О ликвидации свалки отходов производства



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

р.п. Красные Баки Нижегородской области

Судья Краснобаковского районного суда Нижегородской области Савиных В.И., с участием ст. помощника природоохранного прокурора Обуховой Т.В., при секретаре Зиминой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Заводь» о ликвидации свалки отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена в марте 2011 г. проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации цеха по переработке древесины, принадлежащего <данные изъяты>», расположенного в д. <адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что основной сферой деятельности <данные изъяты>» является деятельность по деревообработке. В ходе производственной деятельности предприятия по деревообработки образуются отходы (горбыль, опил, мелкие древесные отходы и др.).

ООО «Заводь» на протяжении ряда лет самовольно использует прилегающий к производственной площадке предприятия, расположенной в <адрес>, в 220 метрах на юго-запад от <адрес>, земельный участок, площадью 0.8 га, под размещение отходов деревообработки, что является нарушением ст.ст. 25,26,36 Земельного кодекса Российской Федерации

Факт нарушения земельного законодательства подтверждается актом осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются:

-предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

-обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.

На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

На основании ст. 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако, ООО «Заводь» разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, способ их хранения небезопасен для окружающей среды.

Под размещением отходов согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктами 2.1, 2.8., 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения.

Однако, <данные изъяты>» профилактические меры не проводятся, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, что может привести к нарушению травяного покрова, гибели растительности.

Таким образом, размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. ст.1 закона <адрес> «Об экологической безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ N45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.

Таким образом, незаконными действиями <данные изъяты>» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

На основании ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст.35 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит суд:

Обязать ООО «Заводь» ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке площадью 0,8 га, прилегающий к производственной площадке предприятия, расположенной в д. Заводь, в 220 метрах на юго-запад от <адрес>.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Обухова Т.В. настаивает на удовлетворении заявления полностью, изложив свое мнение в соответствие с поданным в суд иском.

С заявлением полностью согласились: представитель Министерства экологии и природных ресурсов ФИО5, представитель Управления Роспотребнадзора ФИО11., представитель <адрес>ной администрации ФИО7

Представители <данные изъяты>» ФИО8 и ФИО9 с заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора полностью согласились, указав, что руководством ООО «Заводь» будут предприняты соответствующие меры по ликвидации свалки, однако для полного устранения отмеченных прокурором недостатков они просят установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Возражений от ст. помощника природоохранного прокурора Обуховой Т.В., а так же от ФИО5, ФИО6, ФИО7 не поступило.

Суд, выслушав мнения участников сторон, изучив представленные суду доказательства, пришел к убеждению, что заявление прокурора природоохранного межрайонного прокурора следует удовлетворить полностью.

Законность принимаемого решения регламентируется

-п. 2.1, 2.8, 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21 июля 1994 года № 01-15/29-2115,

Ст.1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10 сентября 1996 года № 45-З,

Ст. 11 ФЗ РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,

Ст. 12, 25, 26, 29,32, 36 ЗК РФ.

Обоснованность подтверждается актом осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей.

С учетом представленных доказательств у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявления природоохранного прокурора.

Вместе с тем, с учетом значительного объема работ по ликвидации образовавшейся свалки, суд считает обоснованным предоставить ООО «Заводь» срок до полного устранения отмеченных недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Размер государственной пошлины снизить до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать <данные изъяты>» ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке площадью 0,8 га, прилегающий к производственной площадке предприятия, расположенной в <адрес> в 220 метрах на юго-запад от <адрес>.

Взыскать с ГП НО «Шеманихинский лесхоз» государственную пошлину в доход государства в размере № рублей.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня его полного изготовления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Краснобаковского районного суда

Нижегородской области В.И. Савиных

Судья

Краснобаковского районного суда

Нижегородской области В.И. Савиных