Осужден за нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.



дело № 1-104/2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИГОВОР

г. Козловка <дата изъята> года

Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Бурмистрова Т. Л.,

при секретаре Беспаловой Н. В.,

с участием: государственного обвинителя - прокурора Козловского района ЧР Филиппова П.П.,

подсудимого Максимова Н.А., находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении,

защитника - адвоката Гурьева А.М., представившего удостоверение № <номер изъят>, выданного Управлением Минюста РФ по ЧР <дата изъята> года, и ордер № <номер изъят> от <дата изъята> года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Козловского районного суда ЧР уголовное дело в отношении Максимова Н.А., <дата изъята> года рождения, уроженца и жителя д. <адрес изъят>, ул. <адрес изъят>, <номер изъят>, <адрес изъят> района Чувашской Республики, гражданина Российской Федерации, без постоянного источника дохода, имеющего <данные изъяты> образование, <данные изъяты>, имеющего на иждивении <данные изъяты>, военнообязанного, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ,

установил:

Максимов Н.А. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 264 УК РФ, то есть управляя автомобилем в состоянии опьянения, нарушил правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Преступление Максимовым Н.А. совершено при следующих обстоятельствах.

<дата изъята> года, в <номер изъят>-м часу, в тёмное время суток, при пасмурной погоде, водитель Максимов Н.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял личным автомобилем <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS», чем грубо нарушил требования п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации, согласно которому водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, при движении вне населённого пункта, следуя со стороны города <адрес изъят> Республики Татарстан в направлении города <адрес изъят>, на <номер изъят> км + <номер изъят> м автодороги «Волга М-7» на территории Козловского района Чувашской Республики, при выборе скорости движения не учел особенности и состояние управляемого им транспортного средства, дорожные и метеорологические условия, в частности влажное состояние дорожного покрытия и видимость в направлении движения, обеспечивающие ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации, чем грубо нарушил требования ч.1 п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации № 520 от 24 июля 1992 года, с последующими изменениями и дополнениями, согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения Российской Федерации,пересек линию продольной разметки, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений на дороге, имеющей четыре полосы движения, чем грубо нарушил требования п. 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации, согласно которому участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения Российской Федерации, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами», при этомвыехал на полосу, предназначенную для движения встречного потока транспортных средств, чем грубо нарушил требования п. 1.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации, согласно которому на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств,в результате чего совершил столкновение передней левой частью кузова управляемого им автомобиля с передней правой частью автомобиля «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS» под управлением водителя Ч., следовавшего во встречном направлении со стороны города <адрес изъят> в сторону города <адрес изъят> Республики Татарстан, что повлекло причинение по неосторожности телесных повреждений пассажиру автомобиля «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS» В. в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся явлениями сотрясения головного мозга, ушибленной раной лобной области; закрытой тупой травмы органов брюшной полости и забрюшинного пространства, сопровождавшейся разрывами брыжейки тонкой и сигмовидной кишки с повреждениями сосудов и некрозом стенки подвздошной кишки, кровоизлиянием в брюшную полость, кровоизлияниями в забрюшинную клетчатку, ссадинами передней брюшной стенки, по признаку опасности для жизни в момент причинения в совокупности квалифицирующиеся по степени тяжести как тяжкий вред здоровью потерпевшего.

Подсудимый Максимов Н.А. с предъявленным обвинением согласился полностью и признал себя виновным по ч. 4 ст. 47 УПК РФ, признает право Максимова Н.А. на отказ от дачи показаний.

Из показаний подсудимого Максимова Н.А., данных им в период предварительного расследования и оглашенных судом в силу ст. 276 УПК РФ, усматривается, что, будучи допрошенным в качестве подозреваемого и обвиняемого, Максимов Н.А. также свою вину в совершении данного дорожно-транспортном происшествии признавал, показав, что <дата изъята> года около <номер изъят> часов дня он употребил спиртное, после чего, вечером, около <номер изъят> часа, он на своём автомобиле <данные изъяты> решил съездить на автозаправочную станцию «Сибнефть», расположенную на автодороге «Волга М-7» в районе д. <адрес изъят> Козловского района Чувашской Республики, чтобы заправить машину бензином. В д. <адрес изъят> по дороге, он встретил своего знакомого Р., которому предложил съездить вместе с ним за компанию на АЗС. Р. согласился и сел в его машину на правое переднее пассажирское сидение. Вместе с Р. он выехал на своей машине на автодорогу «Волга М-7», проехав <адрес изъят> поворот, который ведет по направлению в г. <адрес изъят>. Не доезжая до моста через реку <данные изъяты>, он ехал со скоростью около 60 км/час, рычаг коробки перемены передач был включен на четвертой передаче. Его машина, рабочая тормозная и рулевая системы была в исправном состоянии, лобовое стекло было чистое. Дорожное покрытие на данном участке проезжей части было ровное, асфальтированное, влажное. Движение на дороге в тот момент не было интенсивным. Погода была пасмурная, без осадков, видимость была плохая, дорога кроме света фар автомобилей, ничем больше не освещалась. На данном участке проезжая часть разделена на два транспортных потока для движения в двух направлениях, по две полосы движения для каждой стороны проезжей части. Он следовал на своей машине в направлении г. <адрес изъят> по своей правой стороне проезжей части по крайней левой полосе, расположенной ближе к двойной разделительной полосе. Сзади него никаких машин не было, впереди него в попутном направлении на расстоянии около 20-ти метров ехала машина. Во встречном направлении слева на полосе встречного движения ехал большегрузный автомобиль «фура», его марку, модель, цвет, не разглядел из-за плохой видимости. Он увидел данную машину «фуру» на расстоянии около 100 метров, на ней был включен ближний свет фар, скорость машины он не определил. Данная фура следовала по своей правой крайней полосе проезжей части, ближе к правой обочине. Р., сидящий на пассажирском месте, в дороге заснул, Максимову, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, тоже хотелось спать, поэтому он допускает, что он, возможно, вздремнул за рулем. Когда он увидел эту фуру, то резко нажал на педаль тормоза, и его машина на тормозах стала выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения. В это время рядом с вышеуказанной фурой во встречном направлении по отношении к нему, по своей же полосе движения, следовал легковой автомобиль с включенным ближним светом фар. Как он узнал позже, это был автомобиль «<данные изъяты>». Так как он нажал на педаль тормоза, его машина поехала по полосе для встречного движения, где и столкнулась с автомобилем «<данные изъяты>». Позже, осознав всё случившееся, он понял, что ему в той ситуации необходимо было отпустить педаль тормоза, и вернуться на свою полосу движения и вследствие чего, можно было бы избежать столкновения со встречным автомобилем «<данные изъяты>». Данное дорожно-транспортное происшествие произошло из-за того, что он растерялся в сложившейся дорожно-транспортной ситуации. Свою вину в случившемся, он признает полностью, в содеянном искренне раскаивается. (т.1л.д. 145-146).

Виновность подсудимого Максимова Н.А. подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств:

- показаниями потерпевшего В., который сообщил суду, что <дата изъята> года он вместе со своей женой Р., родным братом А. и его жена Т., вызвав такси к кафе «<данные изъяты>» г. <адрес изъят>, выехали в г. <адрес изъят> на автомобиле «<данные изъяты>» <данные изъяты> цвета. Он, его брат Алексей и жена брата сели на заднее сидение, а жена В. - Р. сидела на переднем пассажирском сиденье. Когда они выехали на автодорогу «Волга М-7», он уснул, проснувшись от сильного удара и боли в голове и груди. Его вытащили из машины, после чего он потерял сознание, и очнулся уже в реанимационном отделении МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», где ему сделали операцию. Позднее, со слов своей супруги Р., ему стало известно, что на автодороге «Волга М-7» они попали в ДТП, на их полосу движения выехал автомобиль под управлением Максимова Н.А., в результате чего произошло столкновение их машины с автомобилем под управлением Максимова. Т. в результате данного ДТП, причинен тяжкий вред здоровью. Максимов Н.А. обещал возместить моральный вред в сумме 50 000 рублей, но по настоящее время никаких мер по возмещению ущерба не предпринял. В. просит взыскать с Максимова Н.А. 200 000 рублей, учитывая, что в результате ДТП он длительное время лечился, перенес операцию, ходил с дренажом и шлангами, не мог заниматься спортом, водить автомобиль и работать. Просит учесть, что заявленная им сумма, рассчитана на то, что в результате ДТП пострадали еще три его родственника.;

- показаниями свидетеля А., который суду показал, что он вместе со своей женой Т., родным братом В. и его жена Р. вызвав такси к кафе «<данные изъяты>» г. <адрес изъят>, выехали в г. <адрес изъят> на автомобиле «<данные изъяты>» <данные изъяты> цвета. Он, его жена и брат В. сели на заднее сидение машины, а жена брата- Р.. сидела на переднем пассажирском сиденье. Когда они выехали на автодорогу «Волга М-7», он уснул и через какое-то время очнулся от сильного удара и боли внутри. Ему помогли выйти из машины, после чего увезли в МУЗ «Козловская ЦРБ», где оказали медицинскую помощь. Позднее, со слов своей супруги Т. и жены брата, ему стало известно, что на автодороге «Волга М-7» они попали в ДТП, на их полосу движения выехал автомобиль под управлением Максимова Н.А., в результате чего произошло столкновение автомобилей.

- показаниями свидетеля Р., которая сообщила суду, что <дата изъята> года около <номер изъят> часа она вместе со своим мужем В., его братом А., его женой Т. выехали на автомобиле «такси» автомобиль «<данные изъяты>» из г. <адрес изъят> в г. <адрес изъят>. Проехав мост через реку «<данные изъяты>» они стали обгонять грузовую фуру по своей правой стороне проезжей части по крайней левой полосе, расположенной ближе к двойной разделительной полосе. Водитель такси ехал со скоростью примерно около 70-75 км/час. Водитель такси обогнал эту машину. После обгона, он поехал по этой же крайней левой полосе движения дальше. В этот момент, как ей кажется, она увидела впереди них грузовой автомобиль фургон, из-за которого, ослепив их, выскочил на их полосу движения легковой автомобиль с включенным ближним светом фар. Водитель такси понял, что может произойти лобовое столкновение с данным автомобилем. Поэтому с целью избежать столкновения с ехавшим им навстречу по их полосе движения автомобилем, водитель такси повернул рулевое колесо влево, а вправо поворачивать не стал, так как там на них могла наехать фура, следовавшая за ними в попутном направлении. После чего произошло столкновение их автомобилей на их правой полосе движения. Она очнулась, вылезла из машины через заднюю дверь, так как передняя правая дверца была в заклиненном состоянии, помогла вылезти из машины другим пассажирам, после чего подошла к встречной машине, которая наехала на них. В ходе разговора с пассажиром данной машины, который ей никак не представился, ей стало известно, что они до этого на автодороге игрались, то есть обгоняли машины, следовавшие в попутном направлении, а также были пьяны. После данного ДТП она, ее муж, брат мужа и жена брата получили разные телесные повреждения, их увезли в больницу, где после оказания первой медицинской помощи, её госпитализировать не стали.

В связи с противоречиями в показаниях, в силу ст. 281 УПК РФ, были оглашены показания Р. в ходе предварительного следствия, согласно которым следует, что <дата изъята> года они выехали из г. <адрес изъят> на федеральную автодорогу «Волга М-7», где, не доезжая несколько километров до <адрес изъят> поворота, который ведет в г. <адрес изъят>, следовали по своей правой полосе проезжей части, которая разделена двойной разделительной полосой на два транспортных потока для движения в двух направлениях, по две полосы движения для каждой стороны проезжей части. Они ехали по своей правой стороне проезжей части по крайней левой полосе, расположенной ближе к двойной разделительной полосе. Никаких проблем с техническим состоянием данного автомобиля, у водителя данного такси, не было. Дорожное покрытие на данном участке проезжей части было ровное, асфальтированное, влажное. Движение на дороге в тот момент не было интенсивным. Погода была пасмурная, без осадков, видимость была плохая, дорога кроме света фар автомобилей, ничем больше не освещалась. На их автомобиле «такси» был включен ближний свет фар. Водитель такси ехал со скоростью примерно около 70-75 км/час. Перед ними ехала большегрузная машина «фура», ее цвет она не запомнила. Водитель такси обогнал эту машину. После обгона, он поехал по этой же крайней левой полосе движения дальше. Впереди них в попутном направлении в сторону г. <адрес изъят>, никаких транспортных средств не было. Сзади них ехала та самая фура, которую они обогнали до этого. Ее марку, модель, гос. номер, она не знает. В этот момент она увидела впереди них грузовой автомобиль фургон, его марку и модель не видела, так как было темно. Какое было расстояние до этой машины, она не может сказать, так как уже не помнит. Этот автомобиль ехал по своей полосе проезжей части, предназначенной для встречного движения, по второй полосе движения, расположенной ближе к двойной разделительной полосе. Когда эта грузовая машина, подъехала еще ближе, вдруг неожиданно из-за данной машины выскочил на их полосу движения, то есть на встречную полосу движения, легковой автомобиль с включенным ближним светом фар. Данный автомобиль следовал со скоростью примерно около 90 км/час. Расстояние до этого автомобиля, когда она его увидела, было примерно около 15-ти метров. За данным автомобилем других транспортных средств, не было. Этот легковой автомобиль продолжал следовать им навстречу уже по их полосе движения. Когда водитель такси понял, что может произойти лобовое столкновение с данным автомобилем, он повернул рулевое колесо влево, а вправо поворачивать не стал, так как там могла ехать фура, следовавшая за ними в попутном направлении. Водитель легкового автомобиля, который ехал прямо на них, никаких мер по торможению своего автомобиля, насколько ей было видно, не предпринимал. После чего и произошло столкновение их автомобилей. Столкновение автомобилей произошло на их правой полосе движения. После удара, автомобиль такси развернуло против часовой стрелки и выкинуло на левую сторону проезжей части, на обочину в снег. Удар при столкновении произошел по передней правой части автомобиля такси и его правой стороне. После столкновения, она на несколько секунд потеряла сознание, после чего, очнувшись, вышла из машины через заднюю дверь, так как передняя правая дверца была в заклиненном состоянии. На проезжей части она увидела много разных машин, в том числе и легковой автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> цвета, у которого была повреждена вся передняя часть, государственный номер этой машины она не запомнила. В данном автомобиле за рулем находился один мужчина, а второй мужчина находился около этой же машины рядом. Она подошла поближе к ним и поняла, что мужчины находились в состоянии алкогольного опьянения, и водитель и его пассажир, от них исходил запах спиртного, речь у них была несвязная. В ходе разговора с пассажиром данной машины, который ей никак не представился, ей стало известно, что они до этого на автодороге игрались, то есть обгоняли машины, следовавшие в попутном направлении. После данного ДТП она получила разные телесные повреждения, в частности у неё были сломаны края передних зубов, изо рта шла кровь, был поврежден шейный позвонок. О случившемся они сообщили в скорую помощь. Приехавшие медицинские работники, оказали ей и другим пострадавшим в ДТП медицинскую помощь.

- показаниями свидетеля Р., который сообщил суду, что <дата изъята> года днем, он встретил своего одноклассника Максимова Н.А., проживающего в д. <адрес изъят> <адрес изъят> района, который был на своей машине <данные изъяты> и предложил ему съездить с ним на автозаправочную станцию. Они распили с Максимовым спиртное, и Р. сев в машину на пассажирское кресло рядом с водителем, в дороге уснул, проснувшись от удара по их машине, от столкновения со встречной иномаркой. Р. сильно ударился грудной клеткой, его увезли в больницу для оказания медицинской помощи, госпитализировать его не стали, назначили лечение и отпустили домой. Как именно произошло дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого он получил телесные повреждения, и кто именно из водителей нарушил правила дорожного движения, он не может сказать, так как спал и поэтому смутно помнит всё происходившее с ними. Помнит, что на ДТП была девушка, говорил ли он с ней - не помнит.

- показаниями свидетеля Ч., которые оглашены судом в силу ч.1 ст. 281 УПК РФ, согласно которым следует, что он работает таксистом в <адрес изъят> такси г. <адрес изъят> Чувашской Республики на своем личном автомобиле «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS», имеет водительский стаж с 1978 года. <дата изъята> года он находился на работе и около 20 часов у него поступил заказ о том, что нужно подъехать к кафе «<данные изъяты>», расположенное на проспекте <адрес изъят> г. <адрес изъят> ЧР. Около кафе «<данные изъяты>» к нему в машину сели двое неизвестных мужчин и две женщины. Одна из этих женщин села на переднее правое пассажирское сидение, а остальные сели на заднее сидение, попросив отвезти их в г. <адрес изъят> Чувашской Республики. После того, как все пристегнулись ремнями безопасности, они выехали из г. <адрес изъят> по федеральной трассе «Волга М-7». На территории <адрес изъят> района Чувашской Республики, не доезжая несколько километров до <адрес изъят> поворота, который ведет в г. <адрес изъят>, он ехал по своей правой полосе проезжей части. На данном участке проезжая часть разделена на два транспортных потока для движения в двух направлениях, по две полосы движения для каждой стороны проезжей части. Он следовал на своей машине по своей правой стороне проезжей части по крайней левой полосе, расположенной ближе к двойной разделительной полосе. Его машина была в технически исправном состоянии, ее государственный технический осмотр он проходил в начале 2009 года. Дорожное покрытие на данном участке проезжей части было ровное, асфальтированное, влажное от снега. Движение на дороге в тот момент не было интенсивным. Погода была пасмурная, без осадков, видимость была плохая, дорога кроме света фар автомобилей, ничем больше не освещалась. На его автомобиле был включен ближний свет фар, он ехал со скоростью около 90 км/час. Рычаг коробки перемены передач был включен на пятой скорости. Сначала он обогнал большегрузную машину «фуру» иностранного производства, цвет кабины желтый, госномер и марку которой он не запомнил. Водителю - мужчине было на вид около 45 лет. После обгона Ч. поехал по этой же крайней левой полосе движения дальше. Впереди него в попутном направлении в сторону г. <адрес изъят>, никаких транспортных средств не было. Сзади него ехала та самая фура, которую он обогнал до этого. В этот момент он увидел впереди себя легковой автомобиль с включенным ближним светом фар, который следовал во встречном направлении, по своей полосе движения. Насколько он помнит, этот автомобиль ехал по крайней полосе, расположенной ближе к двойной разделительной полосе со скоростью около 90-100 км/час. Расстояние до этого автомобиля, когда он его увидел, было примерно около 30 метров. За данным автомобилем других транспортных средств, не было. Перед ним во встречном направлении на дороге машин не было. Неожиданно для него, ехавший во встречном направлении по своей полосе движения, легковой автомобиль вильнул, после чего выехал на его полосу движения, то есть на полосу для встречного движения, и продолжал следовать ему навстречу уже по его полосе движения. Он понял, что может произойти лобовое столкновение с данным автомобилем, поэтому, чтобы избежать столкновения с ехавшим ему навстречу по его полосе движения автомобилем, он повернул рулевое колесо влево, а вправо поворачивать не стал, так как там могла ехать фура, следовавшая за ним в попутном направлении. При этом он также нажал на педаль тормоза. Водитель легкового автомобиля, который ехал прямо на него, никаких мер по торможению своего автомобиля, насколько ему было видно, не предпринимал. После чего и произошло столкновение их автомобилей, так как расстояние между ними было небольшое и увернуться от удара он не смог. Столкновение автомобилей произошло на его правой полосе движения. После удара его автомобиль развернуло и выкинуло на левую сторону проезжей части, на обочину в снег. Удар при столкновении произошел по передней правой части его автомобиля и его правой стороне. Когда он вышел из своей машины, то увидел, что на проезжей части находится легковой автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> цвета, у которого была повреждена вся передняя часть. Гос. номер этой машины он не запомнил, и тем более номер от удара оторвало. В данном автомобиле находились двое мужчин, один из которых сидел за рулем, а второй находился на переднем правом пассажирском сидении. Он подошел поближе к ним. Как он понял, оба эти мужчины находились в состоянии алкогольного опьянения, и водитель и его пассажир, от них исходил запах спиртного. Эти мужчины сами самостоятельно вышли из машины. В ходе разговора с водителем автомобиля <данные изъяты> <данные изъяты> цвета, который представился Максимовым Н.А., тот признался, что действительно виноват в том, что выехал на полосу, предназначенную для движения встречного транспорта. Максимов Н.А. был неразговорчив, говорил мало. У него на ногах были надеты большие валенки с большими калошами. Ч. предположил, что в такой обуви, очень трудно управлять автомобилем, и что это тоже могло быть причиной случившегося ДТП. Также к месту данного ДТП подходил и водитель большегрузной машины, которую он обгонял. Этот водитель посмотрел на всё случившееся и поехал дальше, о себе ничего не говорил. После данного ДТП, он никаких телесных повреждений, не получил, в медицинские учреждения за медицинской помощью, не обращался. А его пассажиры, в частности сидевшая впереди женщина, и сидевший справа с краю сзади мужчина, получили разные телесные повреждения. Кто-то из присутствующих на месте ДТП, сообщил о случившемся ДТП в милицию и скорую помощь. Приехавшие медицинские работники, оказали пострадавшим в ДТП медицинскую помощь.

- показаниями свидетеля Т., которые оглашены судом в силу ч.1 ст. 281 УПК РФ, согласно которым следует, что <дата изъята> года она со своей семьей, а именно мужем А., его родным братом В., его женой Р., находились в г. <адрес изъят> в кафе «<данные изъяты>», откуда выехали на такси марки «<данные изъяты>» после <номер изъят> часов. Р. села в данный автомобиль на переднее правое пассажирское сидение, она сама, ее муж и брат мужа сели на заднее сидение. Муж Т. и его брат по дороге заснули, а она и Р. не спали. По федеральной автодороге они выехали на территорию <адрес изъят> района Чувашской Республики. Не доезжая несколько километров до <адрес изъят> поворота, они обогнали ехавшую впереди них в попутном направлении грузовую машину «фура», её марку, модель и цвет, она не помнит. Водитель такси вёл свою машину со скоростью около 90 км/час. Когда водитель такси обогнал фуру, он продолжал ехать по своей правой стороне проезжей части, по левой полосе движения, расположенной ближе к разделительной полосе. Дорожное покрытие на данном участке проезжей части было ровное, асфальтированное, влажное. Погода была пасмурная, без осадков, видимость была плохая. Данный участок дороги ничем не освещался. За дорогой впереди, она специально не следила. Машина, в которой они ехали, шла по дороге ровно, не виляла. Вдруг неожиданно впереди, через лобовое стекло она увидела свет включенных фар какого-то легкового автомобиля, его марку не разглядела. Данный автомобиль ехал им навстречу по их правой полосе движения, то есть он выехал на встречную полосу движения. Водитель такси пытался уйти от столкновения с данной машиной, вывернув рулевое колесо влево, но увернуться не успел, так как расстояние между автомобилями было небольшое, после чего произошло столкновение. От этого она потеряла сознание, все её родственники, находившиеся в машине, получили различные телесные повреждения. Больше всех пострадал брат мужа - В.. Когда она вышла из машины после удара, то она увидела, что столкновение произошло с легковой машиной <данные изъяты> <данные изъяты> цвета. Около данной машины находились двое мужчин, одетые в зимнюю одежду, на ногах у них были надеты большие валенки и калоши. Эти мужчины были пьяные, плохо передвигались, невнятно разговаривали. Р. поговорила с ними. В ходе их разговора они услышала, что кто-то из этих мужчин сказал, что они на дороге хотели посоревноваться, поиграться. После данного ДТП она обращалась в МУЗ «Козловская ЦРБ» для назначения лечения. В стационар она не ложилась, ходила на прием к врачам, лечение проходила на дому. У неё была ушиблена голова, имелись ссадины на теле, ушибы на ногах.

А также письменными материалами дела, исследованными и оглашенными в судебном заседании:

- телефонным сообщением от <дата изъята> года, из которого следует, что в дежурную часть ОВД по <адрес изъят> району <дата изъята> года в <номер изъят> час. <номер изъят> мин. поступило телефонное сообщение от ИДПС К. о том, что на автодороге «Волга» возле р. <данные изъяты>, произошло ДТП. (т. 1 л.д. 2);

- протоколом осмотра места дорожно-транспортного происшествия от <дата изъята> года, из которого видно, что местом происшествия является участок автодороги «Волга М-7» «<адрес изъят>-<адрес изъят>», проезжая часть дороги горизонтальная, асфальтированная, влажная, для движения в двух направлениях общей шириной 14,40 метра. По обе стороны от проезжей части по ходу осмотра расположены: справа обочина грунтовая шириной 3,20 метра, покрыта снежным покровом; слева - обочина грунтовая шириной 3,10 метра, покрыта снежным покровом.

На проезжей части нанесены: линии продольной разметки для разделения встречных потоков транспорта двойная, сплошная линия разделения проезжей части на полосы движения, малозаметные линии обозначения края проезжей части.

Указанное дорожно-транспортное происшествие произошло в темное время суток, в условиях пасмурной погоды, без осадков, при искусственном освещении, при температуре воздуха «- 3 С». Осматриваемый участок не освещается.

Состояние видимости дорожного полотна с рабочего места водителей с включенным светом фар, не определялось.

Положение транспортных средств на месте происшествия : автомобиль «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS» на момент осмотра расположен на правой обочине наполовину в кювете, передняя часть большей частью в сторону г. <адрес изъят> РТ. Автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS» на момент осмотра расположен на встречной полосе по ходу следования движения в сторону г. <адрес изъят>, передняя часть данного автомобиля направлена в сторону г. <адрес изъят>.

На месте дорожно-транспортного происшествия имеются следы торможения: след торможения автомобиля <данные изъяты> общей длиной 34,6 м. до задних колес автомобиля с левой стороны, след торможения автомобиля <данные изъяты> от переднего правого колеса до отслоения снега и грязи длиной 5,6 м., след торможения автомобиля <данные изъяты> от левого заднего колеса до отслоения снега и грязи составляет 8 м.

Наличие обломанных и утерянных частей ТС: на проезжей части обнаружено лобовое стекло от автомобиля <данные изъяты> на расстоянии 2,5 м. от заднего левого колеса автомобиля <данные изъяты>, осколки фар разбросаны по всей проезжей части. (т. 1 л.д. 3-15);

- протоколом осмотра транспортного средства <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS», которым установлены внешние повреждения: разбиты фары, бампер, деформированы два передних крыла, капот, крыша с левой стороны, разбито переднее боковое левое стекло, деформированы две передние двери; модель шин, рисунок протектора, их износ: рисунок протектора - шипованный, износ рисунка протектора - не значительный, размер шин 175/70 R13; степень загруженности машины: один водитель, один пассажир; положение рычагов ручного тормоза и переключения передач - рычаг переключения передач включен на четвертую скорость. (т. 1 л.д. 16-17);

- протоколом осмотра транспортного средства «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS», которым установлены внешние повреждения: разбита правая фара, бампер, треснуто лобовое стекло, деформировано правое переднее крыло, капот; модель шин, рисунок протектора, их износ: размер шин - 195/65 KUMHO, рисунок протектора - шипованный, износ рисунка протектора - не значительный; степень загруженности машины: один водитель, четыре пассажира; состояние осветительных сигнальных приборов: задние осветительные приборы исправны, передняя правая фара разбита, левая передняя фара исправна; состояние ветрового и боковых стекол ТС, наличие и исправность стеклоочистителей и зеркал заднего вида: лобовое стекло треснуто, боковые стекла целые чистые, зеркала целые; показания спидометра - 74590 км.; положение рычагов ручного тормоза и переключения передач - рычаг переключения передач включен на пятой передаче; состояние рулевого управления - не исправно; состояние тормозной системы: а) рабочей тормозной системы - исправно; давление воздуха в шинах каждого колеса : 2,3 на задней оси, на переднем правом колесе давление не измерялось так как спущено, на переднем левом колесе - 2,1. (т. 1 л.д.18-19);

- протоколом осмотра места происшествия от <дата изъята> года, из которого следует, что местом происшествия является участок автодороги «Волга М-7» «<адрес изъят>-<адрес изъят>» <номер изъят> км + <номер изъят> м., проезжая часть дороги горизонтальная, асфальтированная, влажная, для движения в двух направлениях общей шириной 14,40 метра. По обе стороны от проезжей части по ходу осмотра расположены: справа обочина грунтовая шириной 3,20 метра, покрыта снежным покровом; слева - обочина грунтовая шириной 3,10 метра, покрыта снежным покровом.

На проезжей части нанесены: линии продольной разметки для разделения встречных потоков транспорта двойная, сплошная линия разделения проезжей части на полосы движения, малозаметные линии обозначения края проезжей части.

Указанное дорожно-транспортное происшествие произошло в темное время суток, в условиях пасмурной погоды, без осадков, при искусственном освещении, при температуре воздуха «- 3 С». Осматриваемый участок не освещается.

Состояние видимости дорожного полотна с рабочего места водителей с включенным светом фар, не определялось.

Положение транспортных средств на месте происшествия : автомобиль «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS» на момент осмотра расположен на правой обочине наполовину в кювете, передняя часть большей частью в сторону г. <адрес изъят> РТ. Автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком «<номер изъят> RUS» на момент осмотра расположен на встречной полосе по ходу следования движения в сторону г. <адрес изъят>, передняя часть данного автомобиля направлена в сторону г. <адрес изъят>.

На месте дорожно-транспортного происшествия имеются следы торможения: след торможения автомобиля <данные изъяты> общей длиной 34,6 м. до задних колес автомобиля с левой стороны, след торможения автомобиля <данные изъяты> от переднего правого колеса до отслоения снега и грязи длиной 5,6 м., след торможения автомобиля <данные изъяты> от левого заднего колеса до отслоения снега и грязи составляет 8 м.

Наличие обломанных и утерянных частей ТС: на проезжей части обнаружено лобовое стекло от автомобиля <данные изъяты> на расстоянии 2,5 м. от заднего левого колеса автомобиля <данные изъяты>, осколки фар разбросаны по всей проезжей части. (т. 1 л.д. 3-15);

- заключением судебно-медицинской экспертизы № <номер изъят> от <дата изъята> года, из которого следует, что у В. имели место закрытая черепно-мозговая травма, сопровождавшаяся явлениями сотрясения головного мозга, ушибленной раной лобной области; закрытая тупая травма органов брюшной полости и забрюшинного пространства, сопровождавшаяся разрывами брыжейки тонкой и сигмовидной кишки с повреждениями сосудов и некрозом стенки подвздошной кишки, кровоизлиянием в брюшную полость, кровоизлияниями в забрюшинную клетчатку, ссадинами передней брюшной стенки.

Вышеперечисленные повреждения по признаку опасности для жизни в момент причинения в совокупности квалифицируются по степени тяжести как тяжкий вред здоровью потерпевшего и возникли от воздействия тупых твердых предметов в салоне автомобиля при дорожно-транспортном происшествии.. Давность повреждений в пределах первых суток к моменту поступления в стационар. (Т.1 л.д. 11-112);

- заключением эксперта по обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия № <номер изъят> от <дата изъята> года, из которого следует, что:

- Рулевое управление автомобиля <данные изъяты> находится в неработоспособном состоянии. Имеющиеся неисправности рулевого управления автомобиля <данные изъяты> возникли в результате дорожно-транспортного происшествия. Тормозная система автомобиля <данные изъяты> на момент осмотра находится в работоспособном состоянии.

- Рулевое управление автомобиля <данные изъяты> находится в работоспособном состоянии. Имеющиеся неисправности тормозной системы и ходовой части автомобиля <данные изъяты> возникли в результате данного дорожно-транспортного происшествия.

- На схеме к протоколу осмотра места происшествия зафиксированы: следы торможения автомобиля <данные изъяты>, заканчивающиеся на полосе движения автомобиля <данные изъяты>, место осыпи грязи, снега и исследуемых автомобилей расположенное на полосе предназначенной для движения <данные изъяты>. Учитывая вышесказанное, следует, что место столкновения исследуемых автомобилей расположено на полосе предназначенной для движения в направлении г. <адрес изъят> (на полосе движения автомобиля <данные изъяты>) в районе осыпи грязи и снега.

- Сравнительный анализ сведений о повреждениях автомобилей <данные изъяты> и <данные изъяты>, содержащихся в протоколах и повреждений, просматриваемых на фотоснимках, позволяет сделать вывод о том, что столкновение произошло передней правой частью автомобиля <данные изъяты> и передней левой частью кузова автомобиля <данные изъяты>. Характер повреждений исследуемых автомобилей свидетельствует о том, что в исследуемом случае столкновение было встречным, внецентренным, блокирующим. При данном виде столкновений возникают угловые ускорения, которые приводят к изменению скорости и траектории движения ТС, а также возникновению крутящего момента, действующего в данном случае на оба автомобиля. После контактирования автомобили, под действием инерционных сил, угловых ускорений и крутящего момента, с учетом масс и вращаясь вокруг центра масс, смещаются и занимают положение, зафиксированное в протоколе осмотра места происшествия и схеме к нему.

- Минимальная скорость движения автомобиля <данные изъяты> к моменту начала торможения, соответствующая оставленному на месте происшествия следу торможения на «юз» составляет 61 км/ч.

- Водителю автомобиля <данные изъяты> в данной дорожно-транспортной ситуации следовало руководствоваться требованиями пунктов 1.3, 1.4 Правил дорожного движения.

- Водителю автомобиля <данные изъяты> в данной дорожно-транспортной ситуации следовало руководствоваться требованиями пунктов 10.1 Правил дорожного движения. (т. 1 л.д. 105-108);

- заключением ВКК № <номер изъят> от <дата изъята> года, из которого следует, что, изучив историю болезни - медицинскую карту № <номер изъят> Максимова Н.А., <дата изъята> г., данные результата химико-токсикологического исследования: № анализа 194, 195 от <дата изъята> г. лаборатории РНД г. <адрес изъят>, № сертификата № <номер изъят>, анализ крови - 2,24 %о, анализ мочи - 2,89 %о, взятой при оказании неотложной медицинской помощи в <адрес изъят> ЦРБ, лицу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии и находившемуся в тяжёлом состоянии в реанимационном отделении <дата изъята> г. в 1.30, вынесено заключение: «Алкогольное опьянение». (Т.1 л.д.29).

Суд, исследовав и оценив приведенные доказательства в их совокупности, считает вину подсудимого Максимова Н.А. в совершении преступления доказанной полностью и квалифицирует действия подсудимого Максимова Н.А. по ч. 2 ст. 264 УК РФ, так как он, управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, нарушил правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью В.

Судом установлено, и это признал сам подсудимый Максимов Н.А., он нарушил п. 2.7, ч.1 п. 10.1, п.1.3, п.1.4 Правил дорожного движения. Максимов Н.А. вел транспортное средство в состоянии алкогольного опьянения, не учитывая при этом скорость и интенсивность движения, особенности и состояние автомобиля, дорожные знаки и разметки, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость движения и отсутствие контроля за таковой, состояние опьянения, не обеспечили Максимову Н.А. возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения Российской Федерации. В результате Максимов Н.А. создал аварийную обстановку, которая привела к указанным выше последствиям в виде причинения тяжких телесных повреждений В., наступивших после столкновения автомобиля под управлением Максимова Н.А. и следовавшего на встречной полосе автомобиля под управлением Ч.

Все это в полной мере свидетельствует о причинной связи нарушений Максимовым Н.А. Правил дорожного движения Российской Федерации и наступившими последствиями.

Доводы защиты о необходимости учета вины второго водителя автомобиля «<данные изъяты>», суд находит несостоятельными, так как согласно исследованным доказательствам, полностью доказывается вина подсудимого, который находился за рулем своего автомобиля в состоянии алкогольного опьянения и нарушил Правила дорожного движения, что, в совокупности, повлекло создание аварийной ситуации, столкновению транспортных средств и последствиям, указанным выше. Суд расценивает данные доводы как способ защиты, избранный защитой подсудимого, для смягчения уголовной ответственности за содеянное.

Таким образом, указанная квалификация подтверждается совокупностью вышеизложенных доказательств, показаниями свидетелей, которые суд находит последовательными и согласованными, с исследованными в судебном заседании материалами дела и другими доказательствами, добытыми в соответствии с требованиями закона. Они не противоречат, сопоставляются и дополняют друг друга.

Разрешая вопрос о виде и мере наказания, суд не усматривает обстоятельств, отягчающих наказание.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд относит признание вины и активное способствование раскрытию преступления Максимовым Н.А. наличие у него на иждивении несовершеннолетней дочери, необходимость ухода за престарелым отцом, положительные характеристики с места жительства, совершение преступления впервые.

При назначении меры наказания суд учитывает, что наказание применяется в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, восстановления социальной справедливости, а также учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие вину обстоятельства.

С учетом всех обстоятельств уголовного дела, суд, учитывая, что подсудимый вину признал полностью, ранее не судим, активно сотрудничал со следствием, характеризуется положительно, имеет на иждивении <данные изъяты>, которую после <данные изъяты> один, согласно характеристики главы сельского поселения осуществляет уход за <данные изъяты>, а также заболевание, о чем свидетельствует справка из <данные изъяты> кабинета МУЗ «Козловская ЦРБ ЧР им. И.Е. Виноградова», находит, что при применении ст.73 УК РФ, с возложением дополнительных обязанностей, Максимов Н.А., находясь под контролем у государства, не будет представлять угрозы для общества. Кроме того, фактором предупреждения совершения новых преступлений, суд находит назначение дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством на максимальный срок.

Учитывая то обстоятельство, Максимов Н.А. не принял в отношении В., которому были причинены тяжкие телесные повреждения, повлекшие хирургическую операцию и длительное лечение, мер по заглаживанию вреда, причиненного преступлением, суд не применяет ст. 64 УК РФ и не назначает минимальный срок наказания.

В части исковых требований В. о взыскании компенсации морального вреда в сумме по 200 000 рублей, суд удовлетворяет исковые требования в соответствие со ст. 151,1064 ГК РФ, находя, что гражданский истец, он же потерпевший по делу, претерпевал физические и нравственные страдания, вызванные полученной травмой, которая по степени тяжести квалифицируется как тяжкий вред здоровью и повлекла за собой необходимость в длительном лечении, не позволила потерпевшему заниматься спортом в привычном для него объеме. Одновременно с тем суд учитывает, что В. обосновывает требования заявленной суммы иска из расчета еще троих потерпевших по делу, при отсутствии иска и доверенности от таковых, а также тем обстоятельством, что в будущем, предположительно, данная травма будет иметь последствия для здоровья, что суд не может принять в качестве обоснования заявленной суммы. Кроме того, гражданский ответчик признает иск в разумных пределах, суд, принимая признание иска ответчиком, учитывая его материальное положение и соразмерность требований, не находит оснований для удовлетворения иска в заявленной сумме, находя соразмерной сумму, приближенной к указанной В. при попытке договориться с обвиняемым о компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей, что подсудимый не опровергает. Максимов Н.А. в настоящее время не трудоустроен, имеет на иждивении <данные изъяты> что, в совокупности, не позволяет ему признать завяленные требования в полной сумме. Сумму в размере 60 000 рублей суд находит достаточной для компенсации морального вреда и заглаживания негативных последствий, вызванных преступлением.

Вещественные доказательства по делу отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 307, 308 УПК РФ, суд

приговорил:

Признать виновным Максимова Н.А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года с лишением права управлять транспортным средством на срок 3 (три) года.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Максимову Н.А. наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года считать условным с испытательным сроком на 2 года с возложением на него обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, являться в этот орган для регистрации в сроки, установленные данным органом. Принимать меры по содержанию и воспитанию несовершеннолетней дочери и по выполнению обязательств перед гражданским истцом.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Максимова Н.А. оставить прежней до вступления приговора в законную силу.

Взыскать с Максимова Н.А. в пользу В. денежную компенсацию морального вреда в сумме 60 000 рублей.

Взыскать с Максимова Н.А. в федеральный бюджет процессуальные издержки по выплате вознаграждения адвокату Гурьеву А.М. в ходе предварительного следствия в размере 1491,9 рублей. Получатель платежа: УФК по Чувашской Республике (МВД по Чувашии). ИНН 2128015830, КПП 213001001, расчетный счет 40101810900000010005, банк ГРКЦ НБ Чувашской Республики Банка России, БИК 049706001, код бюджетной классификации 188 1 13 03010 01 0000 130, код ОКАТО - по месту нахождения судебного органа, назначение платежа.

Водительское удостоверение на имя Максимова Н.А. передать на хранение в ОГИБДД ОВД по <адрес изъят> району Чувашской Республики.

Приговор в течение 10 дней со дня его провозглашения может быть обжалован в Верховный Суд Чувашской Республики, а осужденным к лишению свободы, в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы подсудимый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела кассационной инстанцией.

Судья Т. Л. Бурмистрова