Об обязании устранить нарушения законодательства



Гражданское дело № 2-379/ДД.ММ.ГГГГ

                                                               

                                                                 РЕШЕНИЕ

                                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

р.п. Красные Баки Нижегородской области

Судья Краснобаковского районного суда Нижегородской области Савиных В.И. с участием помощника прокурора Краснобаковского района Федотова С.В., при секретаре Шаровой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснобаковского района в интересах РФ к ОАО «Сбербанк России», Борскому ОСБ о признании незаконным бездействия ОАО «Сбербанк России», Борского ОСБ и об обязании устранить нарушения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения,

                                                             УСТАНОВИЛ :

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Краснобаковского района Нижегородской области с привлечением специалиста Территориального органа Министерства социальной политики Нижегородской области (управления социальной защиты населения Краснобаковского района) ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения. В ходе проверки установлено следующее.

В соответствии со ст. 7 Конституции в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с преамбулой ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 вышеуказанного закона реабилитация инвалидов -система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: социально-средовую, социально- педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 15 вышеуказанного закона правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии со ст. 16 вышеуказанного закона юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ в здании ДО Борского ОСБ , принадлежащем Борскому ОСБ , расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, установлено, что доступ маломобильных граждан при входе в здание не обеспечен, пандусов и других средств подъема не установлено.

Кроме того, выявленные нарушения закона влекут за собой необеспечение необходимыми условиями для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Бездействие Борского ОСБ выразилось в непринятии мер по обеспечению необходимыми условиями здания ДО 071 Борского ОСБ для беспрепятственного доступа инвалидов как к объекту социальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратится с заявлением в суд, если этого требует защита прав, свобод и законных интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного

круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращаясь с настоящим заявлением в суд, прокурор выступает в защиту интересов Российской Федерации, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения федерального законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, а именно ст. 9, 15, 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, а также в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку выявленные нарушения лишают инвалидов права на доступную среду обитания для маломобильных групп населения.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 45, 131 ГПК РФ, прокурор просит суд:

1. Признать незаконным бездействие Борского ОСБ , выразившееся в непринятии мер по обеспечению необходимыми условиями здания ДО 071 Борского ОСБ , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для беспрепятственного доступа инвалидов, как объекта социальной инфраструктуры.

2. Обязать Борское ОСБ устранить нарушения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, а именно ст. 9, 15, 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, принять меры по обеспечению необходимыми условиями для беспрепятственного доступа инвалидов как к объекту социальной инфраструктуры, т.е. установить пандусы и другие средства подъема здания ДО 071 Борского ОСБ .

3. Установить срок для устранения выявленных нарушений.

В судебном заседании помощник прокурора Федотов С.В. поддерживает иск прокурора, и просит суд пункт требования иска о признании незаконным бездействия ОАО «Сбербанк России», Борское ОСБ оставить без рассмотрения.

Представитель ОАО «Сбербанк России» ФИО2 с заявлением прокурора не согласилась, указывая, что руководство ОАО «Сбербанк России» Борское ОСБ предприняло соответствующие меры по устранению нарушений законодательства в сфере создания среды обитания для маломобильных групп населения. В частности, для маломобильной части населения в здании дополнительного офиса Борского отделения ОАО «Сбербанк России» имеется вход со стороны торца, который находится на уровне земли. В настоящее время в дополнительном офисе идет капитальный ремонт и в процессе капитального ремонта будет сделан специальный вход для малобильной группы населения и реконструкция центральная входа в офис внесена в строительную смету.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, пришел к убеждению, что заявление прокурора следует удовлетворить в части понуждения ответчика устранить нарушения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, а о признании незаконными бездействия ОАО «Сбербанк России» оставить без рассмотрения.

Законность принимаемого решения регламентируется ст. 7, 39 Конституции РФ, ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года.

Обоснованность подтверждается:

-положением Борского отделения АК Сберегательного банка РФ (СБ РФ) ОАО, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ,

-свидетельством о государственной регистрации права собственности ОАО «Сбербанк России» на нежилое здание по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>,

-справкой о проведенной проверке исполнения законодательства в сфере создания доступной сферы среды обитания для маломобильных групп населения, составлено помощником прокурора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой здание ДО 071 отделения 4335 ОАО «Сбербанк России» по адресу<адрес> <адрес>, - доступ маломобильных граждан при входе в здание не обеспечен, пандусов и других средств подъеме на установлены, приспособлений для перемещения инвалидов внутри здания не имеется,

-другими документами, оглашенными в ходе судебного заседания: расшифровкой плана капитальных вложений на вновь начинаемое строительство, реконструкцию, приобретение объектов недвижимости на 2-11 год, техническим паспортом на нежилое здание Краснобаковского отделения сбербанка ,

-заключением договора и другими.

С учетом представленных доказательств у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявления прокурора района, так как представителем ответчика суду представлена общая смета по капитальному ремонту отделения Сбербанка, в которой конкретно не указано, что и как будет сделано по иску прокурора, а имеющийся вход в Сбербанк со стороны торца здания, по мнению суда, не имеет соответствующих приспособлений и конструкция для перемещения инвалидов.

Суд, с учетом мнений сторон, считает установить срок исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.

От уплаты государственной пошлины ОАО «Сбербанк России» освободить, на основании того, что иск прокурора направлен в интересах граждан и РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

                                                                      РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора района удовлетворить.

Обязать Борское ОСБ ОАО «Сбербанк России» устранить нарушения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп населения, а именно ст. 9, 15, 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению необходимыми условиями для беспрепятственного доступа инвалидов как к объекту социальной инфраструктуры, то есть установить пандусы и другие средства подъема в здание ДО 071 Борского ОСБ ОАО «Сбербанк России» по адресу: <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня его оглашения с подачей жалобы через Краснобаковский районный суд.

Судья Краснобаковского районного суда

<адрес>                                                   В.И. Савиных