2-19/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Козловка <дата изъята> года
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурмистровой Т.Л.,
при секретаре Беспаловой Н.В., с участием:
представителей истца Николаевой А,И. - Николаевой В.Н., Николаева А.В.,
представителя администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики - Новичковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевой А.И. о признании незаконным отказа ответчика о постановке на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке как вдовы участника Великой отечественной войны, с возложением обязанности на администрацию Козловского городского поселения Чувашской Республики поставить ее на учет с момента подачи заявления <дата изъята> г.,
установил:
Николаева А.И. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа ответчика о постановке на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке как вдовы участника Великой отечественной войны, с возложением обязанности на администрацию Козловского городского поселения Чувашской Республики поставить ее на учет с момента подачи заявления <дата изъята> г., мотивируя его тем, что согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945г.г.» и федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» она, как вдова участника ВОВ 1941-45г.г., приравненная к участникам ВОВ, имеет право на предоставление благоустроенного жилья по признаку нуждаемости по социальное норме, утвержденной ст. 11.1 п.4 Закона ЧР №42 от 17.10.2005г. «О регулировании жилищных отношений» в 36 кв.м. Ее нуждаемость в жилье подтверждается тем, что она своего жилья ни на условиях найма, ни в собственности не имеет. Проживает в 1-комнатной квартире внучки, общей площадью 33,31 кв.м. С декабря 2009г. собственница вселилась в квартиру сама, а с ноября 2010г. вселила еще и своих родителей. Таким образом, на 1 человека приходится менее, чем 8,5 кв.м. общей площади, вместо 18 кв.м. учетной нормы. Ответчик отказывает в постановке ее на учет на внеочередное предоставление жилья: дважды официально извещает . письмами: № <число изъято> от <дата изъята>., обосновывая отказ тем, что на 1 члена семьи в квартире, где она проживает (а жили на тот момент они с собственником квартиры вдвоем), приходится более 12 кв.м. учетной нормы- по 16,9кв.м. и № <число изъято> от <дата изъята>., обосновывая тем, что она «намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью признания нуждающейся». На данный момент в квартире проживают 4 человека - собственник, ее мать и отец и истица. По этой причине Николаевой А.И. разъяснили, что вновь попытаться встать на учет в качестве нуждающейся она сможет только через 5 лет.
С отказами по данным основаниям Николаева А.И. не согласна по тем основаниям, что они противоречат нормам права: согласно ст. 69 ЖК РФ, ст.2 СК РФ к членам семьи относятся супруг, дети, родители. Иные лица членами семьи гражданина могут быть признаны в судебном порядке. Николаева, являясь бабушкой, не может быть отнесена к членам семьи внучки, если та сама этого не желает, они ведут раздельное хозяйство, городская администрация незаконно причислила истца к членам семьи внучки.
Намеренного ухудшения условий своего проживания Николаева А.И. также не производила, так как в квартире с декабря 2009г. стала жить сама собственница, то есть до того, когда Президент РФ внес изменения в Указ № 714: которым исключил из прежней редакции указание на срок постановки на учет в качестве нуждающегося- 1.05.2005г., т.е.- на тот момент Николаева не знала о предстоящей возможности признания нуждающейся ее в жилье и сама лично не ухудшала свои жилищные условия, так как собственник жилья вселила своих родителей, являющихся согласно ЖК РФ и СК РФ членами ее семьи без согласия истца.
Николаева А.И. просит признать незаконным отказ ответчика в постановке ее на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке как вдовы участника ВОВ 1941-1945г.г. и обязать администрацию Козловского городского поселения поставить ее на очередь с момента подачи первого заявления- с <дата изъята>.
В судебном заседании представитель истца Николаева В.Н. исковые требования Николаевой А.И. поддержала по указанным в заявлении основаниям. Суду показала, что не может быть признан намеренным ухудшением жилищных условий факт дарения истцом квартиры внучке в 2004 году приватизированной ею ранее квартиры, так как сделка прошла государственную регистрацию до 1 марта 2005 года, т.е. за год до вступления в силу нового Жилищного Кодекса РФ, вводящего положение о последствиях преднамеренности ухудшения жилищных условий лицом, ставшим вследствие этого нуждающимся. Николаева А.И. обратилась в администрацию по постановке на учет <дата изъята> г., то есть по истечении 5 лет после дарения квартиры. Отказ по основанию, что площадь в пользовании Николаевой была 16,9 кв.м., что превышает норму в Козловском районе в 12 кв.м. также необоснован, поскольку Николаева А.И. живет на чужой квартире, договор найма в письменной форме (обязательное требование ЖК РФ) с нею не заключался. Она ведет раздельное хозяйство с собственником квартиры, согласно СК РФ, ГК РФ членом ее семьи не является. Кроме того, Николаева не была вселена собственником, а проживала постоянно уже до дарения внучке, а значит, не может быть признана членом семьи собственника, который только 10.12.2009г. сам вселился в квартиру.Только после проживания в квартире разных семей Николаева стала нуждающейся в жилом помещении.
Не должен учитываться тот факт, что собственник, вселив в свое жилище Николаева А.В. и Николаеву В.Н., намеренно ухудшила условия проживания истицы, которая никаких действий по вселению и регистрации указанных лиц не предпринимала и ст. 53 ЖК РФ не нарушала.
Прокуратура Козловского района изучила ситуацию и в письменном ответе № <число изъято>-10 от <дата изъята>. признало незаконность отказа в постановке на учет, вынесла Представление администрации об устранении нарушения законов. Прокуратура признала, что с 2004 года Николаева не имела прав владения и распоряжения квартирой, в которой проживает. Кроме всего при оценке доводов ответчика представитель просит учесть, что Николаева является лежачей больной под официальной опекой сына Николаева А.В.
Представитель просит удовлетворить иск Николаевой А.И., обязав ответчика поставить ее на учет по обеспечению ее жильем как вдовы инвалида Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий с <дата изъята> г., одновременно признавая то обстоятельство, что распоряжение администрации № <число изъято> от <дата изъята> г. истцом, в обусловленные законом сроки, не было обжаловано.
В судебном заседании представитель истца Николаев А.В. исковые требования Николаевой А.И. поддержал по основаниям, указанным в заявлении и в объяснениях в судебном заседании Николаевой В.Н.
Представитель администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики Новичкова О.В.находит исковое заявление Николаевой А.И. не подлежащим удовлетворению, в обоснование указав, что <дата изъята> года Николаева А.И., проживающая в городе <адрес изъят> по улице <адрес изъят>, д. <число изъято> кв. <число изъято>, обратилась в администрацию Козловского городского поселения с заявлением о постановке её в очередь на улучшение жилищных условий, после того, как 13.04.2004 года подарила данную квартиру своей внучке Николаевой Е.А.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Козловского городского поселения от <дата изъята>. Николаевой А.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку в соответствии с ч.5 ст.50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления, согласно постановлению администрации Козловского городского поселения от <дата изъята> г. № <число изъято> равна 12 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, тогда как на одного члена семьи Николаевой А.И. приходилось по 16,9 кв. метров общей площади жилья. Комиссия исходила из того, что собственник жилья и Николаева А.И, приходящаяся ему родной бабушкой, являются членами одной семьи, с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного Кодекса РФ, так как видно из ордера, Николаева А.И. зарегистрирована и проживает в данной квартире с 1990 года и не была вселена в данное жилое помещение нынешним собственником жилого помещения. Николаева не могла предоставить своей бабушке это жилое помещение для проживания по договору найма или в безвозмездное пользование, так как бабушка проживала в квартире сначала как наниматель, затем как собственник и подарила её своей внучке, как члену своей семьи, которая зарегистрировалась в квартире лишь 10 декабря 2009 года.
Распоряжение администрации Козловского городского поселения от <дата изъята>. № <число изъято> Николаевой А.И. не было обжаловано согласно ст.ст. 254,256 ГПК РФ в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, в связи с чем срок подачи заявления о нарушении прав и свобод пропущен без уважительных причин. Распоряжение администрации Козловского городского поселения от <дата изъята> № <число изъято> законно и отмене не подлежит.
<дата изъята> года Николаев А.В. и Николаева В.Н. зарегистрировались по месту жительства в квартире, где проживала Николаева А.И., тем самым намеренно ухудшили её жилищные условия. После всех действий с продажей своей квартиры и пропиской они вновь обратились с заявлением о признании Николаевой А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий <дата изъята> года.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Козловского городского поселения от <дата изъята>. Николаевой А.И. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием для отказа в постановке стало намеренное ухудшение жилищных условий Николаевой А.И. членами её семьи.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании изложенного, администрация Козловского городского поселения просит исковое заявление Николаевой А.И. оставить без удовлетворения.
Выслушав доводы представителей истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации Козловского городского поселения от <дата изъята>. № <число изъято> Николаевой Анне Ивановне, проживающей в г. <адрес изъят>, ул. <адрес изъят>, д.<число изъято>, кв.<число изъято> отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием отказа указано на одного проживающего по 16,9 кв.м. общей площади жилья.
Из заявления Николаевой А,И. на имя главы администрации Козловского городского поселения от <дата изъята> года видно, что она просит поставить ее в очередь на улучшение жилищных условий как вдову умершего инвалида ВОВ.
Согласно распоряжению администрации Козловского городского поселения от <дата изъята>. № <число изъято> Николаевой А.И., проживающей в г. <адрес изъят>, ул. <адрес изъят>, д.<число изъято>, кв.<число изъято> отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием отказа указано намеренное ухудшение жилищных условий (ст.53 ЖК РФ).
Из заявления Николаевой А.И. на имя главы администрации Козловского городского поселения от <дата изъята> года видно, что она повторно просит пересмотреть ее заявление об улучшение жилищных условий как вдове умершего инвалида ВОВ.
Из удостоверения серии ВВ №<число изъято> от <дата изъята> г. видно, что Николаева А.И. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.20 закона «О ветеранах».
Из удостоверения №<число изъято> от <число изъято> г. видно, что Николаева А.И. является женой умершего инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.21 закона «О ветеранах».
Из удостоверения серии И № <число изъято> от <дата изъята> г. видно, что Николаева А.И. является ветераном труда и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.ст.22 и 23 закона «О ветеранах».
Из выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от <дата изъята> г. и ответа директора МУП БТИ Козловского района от <дата изъята> г. видно, что Николаева Е.А., с 30.11.2004 г. по состоянию на 17.11.2010 г. приватизированное жилое помещение, домовладение на праве собственности в городе Козловка и в Козловском районе ЧР не имеет.
Из справки ООО «Слобода» № <число изъято> от <дата изъята> г. и выписки из лицевого счета № <число изъято>, домовой книги и технического паспорта жилого помещения № <число изъято>, дома № <число изъято>, ул. <адрес изъят>, г. <адрес изъят>, видно, что Николаева Е.А., зарегистрирована по месту жительства в г. <адрес изъят>, ул. <адрес изъят>, д.<число изъято>, в квартире №.<число изъято>, общей площадью 33,31 кв.м., где также зарегистрированы Николаева Е.А., Николаева В.Н., Николаев А.В.
Из свидетельства о государственной регистрации права 21 АЖ № <число изъято> от <дата изъята> г. следует, что квартира № <число изъято>, дома № <число изъято>, ул. <адрес изъят>, г. <адрес изъят>, принадлежит на праве собственности Николаевой Е.А. на основании договора дарения от <дата изъята> г.
Из ст. 14 ЖК РФ видно, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
В соответствии с п.4 ч.1 ст.11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. (в ред. Законов ЧР от 19.10.2009 N 50, от 27.02.2010 N 4)
Часть 3 статьи гласит, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Согласно ч.4 - полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в объемах, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций Чувашской Республике и передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Согласно п.п.2,3 ч.2 настоящей статьи, меры социальной поддержки предоставляются супруге погибшего (умершего) инвалида и участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», (введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ), обеспечение мер социальной поддержки ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 по обеспечению их жильем по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Николаева А.И. являясь супругой умершего инвалида Великой Отечественной войны, относится к иной категории граждан, которые в силу требований Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» и ст.ст. 49,51,52 ЖК РФ могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный статус истца стороны не оспаривают.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного Кодекса РФ членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно только установления факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например бабушки, дедушки, братья, сестры племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено судом, собственник квартиры - Николаева Е.А. не вселяла в свою квартиру Николаеву А.И., кроме того, они не проживали вместе, Николаева Е.А. зарегистрировалась в жилище лишь в 10.12.2009 г., ранее обучаясь и находясь в г. Чебоксары. Доводы представителей истцов, что Николаева Е.А. и Николаева А.И. не вели общего хозяйства, не являлись одной семьей, представителем ответчика не опровергнут.
Как установлено судом, Николаева А.И. не является нанимателем жилого помещения; членом семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирована и в котором настоящее время проживает, не является; в собственности какого-либо жилья не имеет.
Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что Николаева А.И. подарила принадлежащую ей квартиру более шести лет назад. Из представленного суду ответа ТП УФМС по Чувашской Республике - Чувашии № <число изъято> от <дата изъята> г. следует, что регистрация по месту жительства в квартире № <число изъято>, дома № <число изъято>, ул. <адрес изъят>, г. <адрес изъят>, Николаева А.В. и Николаевой В.Н. осуществлена на основании предоставления им жилого помещения дочерью - Николаевой Е.А. На основании приказа ФМС России от 20.09.2007 г. № 208 с изменениями, внесенными приказом от 23.12.2009 г. № 309, согласие Николаевой А.Н. на регистрацию указанных выше лиц не требуется и, в связи с этом отсутствует.
Таким образом, ответчиком суду не представлены доказательства того, что Николаева А.В. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, как того требует ст.53 ЖК РФ. Согласие Николаевой А.Н. на регистрацию Николаева А.В. и Николаевой В.Н. в жилом помещении, в котором она проживает, что свидетельствовало бы о преднамеренном ухудшении истицей своих жилищных условий, отсутствует, в связи с чем суд не может признать ее действия таковыми, тогда как ст.53 ЖК РФ предусматривает действия именно этих лиц, а не третьих, каковым является собственник жилья.
Суд приходит к выводу, что требования Николаевой А.И. о признании незаконным отказа ответчика о постановке на учет по обеспечению ее жильем как вдовы участника Великой Отечественной войны, с возложением обязанности на администрацию Козловского городского поселения Чувашской Республики поставить ее на учет с момента подачи заявления, подлежат удовлетворению, поскольку распоряжение администрации Козловского городского поселения от <дата изъята>. № <число изъято> об отказе Николаевой А.И., проживающей в г. <адрес изъят>, ул. <адрес изъят>, д.<число изъято>, кв.<число изъято> в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ухудшения жилищных условий принималось на основании того факта, как отмечает глава администрации в письме от <дата изъята> г. № <число изъято>, что сын и сноха Николаевой А.И. зарегистрировавшись в квартире, ухудшили ее жилищные условия, тогда как закон устанавливает ответственность за данные действия непосредственно гражданина.
Исковые требования Николаевой А.И. о постановке на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке удовлетворению не подлежат, поскольку законом, ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
К категории данных граждан она не относится.
Также суд находит необоснованным требования Николаевой А.И. о постановке ее на очередь с <дата изъята> г., поскольку в соответствии со ст.ст.254,256 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы в течение трехмесячного срока, когда им стало известно об этом. Распоряжение администрации Козловского городского поселения от <дата изъята>. № <число изъято> в указанные сроки обжаловано не было, представитель истца подтвердил это в ходе судебного заседания указав, что истец согласилась с данным решением, когда получила ответ главы администрации Козловского городского поселения № <число изъято> от <дата изъята> г.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Николаевой А.И. к администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики удовлетворить частично:
Признать незаконным отказ администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики в постановке на учет Николаевой А.И. по обеспечению ее жильем как вдовы инвалида Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию Козловского городского поселения Чувашской Республики поставить на учет Николаеву А.И., вдову инвалида Великой Отечественной войны, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, с момента подачи ею заявления <дата изъята> года.
В части требований Николаевой А.И. о постановке ее на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке с <дата изъята> г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня оглашения.
Председательствующий Т.Л.Бурмистрова