и право, проживающих в нем граждан пожилого возраста и инвалидов на жизнь и здоровье, а также обеспечивать их безопасность. В силу ст.18 ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями в области пожарной безопасности, в том числе, по организации осуществления мер пожарной безопасности. «Облминсоц» являясь органом государственной власти, обязан организовывать выполнение и осуществлять меры пожарной безопасности, в отношении «Дома интерната». Проверкой проведенной прокуратурой Краснооктябрьского paйона в ДД.ММ.ГГГГ в «Доме-интернате» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В целях устранения нарушений требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ «прокурором» внесено представление. Повторной проверкой проведенной в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение требований законодательства в «Доме интернате» не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности: для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах 1 и 2 этажа допускается применение материала, с более высокой пожарной опасностью материала чем класс КМ2 и свойствами пожарной опасности материалов выше чем Г1, В1, Д3, Т2; дверь помещения кладовой для горючих материалов на 2 этаже здания выполнена не противопожарной, с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; внутридомовая электропроводка на 1-м этаже, в помещениях пищеблока не соответствует нормативным документам по электроэнергетике (выполнена проводом с алюминиевыми жилами, соединение выполнено на скрутках). Таким образом, нарушения требований пожарной безопасности указанные в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ устранены частично. Опасность причинения вреда в будущем согласно ст. 1065 ГК РФ является основанием для предъявления иска в настоящем.
В судебном заседании представитель истца- заместитель «прокурора» Шакуров Р.Д. уточнил заявленное требование, и просил иск об обязании ответчиков устранить нарушение требований пожарной безопасности в ГУ «Уразовский дом интернат для граждан пожилого возраста», а именно применение для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах первого и второго этажа линолеума с более высокой пожарной опасностью материала чем КМ2 и свойствами пожарной опасности материала выше чем Г1,В1, Д3,Т2,РП1, в нарушение требований пунктов 2, 6, ст.134; таблицы 27, 28,29.3 Федерального закона от 22.07.2008г. за №123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» удовлетворить, установив срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, дав объяснение аналогичное содержанию искового заявления.
В судебном заседании руководитель «Дома интерната» Зарипов Х.Х. с уточненное исковое требование «прокурора» признал, согласился с предложенным сроком для устранения нарушений пожарной безопасности, пояснив, что здание «Дома интерната» длительный период не ремонтировался. Что касается представления «прокурора» и выявленных проверкой нарушений Правил пожарной безопасности, то они имели место, и в большинстве ими устранены, за исключением применения для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах первого и второго этажа линолеума с более высокой пожарной опасностью, чем предусмотрено нормами. Устранение этого нарушения требуется значительные денежные средства, а смете на эти цели средства не предусмотрены. В настоящее время им подготовлено и представлено в «облминсоц» смета на производство капитального ремонта, в котором предусмотрена и замена линолеума в коридорах.
Представитель ответчика - «облминсоц» по доверенности Садретдинова Н.Э. в судебном заседании, иск не признала, просила в иске отказать, пояснив что, несмотря на выявление, прокурорской проверкой нарушений Правил пожарной безопасности в «Доме интернате», производство по делу подлежит прекращению, как не подлежащее рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотрена административная ответственность.
Выслушав представителя истца заместителя «прокурора» Шакурова Р.Д., руководителя ответчика «Дома интерната» Зарипова Х.Х., представителя ответчика «облминсоц» Садретдинову Н.Э., исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск «прокурора» подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Установлено, что здание «Дома интерната» включено в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области и является государственным имуществом Нижегородской области, закреплено в оперативное управление за ответчиком «Дом-интернат», созданным на основании приказа Управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ за № правопреемником которого стало Министерство социальной политики Нижегородской области, одновременно являющийся в настоящий период и его учредителем.
Провозглашение в статьях 20 и 41 Конституции Российской Федерации права на жизнь и охрану здоровья, предусматривает закрепление и реализацию конкретных форм и методов деятельности государственных и иных учреждений, направленных на предотвращение угроз жизни человека и создание условий его нормального существования.
В соответствии с положениями ст.15 Устава Нижегородской области от 30.12.2005 № 219-З, управление и распоряжение государственной собственностью области осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами и законами области.
Согласно ч.1,2 ст.30 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 № 31-З «Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области» имущество государственного учреждения области, переданное ему в оперативное управление, является собственностью области.
При этом данное государственное учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (уполномоченного им органа) и назначением имущества в пределах, определяемых гражданским законодательством и настоящим Законом.
По Уставу «Дома интерната» данное государственное учреждение является юридическим лицом и государственным стационарным учреждением малой вместимости социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Нижегородской области, предназначенным для медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечения постоянного или временного проживания, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. (п.1.1, 1.5, 2.1).
Согласно п.2 ст.120 Гражданского Кодекса РФ, порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Как следует из пункта 1.2 Устава, учредителем «Дома интерната» является министерство социальной политики Нижегородской области.
В соответствии со ст.221 Бюджетного Кодекса РФ, смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определяемом главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение.
Исходя из анализа вышеперечисленных норм, таким ведомственным распорядителем по отношению «Дому-интернату», согласно ведомственной структуре расходов на соответствующий финансовый год является «облминсоц», в связи с этим по обязательствам государственного бюджетного учреждения «Дома-интерната», при недостаточности в его распоряжении денежных средств, наряду с последним субсидиарную ответственность должен нести и его учредитель.
В соответствии ч.1 ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Таким образом, в силу требований норм Федерального закона и Правил пожарной безопасности ответчики «Дом интернат» и «Облминсоц» должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Однако как следует из исследованных судом материалов дела ДД.ММ.ГГГГ проведенной прокуратурой совместно с ОГПН по Краснооктябрьскому району исполнения требований законодательства РФ на объектах социального назначения в «Доме интернат» выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно ст.134, п.2,6, табл. 27,28,29,3 ФЗ «Технический регламент о требований пожарной безопасности» от 22.07.2008г.. По результатам обследования «прокурором» на имя руководителя внесено представление по немедленному устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ
(л.д. 9-10).
Аналогичное требование об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности оформленным предписанием от ДД.ММ.ГГГГ было выдано «Дому интернату» главным государственным инспектором Краснооктябрьского района по пожарному надзору ФИО5, с установлением срока устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.
(л.д. 34-35)
ДД.ММ.ГГГГ территориальный орган «облминсоц» письменно известил «прокурора» об устранении части нарушений требований пожарной безопасности в здании «Дома интерната», и невозможности исполнения представления в виду отсутствия финансирования на эти цели, и не выделения денежных средств «облминсоц».
(л.д.11-12)
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ за № представленной отделением ГПН по Краснооктябрьскому району в прокуратуру района, по результатам проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности « Доме интернат» не устранено выявленное нарушение, в частности о применении линолеума для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах 1 и 2 этажа здания, не допустимый для применения, как имеющий низкие свойства пожарной опасности.
(л.д.33)
Данное обстоятельство (факт) не только не оспорено ответчиками, но и подтверждено в судебном заседании их представителями, и свидетельствует об эксплуатации здания «Дома интерната» в состоянии, не отвечающем требованиям правил пожарной безопасности.
Таким образом, со стороны ответчиков имеет место незаконное бездействие по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности в «Доме интернате», нарушающее права неопределенного круга лиц, в связи с этим суд приходит к выводу, что на них должна быть возложена и обязанность по устранению нарушения Правил пожарной безопасности, в частности применения для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах первого и второго этажа линолеума с более высокой пожарной опасностью материала чем КМ2 и свойствами пожарной опасности материала выше чем Г1,В1, Д3,Т2,РП1, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ранее установленный представителем государственного пожарного надзора.
Доводы представителя «облминсоц» Садретдиновой Н.Э. по которым заявление «прокурора» не может быть рассмотрено и разрешено в порядке гражданского судопроизводства, суд находит безосновательными.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Провозглашение в ст.20 Конституции РФ права на жизнь, права требует от государства соответствующей охраны и защиты, т.е. закрепления и реализации конкретных форм и методов деятельности государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на предотвращение угроз жизни человека и создание условий его нормального существования.
Исковые требования «прокурора» направлены на обеспечение реализации государственным органам и государственным стационарным учреждением полномочий, возложенных на них федеральными и иными законами, а также в защиту прав неопределенного круга лиц, на безопасное пользование зданием «Дома интерната» в целях предупреждения возможного причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22,27,30 и 33 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Поскольку нормами действующего законодательства не установлена в какой последовательности по привлечении к ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой) виновных в этом физических, юридических или должностных лиц, прокурор в соответствии с возложенными на него федеральным законом полномочиями, в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации, и в защиту прав граждан и иных лиц, самостоятельно принимает решение какой ответственности привлечь лицо виновное в нарушении.
В силу положений ст.45 ГПК РФ, и на основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Нарушение Правил пожарной безопасности при социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в «Доме интернате», т.е. той категории лиц, которые в силу своего состояния здоровья или возраста, нуждающихся в повышенной опеке, безусловно, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку может угрожать их жизни и здоровью, в связи с чем «прокурор» был вправе обратиться в суд с данным заявлением.
При таких обстоятельствах заявленное прокурором требование суд находит подлежащим удовлетворению.
В соответствии с нормами ст.103 ГПК РФ, суд считает подлежащим взысканию с «Дома интерната» в доход Краснооктябрьского муниципального района государственной пошлины, от уплаты которого в силу закона прокурор был освобожден.
Руководствуясь ст. ст.103,194-199 ГПК РФ, районный суд
Р е ш и л :
Иск прокурора Краснооктябрьского района удовлетворить.
Обязать ГУ «Уразовский дом интернат для граждан пожилого возраста», Министерство социальной политики Нижегородской области устранить нарушение требований пожарной безопасности в ГУ «Уразовский дом интернат для граждан пожилого возраста», а именно применение для покрытия пола на путях эвакуации в коридорах первого и второго этажа линолеума с более высокой пожарной опасностью материала чем КМ2 и свойствами пожарной опасности материала выше чем Г1,В1, Д3,Т2,РП1, в нарушение требований пунктов 2,6, ст.134; таблицы 27, 28,29.3 Федерального закона от 22.07.2008г. за №123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ «Уразовский дом интернат для граждан пожилого возраста», государственную пошлину в доход Краснооктябрьского муниципального района в сумме <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба или представление в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Краснооктябрьский районный суд в течение десяти дней, со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья Котдусов И.У.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ