дело № 2-41/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Козловка <дата изъята>
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Бурмистровой Т.Л.,
при секретаре Беспаловой Н.В., с участием
заявителя Тимофеева А.Н.,
представителя заинтересованного лица – Собрания депутатов Козловского района ЧР, веущего специалиста-эксперта отдела организационной работы Администрации Козловского района ЧР Юркова А.Н., действующего по доверенности от <дата изъята> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимофеева А.Н. об оспаривании решений Собрания депутатов Козловского района ЧР от <дата изъята> года № <число изъято> «Об итогах конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики», № <число изъято> «О назначении на должность главы администрации Козловского района Чувашской Республики», № <число изъято> «О предложении главе Козловского района – председателю Собрания депутатов Козловского района о заключении контракта с главой администрации Козловского района Чувашской Республики»,
установил:
Тимофеев А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Собрания депутатов Козловского района ЧР от <дата изъята> года о признании избранным на должность главы администрации Козловского района Чувашской Республики М., как произведенного с нарушением конституционных прав граждан на избрание в органы местного самоуправления путем прекращения этих прав.
В судебном заседании Тимофеев А.Н. заявленные требования поддержал с уточнением. Просит признать незаконными решения Собрания депутатов Козловского района от <дата изъята> года № <число изъято> «Об итогах конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики», № <число изъято> «О назначении на должность главы администрации Козловского района Чувашской Республики», № <число изъято> «О предложении главе Козловского района – председателю Собрания депутатов Козловского района о заключении контракта с главой администрации Козловского района Чувашской Республики».
Тимофеев А.Н. просит отменить указанные решения, как незаконные, в обоснование требований указав, что они вынесены на основании незаконных решений комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики, поскольку приняты с нарушением порядка надлежащего принятия решений и незаконным ее составом, что доказывается отсутствием Положения о конкурсной комиссии с указанием ее прав, обязанностей, полномочий и указанием того, каким действием либо документом должна завершиться ее работа, ею не определены критерии требований к кандидатам. Нарушением комиссии при проведении конкурса является отсутствие публикации условий контракта главы администрации Козловского района Чувашской Республики. Состав комиссии незаконен в виду нахождения в ней четырех членов, являющихся государственными служащими, а также Х., управляющего делами –служащего администрации Козловского района, который на время работы комиссии не был отстранен от работы, что свидетельствует о коррумпированности, материальной заинтересованности и конфликте интересов, поскольку Х. является подчиненным Главы района. Выдвинутые комиссией к Тимофееву А.Н. требования о предоставлении Программы развития района, не соответствовали требованиям, указанным в Положении о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики. Комиссия, избрав одного кандидата, своим решением фактически сама выбрала и назначила кандидата на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики, лишив Собрание депутатов самому определиться с данным выбором.
Заявитель считает, что в отсутствие Положения о комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района ЧР, итоги конкурса по выборам главы администрации района в Козловском муниципальном районе являются не законными, так как нарушают Конституцию РФ, а в частности ч. 2 ст. 32 - права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Тимофеев А.Н. просит суд выйти за пределы заявленных требований и признать п.1 ст.24 Устава Козловского района Чувашской Республики не соответствующим ст.131 ч.1, ст.130 ч.1, ч.2 Конституции Российской Федерации, а также направить в адрес Конституционного Суда Российской Федерации запрос о соответствии ст.37 п.5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.12 Конституции РФ в части участия в конкурсной комиссии по назначению главы администрации муниципального района государственных служащих.
Представитель Собрания депутатов Козловского района ЧР Юрков А.Н. с заявленными требованиями не согласился, указав, что Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района ЧР нарушен не был, он соответствует требованиям ч.2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Общее число членов конкурсной комиссии было установлено в соответствии с законом представительным органом муниципального образования – две трети назначены представительным органом муниципального района, одна треть- законодательным органом государственной власти субъекта РФ. Согласно ч.6 этой же статьи лицо назначается на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с ним заключается главой муниципального образования. Назначение на должность главы администрации Козловского района по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, произошло в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона ЧР от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», Устава Козловского района Чувашской Республики в ред. от 14.05.2010 г. и Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики. Порядок проведения конкурса и Положение о его проведении утверждены Собранием депутатов Козловского района. Конкурсная комиссия действовала на основании вышеуказанных актов в соответствии с действующим законодательством, принятое ею решение отражено в протоколе заседания, который был направлен в Собрание депутатов Козловского района, которое назначило на должность главы администрации Козловского района Чувашской Республики кандидата из числа, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса – М. с вынесением об этом решений №№ <число изъято>,<число изъято>, <число изъято> от <дата изъята> г.
Суд, выслушав заявителя Тимофеева А.Н., представителя обжалуемого лица - Собрания депутатов Козловского района ЧР Юркова А.Н., изучив оспариваемые решения и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьей 74.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.
Согласно ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.
Согласно ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Соответствующие Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения содержит и Закон Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» в ст.ст. 30,31,32.
В соответствии со ст.23 Устава Козловского района ЧР в редакции от 14 мая 2010 года Собрание депутатов Козловского района состоит из 19 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Организацию деятельности Собрания депутатов Козловского района осуществляет глава Козловского района, избираемый из состава депутатов.
В соответствии со ст. 29 Устава Козловского района ЧР в редакции от 14 мая 2010 года глава Козловского района избирается Собранием депутатов Козловского района из своего состава на срок до окончания полномочий Собрания депутатов Козловского района.
В соответствии со ст. 37 Устава Козловского района ЧР в редакции от 14 мая 2010 года главой администрации Козловского района является лицо, назначаемое на должность главы администрации Козловского района по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Собрания депутатов Козловского района. Лицо назначается на должность главы администрации Козловского района Собранием депутатов Козловского района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района утверждается Собранием депутатов Козловского района. Контракт с главой администрации Козловского района заключается главой Козловского района. Условия контракта для главы администрации Козловского района утверждаются Собранием депутатов Козловского района.
Из изложенного следует, что при формировании конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации в муниципальном районе две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района, а одна треть – законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ – руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Согласно п. 2 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики от 29 апреля 2008 года № 170/4, для организации и проведения конкурса образуется комиссия по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района, состоящей из 9 человек, 6 из которых назначаются Собранием депутатов Козловского района Чувашской Республики, 3 назначаются Государственным Советом Чувашской Республики по представлению Президента Чувашской Республики.
Согласно п. 18 данного Положения, лицо назначается на должность главы администрации Козловского района Чувашской Республики Собранием депутатов Козловского района Чувашской Республики из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно Постановления Государственного Совета Чувашской Республики № 676 от 26.10.2010 г. членами конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района по представлению Президента Чувашской Республики в соответствии с законом было назначено 3 человека.
В соответствии с решением Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики от 15 октября 2010 года № 4/4 создана конкурсная комиссия в количестве 9 человек для проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики, 6 из которых вошли от Собрания депутатов Козловского района.
Согласно протокола заседания конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики № <число изъято> от <дата изъята> года, были избраны ее председатель, заместитель и секретарь, а также назначен конкурс на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики на <дата изъята> г. и принято решение об опубликовании этого в средствах массовой информации.
Объявление о проведении конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики опубликовано председателем конкурсной комиссии в районной газете «Знамя» 29 октября 2010 года с указанием о размещении Положения о порядке проведения конкурса и проекта контракта на официальном сайте администрации Козловского района.
Согласно решения конкурсной комиссии о допущении кандидатов на второй этап конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики от 15 ноября 2010 года, к конкурсу было представлено 4 кандидата и назначено собеседование с ними на <дата изъята> года.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики № <число изъято> от <дата изъята> года, победителем конкурса был признан М., других кандидатур не выявлено и принято решение о направлении данного протокола в Собрание депутатов Козловского района Чувашской Республики.
Как следует из протокола очередного третьего заседания Собрания депутатов Козловского района пятого созыва, им были приняты решения:
- от <дата изъята> года № <число изъято> «Об итогах конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики» в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», Уставом Козловского района ЧР, Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики Собрание депутатов Козловского района ЧР решило принять к сведению решение Комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района ЧР о признании победителем конкурса М.;
- от <дата изъята> года № <число изъято> «О назначении на должность главы администрации Козловского района Чувашской Республики» М. назначен главой администрации Козловского района ЧР;
- от <дата изъята> года № <число изъято> «О предложении главе Козловского района – председателю Собрания депутатов Козловского района о заключении контракта с главой администрации Козловского района Чувашской Республики» Собрание депутатов поручило главе Козловского района – председателю Собрания депутатов Козловского района Л. заключить контракт с М., главой администрации Козловского района ЧР.
Таким образом, суд установил, что решения Собрания депутатов Козловского района ЧР от <дата изъята> года № <число изъято> «Об итогах конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики», № <число изъято> «О назначении на должность главы администрации Козловского района Чувашской Республики», № <число изъято> «О предложении главе Козловского района – председателю Собрания депутатов Козловского района о заключении контракта с главой администрации Козловского района Чувашской Республики» приняты в рамках предоставленных Собранию полномочий. Нарушений законодательства при принятии указанных решений судом не выявлено.
Доводы Тимофеева А.Н., что основанием для отмены данных решений является незаконность состава конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района, поскольку в ее состав входят 4 государственных служащих, 3 - по представлению Президента Чувашской Республики и 1 - по представлению Собрания депутатов Козловского района, суд находит необоснованными, поскольку Федеральный закон от 27.047.2004 г. № 79-ФЗ (ред.от 28.12.2010 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит прямой запрет на избрание на выборную должность в органе местного самоуправления, и не содержит такового на участие государственных служащих в составе конкурсной комиссии, членами которой они назначаются.
Доводы заявителя, что основанием для отмены принятых Собранием депутатов Козловского района решений от <дата изъята> года № <число изъято>, <число изъято>, <число изъято> является отсутствие в Положении о конкурсной комиссии указания ее прав, обязанностей, полномочий, сведений, каким действием либо документом должна завершиться ее работа, отсутствие критерий требований к кандидатам, отсутствие публикации условий контракта главы администрации Козловского района Чувашской Республики суд находит несостоятельными, поскольку в п. п. 5,6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики от 29 апреля 2008 года № 170/4 содержатся указания на состав комиссии, порядок избрания председателя, его заместителя и секретаря, порядок и сроки проведения конкурса, требования к кандидатам. Положение о порядке проведения конкурса и проект контракта размещен на официальном сайте администрации Козловского района. Прямого указания на опубликование проекта контракта в печати, вместо сайта, вместе с объявлением конкурса на замещение должности главы администрации, закон не содержит. Данная недоработка конкурсной комиссии не является основанием для признания решений Собрания депутатов Козловского района ЧР от <дата изъята> года незаконными.
Доводы заявителя о том, что незаконны требования комиссии о предоставлении Программы развития района, суд находит необоснованными, поскольку п.13 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики от 29 апреля 2008 года № 170/4 допускает собеседование по вопросам, связанным с выполнением полномочий главы администрации, которые осуществляются на основании указной программы. Пункт 4 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусматривает установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации.
При указанных выше обстоятельствах, заявление Тимофеева А.Н. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Тимофеева А.Н. об оспаривании решений Собрания депутатов Козловского района ЧР от <дата изъята> года № <число изъято> «Об итогах конкурса на замещение должности главы администрации Козловского района Чувашской Республики», № <число изъято> «О назначении на должность главы администрации Козловского района Чувашской Республики», № <число изъято> «О предложении главе Козловского района – председателю Собрания депутатов Козловского района о заключении контракта с главой администрации Козловского района Чувашской Республики» оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Cудья Т. Л. Бурмистрова