«31» июля 2012 года р.п. Красные Баки Нижегородской области Судья Краснобаковского районного суда Нижегородской области Лебедкина Л.В., при секретаре Беловой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Ашихминой ФИО1 к ФСИН РОССИИ, ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ № ГУФСИН России по Нижегородской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации УСТАНОВИЛ: Истец Ашихмина Н.А. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, <адрес>, на условиях и по основаниям закона о приватизации. Просит суд признать право общей долевой собственности на квартиру за ней и двумя несовершеннолетними детьми. В судебном заседании истец Ашихмина Н.А. исковые требования поддержала и просит их удовлетворить в полном объеме. Представитель истца адвокат Краснобаковской юридической консультации Кулагина М.В., исковые требования Ашихминой ФИО1 о признании права общей долевой собственности по № доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> за ней и ее несовершеннолетними детьми ФИО2 и ФИО3 в порядке приватизации, поддерживала полностью, поясняя, что данные исковые требования обоснованны и подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела. Представители ответчика ФКУ № ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО4 и ФИО5 исковые требования истца Ашихминой Н.А. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации признали в полном объеме. Представитель ответчика ФСИН РОССИИ и ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО6, исковые требования в судебном заседании не признал и пояснил, что ФСИН России и ГУФСИН России по Нижегородской области привлечен по гражданское дело по иску Ашихминой ФИО1 к ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации в качестве соответчика и пояснил, что данное жилое помещение закреплено за учреждением ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Нижегородской области на праве оперативного управления, что подтверждается договором по передаче федеральному казенному учреждению ИК-17 федерального имущества в оперативное управление № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилых помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещенийпо договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Данное требование прямо оговорено и п. 3.3. договора по передаче федерального имущества в оперативное управление федеральным казенным учреждениям. Согласно п.3.7. данного договора учреждение в отношении переданного ему в оперативное управление имущества вправе заключать и расторгать договоры соответствующие прямому назначению имущества, предусмотренные правоустанавливающими документами: договоры социального найма, договоры найма жилого помещения, маневренного фонда, договоры служебного жилого помещения, договоры найма жилого помещения в общежитии. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение служебным не является и не отнесено к сцециализированному жилому фонду. В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» имущество УИС закрепляется за учреждениями и предприятиями УИС на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и используется для выполнения поставленных перед УИС задач. В соответствии со статьей 2 закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и указанием ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №т а также в связи с многочисленными обращениями по вопросу порядка отчуждения жилого фонда установлен следующий порядок приватизации: - копию жилищного дела гражданина, содержащего в обязательном порядке протоколы ЖБК с основанием постановки в очередь на улучшение жилищных условий, а также материалы, подтверждающие правомерность предоставления данного жилого помещения; - копию договора социального найма; - выписки из БТИ и УФРС о наличии (либо отсутствии) в собственности граждан и членов их семей иного жилого помещения; - копию свидетельства территориального управления Федеральной регистрационной службы о регистрации права на жилое помещение; - копию выписки из реестра федерального имущества на жилое помещение; - копии страниц паспорта гражданина и членов его семьи с регистрацией в жилом помещении, планируемом к передаче в собственность. 3. Рассмотрев указанные документы, жилищно-бытовая комиссия выносит решение о согласовании (либо отказе) в приватизации. Руководитель учреждения или органа УИС несет персональную ответственность и обеспечивает строгий контроль за правомерностью предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялась в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области утвержденных решением <адрес> совета народных депутатов и Нижегородского областного совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктом 6.1 Правил учета, нуждающимися Третье лицо по делу Территориальное Управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Нижегородской области просит рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие. Указывая в письменных возражениях, что не является по данному делу заинтересованным лицом. \л.д.159-161\ Третье лицо по делу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Краснобаковский отдел просит рассмотреть дело без их участия, возражений по иску не имеют. Третье лицо по делу Администрация Краснобаковского района отдел просит рассмотреть дело без их участия, возражений по иску не имеют. Третье лицо по делу КУМИ Администрации Краснобаковского района отдел просит рассмотреть дело без их участия, возражений по иску не имеют. Третье лицо по делу Администрация Прудовского сельсовета просит рассмотреть дело без их участия, иск поддерживает. Изучив материалы данного гражданского дела, и выслушав истцов, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно статей 56-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу суд, находит исковые требования полностью обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим, основаниям. В силу статей 2, 18, 46 Конституции Российской Федерации, закрепив приоритет прав и свобод человека, установлено, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно статьи 2 ФЗ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ», (далее Закон) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма,вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со статьями 6,7 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. На основании статья 11 федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В судебном заседании установлено, что квартира, в которой проживает Ашихмина Н.А. с несовершеннолетними детьми, согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФСИН России и ФКУ «Исправительная колония № ГУФСИН по Нижегородской области передана последней в оперативное управление с правом заключать договора социального найма. \л.д.98-120\ Согласно протокола № заседания жилищной комиссии УЗ-62/17 (в дальнейшем переименованного в ИК-17) от ДД.ММ.ГГГГ семье Ашихминой была распределена данная квартира. \л.д.91-92\ ДД.ММ.ГГГГ с мужем истца ФИО3 был заключен договор найма жилого помещения № на указанную квартиру, согласно которого наймодатель ФБУ «ИК- № ГУФСИН по Нижегородской области» передала ему и членам его семьи во владение и пользование указную квартиру, которая находится в государственной собственности и принадлежит ИК-17 на праве оперативного управления. В данной квартире Ашихмина проживает вместе с семьей до настоящего времени, что подтверждается справкой Администрации Прудовского сельсовета.\л.д.15-18\ Ранее ни Ашихмина Н.А., ни ее несовершеннолетние дети в приватизации не участвовали, что подтверждается имеющимися в материалах гражданского дела справками ГП «Нижтехинвентаризации» и уведомлениями об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним.\л.д.21,22,24, 26\ Доводы ответчика, указанные в отказе Ашихминой Н.А. о приватизации квартиры по тем основаниям, что с ней заключен договор найма жилого помещения, а не договор социального найма не основаны на законе. Жилищный Кодекс РФ не предусматривает предоставление жилого помещения на основании договора найма жилого помещения. Это ошибка самого наймодателя, которая не лишает истцов права на приватизацию. Жилое помещение, с иском, о приватизации которого обратилась Ашихмина Н.А. в суд, не признано служебным помещением, общежитием и не отнесено к маневренному фонду. Доводы представителя ФСИН России о том, что ИК-17 является федеральным учреждением, а не государственным и то, что жилое помещение предоставлено Ашихминой Н.А. с нарушением правил учета нуждающихся в жилых помещениях, также не основаны на законе. В соответствии со ст. ст. 51 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Истец Ашихмина Н.А. и ее семья действительно проживала в жилом помещении, а именно в <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была подарена ИК-17 на основании договора дарения квартиры за реестровым номером № ФИО7 государственным нотариусом <адрес> нотариальной конторы <адрес> зарегистрированном в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за №. На данную квартиру ИК-17 было выдано свидетельство о государственной регистрации права сер. № от ДД.ММ.ГГГГ с видом права на квартиру: -правооперативного управления, документ представлен в суд. В соответствии статьи 2 ФЗ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ», (далее Закон), одним из оснований приватизации является договор социального найма в жилых помещениях находящихся в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд). Встречного искового заявления и признании договора найма жилого помещения недействительным ответчики в суд не подали, поэтому договор найма жилого помещения имеет юридическую силу и является действительным. Согласно статье 31 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2010 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в казенные будут переведены следующие федеральные бюджетные учреждения: - следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы и исправительные учреждения, исполняющие наказания. Таким образом каких-либо законных оснований для отказа в приватизации жилого помещения Ашихминой и его несовершеннолетним детям не имеется. Согласно, выписки из лицевого счета, истцы зарегистрированы в спорной квартире. Со времени вселения в квартиру, пользуются жилым помещением, оплачивают ежемесячно найм жилого помещения, коммунальные услуги. \л.д. 30,31\ В настоящее время в спорной квартире проживают и зарегистрированы только истцы. Ранее правом на приобретение в собственность жилого помещения бесплатно в порядке приватизации истцы не пользовались.\л.д.26\ Согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Прудовского сельсовета об уточнении адреса жилого помещения адрес жилого дома в котором зарегистрирован семья Ашихминых, считать <адрес> Муж истца - ФИО3 участвовать в приватизации спорной квартиры не желает, просит признать право общей долевой собственности за женой и двумя несовершеннолетними детьми.\л.д.44\ В соответствии со статьей 8 федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений, они вправе обратиться в суд. Оценивая установленные по данному гражданскому делу юридически значимые обстоятельства, суд находит, что есть все основания для признания за истцами права собственности на квартиру, которую они занимают по основаниям и в порядке закона о приватизации. Руководствуясь статьей 198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Исковые требования Ашихминой ФИО1 удовлетворить. Признать право общей долевой собственности за Ашихминой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по № доле за каждым, на занимаемую ими квартиру общей площадью № квадратных метров, из них жилой № квадратных метров, расположенную по адресу <адрес>, и право собственности на доли на места общего пользования и инженерного оборудования данного дома. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через в Краснобаковский районный суд Нижегородской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.В. ЛЕБЕДКИНА
в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи
7 кв. метров и ниже. Из материалов жилищного дела ФИО3 следует, что он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи 4 человека (он, жена, сын и дочь) с ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ). На момент обращения ФИО3 и члены его семьи проживали и были зарегистрированы в муниципальной квартире по адресу: <адрес>общей площадью № кв. метров, жилой - № кв. метров. Таким образом, на каждого проживающего в указанной квартире приходилось по № кв. метров жилой площади. В связи с чем, постановка ФИО3 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий была осуществлена с нарушением жилищного законодательства. В последствие, на основании рапорта ФИО3 о включении его в очередь на расширение жилой площади и решения жилищной бытовой комиссии учреждения УЗ-62/17 от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) следует, что ему была предоставлена трехкомнатная квартира в новом деревянном доме по нечетной стороне <адрес>. Согласно выписки из домовой книги администрации Прудовского сельсовета Ашихмин Р.В. и члены его семьи зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Спорным остается и вопрос заключения и предоставления данного жилого помещения по договору найма жилого помещения, а не по договору социального найма так как согласно п.3.7. договора о передаче федерального имущества в оперативное управление учреждение имеет право заключать договора в отношении переданного ему имущества соответствующие его прямому назначению. Договор найма же жилого помещения по нашему мнению не отвечает этим целям и несет иную правовую нагрузку. В договорах найма служебных жилых помещений, заключенных между ИК-17 и сотрудниками, не указано: дата и номер решения ЖБК о предоставлении жилого помещения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления ИК-17, площадь жилого помещения, а также номер квартиры. При этом, правоустанавливающие документы (свидетельства
о государственной регистрации права оперативного управления и технические паспорта) на жилые помещения, находящиеся в данных домах не оформлены, статуса «служебных жилых помещений» не имели и не имеют. Таким образом, жилые помещения в вышеуказанном доме предоставлены сотрудникам ИК-17 Ашихминым в нарушение требований жилищного законодательства Российской Федерации. В связи с данными обстоятельствами исковые требования Ашихминой ФИО1, ФИО2, ФИО3 о приватизации жилого помещения в порядке приватизации не подлежат удовлетворению в полном объеме.