Дело №2-306/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
<дата изъята> года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе:
Председательствующего судьи Бурмистровой Т.Л.
С участием помощника прокурора Козловского района Овчинникова А.В.,
Истца Кособоковой Н.Н.,
Представителя ответчика, МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» - Алексеевой Л.П.,
При секретаре Шошориной С.К.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кособоковой Н.Н. к МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе и взыскания компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кособокова Н.Н. обратилась с исковым заявлением в Козловский районный суд МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе и взыскания компенсации морального вреда по тем основаниям, что работодатель уволил ее по сокращению штатов с нарушением трудового законодательства, им не соблюдены требования ст.ст. 81, 84.1,180, 372, 373 Трудового кодекса РФ. В заявлении Кособокова Н.Н. указала, что в 2006 году была принята на работу в МУЗ «Козловская ЦРБ» на должность санитарки терапевтического отделения. С <дата изъята> г. была переведена на должность «буфетчицы терапевтического отделения». <дата изъята> г. ее уведомили о предстоящем сокращении в ЦРБ должности «санитарки-буфетчицы», <дата изъята> г. она была уволена по сокращению штатов.
Ошибками, допущенными работодателем, Кособокова Н.Н. находит то обстоятельство, что им в трудовой книжке указано, что она переведена на должность «буфетчицы терапевтического отделения», в уведомлении ее предупредили о сокращении не ее должности, не предложили должности в соответствии с ее квалификационными данными, не предложили две вакантные должности в терапевтическом отделении, которые имелись согласно штатному расписанию на <дата изъята> г. В копии приказа № <число изъято> от <дата изъята> г. отсутствует подпись об ознакомлении ее с приказом, работодатель составил задним числом акт о ее отказе от ознакомления с приказом, согласно которому увольняют санитарку, в соответствии с сокращением должности «санитарки», каковой она не являлась. Приказ № <число изъято> от <дата изъята> г. не направлялся в профсоюзный орган для согласования увольнения члена профсоюза.
В судебном заседании истица Кособокова Н.Н. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, мотивировав исковые требования компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей моральными и нравственными страданиями, которые она претерпевала из-за незаконного увольнения. Она была вынуждена обратиться к врачу, она испытывала чувство обиды и унижения от грубого отношения к себе. Обращает внимание суда на то, что переводили ее с должности санитарки на должность буфетчицы, о чем она писала заявление. Ей никогда не было известно, что она находится на должности «санитарки-буфетчицы». Также указывает, что предлагаемая ей должность санитарки поликлиники не была вакантной, об этом ей сообщила начальник отдела кадров, которая предлагала эту должность на время нахождения работника в очередном отпуске. Просит восстановить ее на работе на ранее занимаемой должности, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, указав, что при увольнении все выплаты по заработной плате ей были произведены.
Представитель ответчика - МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» - Алексеевой Л.П. исковые требования Кособоковой Н.Н. не признала, указав, что Кособокова <дата изъята> г. была принята на должность санитарки палатной терапевтического отделения согласно приказа № <число изъято>. Согласно приказу главного врача № <число изъято> от <дата изъята> г. <дата изъята> г. Кособокова была переведена буфетчицей. <дата изъята> г. на основании протокола тарификационной комиссии была сокращена должность санитарки-буфетчицы, о чем Кособокова была уведомлена и ей были предложены вакантные на то время должности врача, инженера, а позже - санитарки поликлиники, от подписи в уведомлении о последней должности она отказалась. Алексеева Л.П. указывает, что серьезных нарушений, влекущих восстановление Кособоковой на работе не имеется, последней не представлены доказательства претерпевания нравственных страданий, компенсация морального вреда значительно превышена, наличие имеющего заболевания не имеет причинно-следственной связи с увольнением.
Председатель профсоюзного комитета МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» Атмалкина Е.Н. в судебное заседание не явилась, представив суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что она была ознакомлена уведомлением от <дата изъята> г. о сокращении численности ставок по должности санитарки-буфетчицы и двух санитарок терапевтического отделения на основании протокола тарификационной комиссии и приказа главного врача № <число изъято> от <дата изъята> г.
Допрошенная в качестве свидетеля, начальник отдела кадров МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» И.Г., суду показала, что Кособокова Н.Н. находилась на должности санитарки-буфетчицы, указание в трудовой книжке должности «буфетчицы» находит своей ошибкой, как и указание в приказе об увольнении Кособоковой Н.Н. с должности санитарки. Суду также показала, что истцу предлагались вакантные должности врачей, затем санитарки, от которой она отказалась. Одновременно с тем не отрицает, что из штатного расписания должности уволенных по сокращению санитарок терапевтического отделения исключены не были, а также тот факт, что на момент уведомления и сокращения Кособоковой Н.Н. в поликлинике имелась свободная должность санитарки, разбив которую, возлагались дополнительные обязанности на других санитарок.
Выслушав истца, представителя ответчика, показания свидетеля, выслушав мнение помощника прокурора Козловского района, полагавшего увольнение проведенным с нарушением действующего законодательства, изучив письменные материалы, суд пришел к следующему.
Согласно протоколу заседания тарификационной комиссии от <дата изъята> г. принято решение сократить с <дата изъята> г. по терапевтическому отделению 2 ставки санитарки и 1 ставка санитарки -буфетчицы.
Согласно приказу № <число изъято> от <дата изъята> г. на основании приказа Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900 «Сборник штатных нормативов и типовых штатов учреждений здравоохранения» и решения тарификационной комиссии от <дата изъята> г. по терапевтическому отделению с <дата изъята> г. сокращается 2 ставки санитарки и 1 ставка санитарки -буфетчицы, о чем предупредить Кособокову Н.Н. - санитарку-буфетчицу.
Согласно приказу № <число изъято> от <дата изъята> г. МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» следует : прекратить действие трудового договора от <дата изъята> г., уволить <дата изъята> г. Кособокову Н.Н., санитарку терапевтического отделения на основании приказа главного врача о сокращении штата работников.
Ранее, согласно приказу № <число изъято> от <дата изъята> г., Кособокова Н.Н. принята на должность санитарки терапевтического отделения.
Согласно трудовому договору от <дата изъята> г. МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» принимает на работу Кособокову Н.Н. на должность санитарки палатной терапевтического отделения.
Согласно приказу № <число изъято> от <дата изъята> г. Кособокова Н.Н. переведена на должность санитарки-буфетчицы терапевтического отделения с <дата изъята> г., сведения о том, что работник уведомлен с приказом о переводе, отсутствуют.
Согласно приказу № <число изъято> от <дата изъята> г. Кособокова Н.Н. принята на должность санитарки терапевтического отделения.
Уведомлением без номера Кособокова Н.Н. - санитарка, предупреждается о предстоящем изменении условий трудового договора с <дата изъята> г., о чем имеется подпись Кособоковой Н.Н.
В трудовой книжке Кособоковой Н.Н. имеется запись № <число изъято> от <дата изъята> г., что она принята санитаркой терапевтического отделения, на основании приказа № <число изъято> от <дата изъята> г. Из записи № <число изъято> от <дата изъята> г. следует, что она переведена буфетчицей терапевтического отделения, на основании приказа № <число изъято> от <дата изъята> г. Согласно записи № <число изъято> от <дата изъята> г., следует, что Кособокова уволена в связи с сокращением штата работников организации, пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ на основании приказа № <число изъято> от <дата изъята> г.
Суду представлены три экземпляра штатного расписание МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» на 2006 год, согласно которому в терапевтическом отделении имеются 2 ставки санитарки -буфетчицы и 5 ставок санитарок, на <дата изъята> г. в терапевтическом отделении имеются 1 ставка санитарки -буфетчицы и 4 ставки санитарки, и на <дата изъята> г. - отсутствует ставка санитарки -буфетчицы, но сохранены 4 ставки санитарки.
Из уведомления без номера и даты за подписью главного врача в адрес председателя профкома Атмалкиной Е.Н. следует, что сокращается 2 ставки санитарки и 1 ставка санитарки -буфетчицы терапевтического отделения.
Из уведомления без номера от <дата изъята> г. за подписью главного врача в адрес Кособоковой Н.Н. следует, что ей предлагается должность санитарки поликлиники.
Согласно акту от <дата изъята> г. Кособокова Н.Н. отказалась от ознакомления с указанным уведомлением.
Согласно акту от <дата изъята> г. Кособокова Н.Н. отказалась от ознакомления с приказом об увольнении.
В соответствие со ст. 81 п.2 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
Согласно ст. 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью. Согласно ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2004 г. № 2 указал, что увольнение в связи с сокращением численности допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Работодатель обязан предлагать работнику все вакансии, имеющиеся у него в данный местности.
Данное требование трудового законодательства ответчиком выполнено не было. Он, имея вакантные должности, в частности, санитарки поликлиники и двух ставок санитарок терапевтического отделения, что доказывается штатным расписание, не предложил должным образом их истцу, введя ее в заблуждение насчет вакансии, что не отрицает начальник отдела кадров.
Согласно ст. 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2 статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
Как следует из материалов дела, показаний участников судопроизводства, ответчик мнение профсоюзной организации не запрашивал, о предстоящем увольнении Кособоковой Н.Н. данный орган фактически не уведомил, не направив предварительно проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, ограничившись письмом без номера и даты без указания конкретного лица, должность которого сокращается.
Кроме того, в протоколе заседания тарификационной комиссии от <дата изъята> г. принявшей решение о сокращении, в приказе № <число изъято> от <дата изъята> г. о предстоящем сокращении и в уведомлении профсоюзной организации отсутствуют обоснования изменения бюджета, а также документы, подтверждающие дефицит бюджета и необходимость его пересмотра, которые суду также не представлены. Ответчик в качестве доказательства уменьшения бюджета и необходимости сокращения штатов ограничился ссылкой на приказ Минздрава СССР от 26.09.1978 № 900 «Сборник штатных нормативов и типовых штатов учреждений здравоохранения» и решение тарификационной комиссии от <дата изъята> г. не дающих обоснованных разъяснений для принятия ответчиком решения о необходимости сокращения должности Кособоковой Н.Н.
Изприказа№ <число изъято> от <дата изъята> г. МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» о прекращении действие трудового договора от <дата изъята> г. и увольнении <дата изъята> г. Кособоковой Н.Н. следует, что работодатель увольняет санитарку терапевтического отделения, тогда как работник занимает по штатному расписанию должность «санитарки-буфетчицы», а согласно записи в трудовой книжке - «буфетчицы терапевтического отделения». В приказе отсутствует ссылка на статью трудового кодекса, в соответствии с которой работодатель увольняет работника.
Учитывая изложенное, суд находит, что увольнение Кособоковой Н.Н. произведено с нарушением действующего законодательства. В связи с изложенным, суд выносит решение о восстановлении Кособоковой Н.Н. на занимаемой должности.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным, работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, который также принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула. В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.
Суд находит, что увольнение, не основанное на законе, послужило возникновению нравственных страданий истицы, в связи с чем компенсацию морального вреда в сумме 4000 рублей, приближенной к месячному заработку истицы, суд находит достаточной для заглаживания морального вреда, причиненного увольнением. Суд учитывает, что бюджет муниципального учреждения ограничен законом, о чем свидетельствуют представленное суду штатное расписание МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» и то, что в результате выплат истцу могут пострадать другие работники, в связи с чем не взыскивает заявленную истицей сумму.
Доводы истицы о заболевании, вызванным увольнением, суд находит необоснованными, так как не доказана причинно-следственная связь, возникшая между заболеванием и физическими, моральными страданиями из-за увольнения истицы с работы, поскольку перечисленные истцом Кособоковой Н.Н. симптомы заболевания, не свидетельствуют о том, что они вызваны увольнением.
Руководствуясь ст.ст.394-396 ТК РФ, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кособоковой Н.Н. удовлетворить :
Кособокову Н.Н. восстановить в должности санитарки-буфетчицы МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» с момента увольнения <дата изъята> года. Решение в данной части подлежит исполнению немедленно.
Взыскать с администрации МУЗ «Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им И.Е. Виноградова» в пользу Кособоковой Н.Н. компенсацию морального вреда в сумме 4000 рублей.
На решение может быть принесена кассационная жалоба или представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения <дата изъята> года.
Федеральный судья Т.Л.Бурмистрова