О ликвидации свалки отходов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

р.п. Красные Баки Нижегородской области

Судья Краснобаковского районного суда Нижегородской области Савиных В.И., с участием ст. помощника природоохранного прокурора Обуховой Т.В., при секретаре Зиминой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГП НО «Шеманихинский лесхоз» о ликвидации свалки отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена в марте 2011 г. проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации цеха по переработке древесины, принадлежащего <данные изъяты>»», расположенного в <адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что основной сферой деятельности <данные изъяты> является деятельность по лесоводству, лесозаготовке леса и его переработке. В ходе производственной деятельности предприятия по деревообработки образуются отходы (горбыль, опил, мелкие древесные отходы и др.).

<данные изъяты>» на протяжении ряда лет самовольно использует прилегающий к производственной площадке предприятия и цеху деревообработки (по адресу <адрес>) земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов), площадью 0,5 га, под размещение отходов деревообработки, что является нарушением ст.ст. 25,26,36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Факт нарушения земельного законодательства подтверждается актом осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором Минэкологии Нижегородской области, и фототаблицей.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются:

-предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

-обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.

На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

На основании ст. 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако, <данные изъяты>» разрешения на создание объекта размещения отходов в вышеуказанном месте не имеет, способ их хранения небезопасен для окружающей среды.

Под размещением отходов согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктами 2.1, 2.8., 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения.

Однако, <данные изъяты> профилактические меры не проводятся, складирование отходов деревообработки осуществляется беспорядочно и бесконтрольно, что может привести к нарушению травяного покрова, гибели растительности, загрязнению земель.

Тем самым, размещение отходов в данном месте не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. ст.1 закона <адрес> «Об экологической безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ N45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.

Таким образом, незаконными действиями <данные изъяты>» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

На основании ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст.35 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит суд:

Обязать <данные изъяты>» ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке площадью 0,5 га, прилегающему к производственной площадке предприятия и цеху деревообработки (по адресу <адрес>).

В судебном заседании ст. помощник прокурора Обухова Т.В. настаивает на удовлетворении заявления полностью, изложив свое мнение в соответствие с поданным в суд иском.

С заявлением полностью согласились: представитель Министерства экологии и природных ресурсов ФИО1, представитель Управления Роспотребнадзора ФИО2., представитель <адрес>ной администрации ФИО3

Представитель <данные изъяты> ФИО4 с заявление Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора полностью согласился, указав, что ГП НО «Шеманихинский лесхоз» предприняты соответствующие меры по ликвидации свалки, одна действий на день рассмотрения заявления в суде еще является недостаточными, на основании чего он просит установить срок для полного устранения отмеченных недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Возражений от ст. помощника природоохранного прокурора Обуховой Т.В., а так же от ФИО1, ФИО2, ФИО3 не поступило.

Суд, выслушав мнения участников сторон, изучив представленные суду доказательства, пришел к убеждению, что заявление прокурора природоохранного межрайонного прокурора следует удовлетворить полностью.

Законность принимаемого решения регламентирыуется

-п. 2.1, 2.8, 2.10-2.14 Временных правил лохраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21 июля 1994 года № 01-15/29-2115,

Ст.1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10 сентября 1996 года № 45-З,

Ст. 11 ФЗ РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,

Ст. 12, 25, 26, 29,32, 36 ЗК РФ.

Обоснованность подтверждается актом осмотра территории № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором <адрес> и фототаблицей.

С учетом представленных доказательств у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявления природоохранного прокурора.

Вместе с тем, с учетом значительного объема работ по ликвидации образовавшейся свалки, суд считает обоснованным предоставить ГП НО «Шеманихинский лесхоз» срок до полного устранения отмеченных недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать <данные изъяты> ликвидировать свалку отходов деревообработки на земельном участке площадью 0,5 га, прилегающему к производственной площадке предприятия и цеху деревообработки (по адресу <адрес>).

Взыскать с ГП НО «Шеманихинский лесхоз» государственную пошлину в доход государства в размере № рублей.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня его полного изготовления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Краснобаковского районного суда

Нижегородской области В.И. Савиных

Судья

Краснобаковского районного суда

Нижегородской области В.И. Савиных