Дело № 2-36/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Козловка
Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Огородникова Е.А.,
при секретаре Даниловой О.В.,
с участием прокурора Козловского района ЧР Филиппова П.П.,
представителя ответчика – главы администрации Козловского городского поселения Колумб В.Н., действующей на основании Устава,
представителя органа опеки и попечительства администрации Козловского района ЧР Софроновой Т.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козловского района ЧР в интересах Глищенко А.С. к администрации Козловского городского поселения Козловского района ЧР о признании бездействия по необеспечению жилым помещением Глищенко А.С. незаконным и обязании администрацию Козловского городского поселения Козловского района обеспечить Глишенко А.С. жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Прокурор Козловского района ЧР обратился в суд к администрации Козловского городского поселения с иском о предоставлении Глищенко А.С. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, указывая в исковом заявлении, что Глищенко А.С. относится к категории детей-сирот и имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и в соответствии с ЖК РФ, Закона ЧР «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений в ЧР» администрация Козловского городского поселения обязана обеспечить Глищенко А.С., состоящего с ДД.ММ.ГГГГ в администрации городского поселения на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, жилым помещением в пределах установленных социальных норм, потому просил признать бездействие администрации Козловского городского поселения Козловского района ЧР по необеспечению жилым помещением Глищенко А.С. незаконным и обязать администрацию Козловского городского поселения предоставить Глищенко А.С. благоустроенное, применительно к данному населенному пункту отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение не ниже установленных социальных норм в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор района Филиппов П.П. на судебном заседании иск, предъявленный в интересах Глищенко А.А., поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, поясняя дополнительно, что Глищенко А.С. отслужил в рядах Российской Армии, своего жилья не имеет, хотя в соответствии с требованиями ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Истец Глищенко А.С., надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, представил заявление, которым просил рассмотреть дело без его участия, иск прокурора поддержал.
Представитель ответчика- глава администрации Козловского городского поселения Колумб В.Н., действующий на основании Устава, на судебном заседании требования прокурора Козловского района в интересах Глищенко А.С. не признал, считая, что в соответствии с ч.3 ст.11 закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных ч.1 данной статьи, является государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета ЧР, что причиной непредоставления Глищенко А.С. жилого помещения является невыполнение органом государственной власти Чувашской Республики обязанности по передаче органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики и делегированных федеральных полномочий, то есть невыполнение требований п.1 ч.2 ст.3 Закона ЧР от 17.10.2005г. Также пояснил, что, несмотря на предоставление администрацией Козловского городского поселения и администрацией Козловского района в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР списка иных категорий граждан, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», в республиканском бюджете ЧР на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 г.г. субвенции для реализации государственных полномочий Чувашской Республики, передаваемых в соответствии с п. 1 ч.4 ст.1 Закона ЧР «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» Козловскому району не предусмотрены. Не оспаривая право Глищенко А.С. на внеочередное получение жилого помещения, полагал, что в удовлетворении исковых требований следует отказать из-за недостаточности республиканского финансирования на эти цели.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Козловского района ЧР Софронова Т.Г. пояснила, что Глищенко А.С. является сиротой: <данные изъяты>, после чего Глищенко А.С. воспитывался опекуном, а после окончания учебы в школе обучался по дневной форме обучения в г. Казань в техникуме, где находился на полном государственном обеспечении. После окончания учебы в техникуме призван на службу, после службы в Армии ДД.ММ.ГГГГ вернулся обратно в Козловку и в настоящее время продолжает учебу в <данные изъяты> по заочной форме обучения. Поддержала исковые требования прокурора, считая, что Глищенко А.С. имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке, а вопрос определения сроков обеспечения жилым помещением оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица- Министерства финансов ЧР, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил и не просил об отложении дела.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Глищенко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей- сирот.
Глищенко А.С. не имеет закрепленной жилой площади, что подтверждено справкой, выданной ведущим специалистом по опеке и попечительству администрации Козловского района 08.12.2009г.
Распоряжением главы Козловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Глищенко А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «иные», и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Списке состоит под №2.
Исследованными материалами дела подтверждено, что Глищенко А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения, проживал и продолжает проживать в муниципальном жилом помещении, предоставленном бабушке ФИО8- в комнате площадью <данные изъяты> кв.м, где, кроме него, проживают еще 3 человека, после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ ДД.ММ.ГГГГ прибыл по прежнему месту жительства в г. Козловка, в администрации городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении (категория «иные») как ребенок- сирота.
Выслушав прокурора района, обратившегося в суд в интересах Глищенко А.С., представителя ответчика, с учетом мнения представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен жилища.
В соответствии с абз.2, 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с изменениями от 8 февраля 1998г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г. 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (поручительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений наделены на неограниченный срок государственными полномочиями ЧР по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в п. 1-3 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (иные категории граждан).
В соответствии с п.10 ст. 6 Закона ЧР от 24.11.2004 №48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Согласно ст. 11 Закона ЧР от 17.10.2005 №42 "О регулировании жилищных отношений", к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Согласно ст. 12 данного закона вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 11 настоящего Закона, то есть детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 51 ЖК РФ и ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч.5 ст. 57 Жилищного кодека РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ч.4 ст.12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категории граждан, указанных в п.2 ч. 1 ст.11 настоящего Закона составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
В соответствии с ст. 36 Устава Козловского городского поселения администрация Козловского городского поселения- орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно- распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики. Администрация поселения является юридическим лицом.
С учетом изложенного, исходя из положений ст.57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в их взаимосвязи, предусматривающих предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам вне очереди, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя ответчика относительно необходимости отказа в иске из-за недостаточности финансирования, поскольку право этой категории граждан на внеочередное предоставление жилья не ставится законодателем в зависимость от каких-либо обстоятельств.
Суд находит неубедительными и доводы представителя ответчика о том, что администрация не бездействовала, так как у Глищенко А.С. возникло право требовать жилое помещение только после окончания службы в Вооруженных Силах РФ в <данные изъяты> года, так как судом установлено, что Глищенко А.С. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении состоит с <данные изъяты> года, еще по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ городской администрацией определен год наступления основания для получения жилья- 2010 год. Предвидя и располагая сведениями об окончании в 2010 году срока службы Глищенко А.С. в Вооруженных Силах РФ, администрация городского поселения ограничилась направлением ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя главы администрации Козловского района- начальнику отдела строительства, ЖКХ, развития села и инфраструктуры списка иных категорий граждан, указанных в п.п. 2 и 3 ч.1 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Иных действий, направленных на получение средств из республиканского бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не предпринималось, потому суд пришел к выводу о бездействии администрации городского поселения по необоеспечению жилым помещением Глищенко А.С.
Право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма ответчиком не оспаривается.
Сторонам разъяснены содержания ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ.
Дополнительные доказательства сторонами суду не представлены.
Суд выносит решение на основании представленных суду и исследованных судом доказательств.
Таким образом, судом установлено, что в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ матери истца - ФИО9, Глищенко А.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, соответственно относится к категории иных лиц, установленных ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных условий». При этом какое-либо жилое помещение за ним не закреплялось, проживает он в комнате своей бабушки ФИО8, являющейся нанимателем комнаты площадью <данные изъяты> по <адрес>1 <адрес> ЧР. Распоряжением главы Козловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Глищенко А.С. с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, категория «иные», как ребенок- сирота. После окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации Глищенко А.С. вернулся в г. Козловка ЧР и в силу ч.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное получение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, то есть общей площадью не ниже 33 кв.м, и орган исполнительной власти по месту жительства в соответствии с вышеназванным законом обязан обеспечить Глищенко А.С. жилым помещением.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козловского района ЧР в интересах Глищенко А.С. удовлетворить.
Признать бездействие администрации Козловского городского поселения по необеспечению жилым помещением Глищенко А.С. незаконным.
Обязать администрацию Козловского городского поселения Чувашской Республики предоставить Глищенко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на семью из одного человека благоустроенное, применительно к данному населенному пункту отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм,– общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд ЧР в течение 10 дней со дня вынесения через Козловский районный суд ЧР.
Судья Е.А. Огородникова