2-17/2011 (2-25/2010;) ~ М-33/2010 по иску Шарова )данные изъяты( к Министерству финансов РФ, ОВД по Козульскому району о компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2011 года         рп.Козулька

Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Лоншаковой Е.О., при секретаре Коваленко В.М., с участием прокурора - Шабанова А.М., истца -Шарова Д.А., представителя ответчика ОВД по Козульскому району- Чесницкой Н.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика Министерства финансов РФ - Гурняк Н.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарова <данные изъяты> к Министерству финансов РФ, ОВД по Козульскому району о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Шаров Д.А. обратился в суд с иском к ОВД по Козульскому району, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в размере 5000000 рублей. В обоснование своих требований указал на то, что с 18 октября 2009 года во время проведения следственных действий содержался в камерах ИВС ОВД по Козульскому району. При содержании в ИВС ОВД по Козульскому району были нарушены его права, предусмотренные ст. 3 Европейской конвенции: право на чистый воздух, на дневной свет в камере, право на ежедневную прогулку, право на питание, на пользование пастельными принадлежностями, право на обеспечение средствами радиовещания, право на пользование электророзеткой. Шаров указал, что в ИВС ОВД по Козульскому району он содержался в камере, где окна из стеклоблоков препятствовали поступлению в камеру дневного света и свежего воздуха. Шаров Д.А. содержался в камере, где отсутствовал санузел, и ему приходилось справлять свои естественные потребности в ведро, которое находилось в той же камере. В камере, где содержался Шаров Д.А., не осуществлялась влажная уборка. Пространство в камере было ограничено. На прогулку Шарова Д.А. не выводили, а выводили на улицу только на 10 минут для посещения туалета, который находится на улице. Возможность умыться Шарову Д.А. предоставлялась только один раз в сутки. В камерах ИВС отсутствовали электророзетки, а также радиоточка. До января 2010 года Шарову Д.А. не выдавали пастельные принадлежности, и он спал на грязном одеяле. Зимой в камерах было холодно, а летом из-за отсутствия вентиляции душно. Дезинфекция и санобработка в камерах ИВС ОВД по Козульскому району, по мнению Шарова Д.А., не проводилась около 15 лет. Кроме того, Шаров Д.А. указал на то, что на завтрак его часто кормили пищей не годной к употреблению.

В судебном заседании истец Шаров Д.А. требования иска поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ОВД по Козульскому району -Чесницкая Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований ссылаясь на то, что условия содержания Шарова Д.А. в ИВС ОВД по Козульскому району соответствовали требованиям действующего законодательства, Шаров Д.А. не представил доказательств причинения вреда его здоровью, размер компенсации завышен.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства- Гурняк Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований ссылаясь на то, что Министерство финансов РФ не надлежащий ответчик по указанному спору, а также на то, что истцом не подтвержден доказательствами размер компенсации морального вреда.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора о необходимости компенсации морального вреда в размере 3000 рублей за счет средств казны РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 15 Закона № 103 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», принятого ГД ФС РФ 21 июня 1995 года, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 23 данного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В силу ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Согласно п.43Приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем. Казенное имущество выдается бесплатно во временное пользование.

В силу п. 48 Указанного приказа при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.

Судом установлено, что Шаров Д.А. 18 октября 2009 года был задержан по подозрению в совершении преступления. 20 октября 2009 года Шарову Д.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, 18 декабря 2009 года, 17 февраля 2010 года, 17 марта 2010 года, 02 апреля 2010 года, 16 апреля 2010 года, 14 мая 2010 года, 19 октября 2010 года Шарову Д.А. продлялся срок заключения под стражей. 03 декабря 2010 года в отношении Шарова Д.А. был вынесен приговор, которым Шаров Д.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.4 ст. 162, ч.2 ст. 167 УК РФ и назначено наказание на основании ч.3 ст. 69, ст. 70 УК РФ в виде 11 лет лишения свободы, с ограничением свободы сроком на 1 год, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В срок наказания Шарову Д.А. зачтено время содержания под стражей с 18 октября 2009 года по 02 декабря 2010 года. Приговор не вступил в законную силу.

Из сообщения ОВД по Козульскому району следует, что Шаров Д.А. согласно книге покамерного учета лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Козульскому району в период с 18 октября 2009 года по 22 сентября 2010 года находился в ИВС ОВД по Козульскому району 90 дней, нормы санитарной площади (4 квадратных метра) в камере, где содержался Шаров Д.А. не соблюдались, в связи с конструктивной особенностью помещения ИВС (л.д.86-87).

Согласно журналу выдачи пастельных принадлежностей пастельные принадлежности (подушка, одеяло, матрац) Шарову Д.А. выдавались с 25 января 2010 года по 22 сентября 2010 года (л.д.164-177). Доказательства, подтверждающие выдачу пастельных принадлежностей Шарову Д.А. в 2009 году, ответчиками не представлены.

Из журналов учета предоставления прогулок подозреваемых и обвиняемых содержащихся в ИВС ОВД по Козульскому району следует, что Шарову Д.А. каждый день содержания под стражей в ИВС ОВД по Козульскому району предоставлялась прогулка (л.д.22-32, 129-135), однако продолжительность прогулок в журнале не указана. Из показаний представителя ОВД по Козульскому району- Чесницкой Н.В. следует, что из-за погодных условий время прогулки в зимний период могло сокращаться до 10-15 минут.

Согласно журналам санитарного состояния ИВС ОВД по Козульскому району (л.д.39-51,136-149), а также из показаний представителя ОВД по Козульскому району, следует, что уборка камер ИВС проводится заключенными, которые в них содержатся.

Согласно журналу кварцевания помещения ИВС, протоколу от 16 декабря 2010 года проведения врачом ЦГСЭН ФГУЗ «МСЧ ГУВД по Красноярскому краю» мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства в ИВС ОВД по Козульскому району в камерах ИВС ОВД по Козульскому району проводится дезинфекция помещений с помощью ультрофиолетового бактерицидного излучателя (л.д.33-38,156).

Из протокола№1 от 16 декабря 2010 года проведения врачом ЦГСЭН ФГУЗ «МСЧ ГУВД по Красноярскому краю» мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства в ИВС ОВД по Козульскому району следует, что в блоках камерных помещений ОВД по Козульскому району организована принудительная вытяжная вентиляция, которая находится в рабочем состоянии.

Судом установлено, что Шаров Д.А. период с 18 октября 2009 года по 22 сентября 2010 года, то есть в течение 90 дней, содержался в ИВС ОВД по Козульскому району в условиях, которые не соответствуют нормам установленным законодательством, а именно: площадь в камерах, где содержался Шаров Д.А. была менее 4 квадратных метров на одного человека, отделка помещений камер не соответствовала п. 407 Приказа МВД РФ от 07 марта 2006 года «Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» стены помещения не были покрашены клеевой краской, а на полах отсутствовало деревянное покрытие, в камерах не организовано дневное освещение, площадь светового проёма в камерах 30х30 см. и он закрыт металлическими листами с отверстиями, камеры не оборудованы санитарным узлом с унитазом и умывальной раковиной, в связи с чем для оправки физиологических нужд лицами, содержащимися под стражей, используется надворный туалет и бытовые ведра с крышками, при этом перегородки соблюдения приватности в камерах не установлены, в камерах отсутствует радиоточка. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом№1 от 16 декабря 2010 года проведения врачом ЦГСЭН ФГУЗ «МСЧ ГУВД по Красноярскому краю» мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства в ИВС ОВД по Козульскому району (л.д.150-157).

Кроме того, из представленных доказательств следует, что в период содержания под стражей в ИВС ОВД по Козульскому району в 2009 году Шаров Д.А. не был обеспечен пастельными принадлежностями, а в 2010 году был обеспечен только матрацем, подушкой и одеялом.

Также судом установлено, что в период содержания в ИВС ОВД по Козульскому району Шарову Д.А. предоставлялись прогулки, однако они длились не более 10-15 минут и могли быть использованы, только для посещения надворного туалета.

Доводы представителя ОВД по Козульскому району о том, что Шарову Д.А. предоставлялись часовые прогулки, доказательствами не подтверждены. В журналах предоставления прогулок отсутствуют сведения о времени и длительности их предоставления.

Из ответа прокурора Козульского района от 31 декабря 2010 года на заявление Шарова Д.А. следует, что при проверке заявления Шарова Д.А. о низкой температуре воздуха в камере ИВС ОВД по Козульскому району установлено, что в связи с недостаточной подачей тепловой энергии в здание ОВД по Козульскому району температурный режим не соответствовал установленным нормам, что свидетельствует о том, что в период содержания Шарова Д.А. в камерах ИВС ОВД по Козульскому району не всегда соблюдался температурный режим.

Из договоров от 01 января 2009 года и от 01 января 2010 года, заключенных между ИП Мыслиной и ОВД по Козульскому району, протокола от 16 декабря 2010 года проведения врачом ЦГСЭН ФГУЗ «МСЧ ГУВД по Красноярскому краю» мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства в ИВС ОВД по Козульскому району следует, что лица, содержащиеся в ИВС ОВД по Козульскому району в период 2009-2010 года были обеспечены трехразовым питанием и каких-либо жалоб на неудовлетворительное качество пищи от заключенных, и в том числе от Шарова Д.А., не поступало.

Доводы Шарова Д.А. о предоставлении ему некачественного питания доказательствами не подтверждены, сам он с какими -либо жалобами к руководству ОВД по Козульскому району на качество питания не обращался.

Поскольку в судебном заседании установлен факт содержания истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, суд приходит к выводу, что Шарову Д.А. были причинены страдания или переживания в степени, превышающий неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ моральный вред, причинённый Шарову Д.А. в связи с содержанием его в условиях, не соответствующих установленным нормам подлежит компенсации за счет средств казны РФ.

Исходя из требований ст. 151, 1101 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд учитывает длительность нахождения Шарова Д.А. в условиях несоответствующих установленным нормам, степень принесенных истцом в связи с унижающими его достоинство условиями содержания под стражей нравственных страданий, фактические обстоятельства при которых был причинен моральный вред и индивидуальные особенности потерпевшего, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Шарову Д.А. необходимо отказать.

Из журнала первичного опроса и регистрации оказания медицинской помощи лицам, поступающим для содержания в ИВС следует, что Шаров Д.А. с жалобами на состояние здоровья при поступлении в ИВС не обращался, согласно справке ОВД по Козульскому району Шаров Д.А.обращался к фельдшеру ИВС ОВД по Козульскому району за медицинской помощью: 18 октября 2009 года с зубной болью, 26 января 2010 года в связи с низким давлением, 19 февраля 2010 года с болью в желудке, 26 февраля 2010 года с жалобами на плохой сон, 01 марта 2010 года с изжогой, 14 июля 2010 года ОРВИ, 27 июля 2010 года с жалобами на головную боль, плохой сон, 02 августа 2010 года с жалобами на головную боль, плохой сон. Согласно ответу ФБУ следственного изолятора № 3 на запрос суда Шаров Д.А. обращался за медицинской помощью в медсанчасть СИЗО-3 г.Ачинска 12 марта 2010 года с жалобами на боли в низу живота, колики справа по ходу мочеточника. Объективно установлено: t 36,1 градусов С, синдром Пастернацкого (-) с обеих сторон, пальпация по ходу мочеточников болезненна справа. Назначена однодневная терапия. Боли прошли, обращений в последующие дни не зарегистрировано. За период по 29 ноября 2010 года за какой-либо помощью со стороны болезни почек не обращался. Согласно справке зам. начальника по ЛПУ СИЗО-3 г.Ачинска 11 декабря 2009 года по прибытии из ИВС ОВД по Козульскому району Шаров Д.А. был осмотрен в медицинской части СИЗО-3: жалоб не предъявлял, фон настроения снижен, на вопросы отвечал в плане заданного, дальнейшая его судьба ему безразлична, говорил: «Мне будет большой срок, я с собой что-нибудь сделаю (повешусь)», высказывал другие способы суицида. Выставлен диагноз: депрессивный синдром назначено лечение антидепрессантами, нейролептиками. 29 января 2010 года по прибытию из ИВС ОВД по Козульскому району в медицинской части СИЗО- 3 выставлен диагноз: заживляющая резанная рана средней трети левого предплечья (попытка суицида). 23 августа 2010 года Шаров Д.А. получал амбулаторное лечение в медицинской части СИЗО-3 у врача психиатра с диагнозом: ажатированная депрессия.13 октября 2010 года в плановом порядке осмотрен врачом психиатром, динамика от лечения положительная, состояние нормализовалось. На момент осмотра 26 октября 2010 года Шаров Д.А. жалоб не предъявлял, состояние удовлетворительное, телесных повреждений не выявлено, в лечении не нуждается. При таких обстоятельствах, доводы Шарова Д.А. о том, что в связи с содержанием в ИВС ОВД по Козульскому району ухудшилось его состояние здоровья нельзя признать обоснованными, поскольку суду не представлено доказательств причинения такого вреда ответчиком (л.д.102).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шарова <данные изъяты> к Министерству финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Красноярскому краю удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Шарова <данные изъяты> с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ в счет компенсации морального вреда 3000 (три тысячи) рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Шарову <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение 10 дней, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: