Дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** г. Козловка
Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Огородникова Е.А.,
при секретаре Даниловой О.В.,
с участием истца С.,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии М., действующей на основании доверенности *** от ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в *** Чувашской Республики- Чувашии о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Козловском районе ЧР от *** *** об отказе в назначении трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения – с 31.01.2011 года,
у с т а н о в и л:
С. обратилась в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии о признании незаконным решения УПФР в Козловском районе ЧР от *** *** об отказе в назначении трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 31.01.2011г., указывая в заявлении, что обратилась к ответчику с заявлением назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением *** от *** в удовлетворении заявления ей отказано по тем основаниям, что ее стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составляет 24 года 5 месяцев 24 дня. При этом не были зачтены периоды, в том числе, с *** по ***, с *** по ***,– период административного отпуска, с *** по ***, с *** по *** – курсы повышения квалификации. Данное решение считала незаконным, поскольку в период с *** по *** находилась в декретном отпуске, а не в административном, а потому просила признать отказ Управления ПФР в Козловском районе ЧР в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж период нахождения в административном отпуске с *** по ***, и назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения, то есть с ***.
*** С. уточнила свои заявленные требования и просила включить в стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** по ***, о чем представила в суд исковое заявление.
*** от С. в суд поступило заявление о дополнении исковых требований, которым она просила суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по ***
На судебном заседании истец С. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в исковых заявлениях основаниям, суду пояснила, что воспитателем в МДОУ «Малыш» работает с 1984 года по настоящее время, за период работы 1 раз уходила в декретный отпуск и находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 года, и 2 раза повышала квалификацию на основании приказов руководителя МДОУ, и, уточняя заявленные требования, просила включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** и с *** по ***, а также период нахождения в декретном отпуске с *** по *** согласно архивной справке от *** в специальный стаж и обязать назначить ей пенсию со дня обращения с заявлением в УПФР в Козловском районе.
Представитель Управления ПФР в Козловском районе ЧР М., исковые требования С. не признала и суду пояснила, что 08 февраля 2011 года истица обратилась к ним с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в Козловском районе ЧР *** от *** с учетом представленных документов С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано ввиду отсутствия требуемого продолжительности специального стажа - 25 лет 1 день. При этом из стажа работы С. были исключены периоды нахождения в учебных и административных отпусках, курсах повышения квалификации. Считала, что истице в назначении досрочной трудовой пенсии, исходя из приложенных к заявлению документов, отказано обоснованно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований,- МДОУ «Малыш», надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Из трудовой книжки С. *** *** видно, что С. с *** по настоящее время работает воспитателем в МДОУ «Малыш».
С. обратилась в УПФР в Козловском районе ЧР с заявлением о назначении пенсии ***, и ее заявление зарегистрировано за *** от ***, что подтверждается соответствующим заявлением.
Решением Управления ПФР в Козловском районе ЧР *** от *** С. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ *** «О трудовых пенсиях в РФ» по обращению от *** отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа, то есть, по тем основаниям, что стаж работы С. составил 24 года 5 месяцев 24 дня, при требуемых 25 лет 1 день. При этом в числе других, исключен из специального стажа С. оспариваемые периоды- с *** по *** и с *** по *** – время нахождения на курсах повышения квалификации и период нахождения в административном отпуске - с *** по ***
Согласно архивной справке *** от *** на основании приказа ***/к от *** С. принята на работу воспитательницей ясельной группы д/с «Малыш» с ***.
Из архивной справки *** от *** видно, заработная плата С. за период с июля 1987 по декабрь 1988 года не начислялась.
С. является матерью А., *** года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении РЛ ***, выданным *** районным отделом ЗАГС гор. Козловка Чувашской АССР.
Из архивной справки *** от *** следует, что в личной карточке работника С. записано: экзаменационная сессия 10 к.д. с 14.01. – 24.01.1985 г.,
экзаменационная сессия 30 к.д. с 13.05.- 12.06.1985 г.,
экзаменационная сессия 10 к.д. с 13.01-22.01.1986 г.,
экзаменационная сессия 30 к.д. с 01.04.-30.041986 г.,
экзаменационная сессия 30 к.д. с 01.06. - 30.06.1986 г.
адм. отпуск 10 мес. – 04.08.1987 – 09.06.1988 г.,
адм. отпуск 6 месяцев – 10.06.1988 – 09.12.1988 г.
Согласно архивной справке *** от *** на основании приказа ***/к от *** С. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года на период с 10.06.1988 по 09.12.1988 года.
Согласно личной карточке *** С. предоставлен административный отпуск сроком на 10 месяцев с *** по *** и сроком на 6 месяцев- с *** по ***.
Из уточняющей справки, выданной МДОУ «Малыш», видно, что С. действительно с *** по настоящее время работает в качестве воспитателя. В периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** находилась в административных отпусках. С *** по ***, с *** по *** – на курсах повышения квалификации. В период работы с *** выполняемая норма рабочего времени составила 1 ставку.
Факт нахождения С. в период с 01 апреля по *** и с *** по *** на курсах повышения квалификации подтверждается свидетельствами №№38207 и 0901 соответственно.
В соответствие со ст. 28 п. 1 п.п. 10 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» у лиц, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии, согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном списке предусмотрена должность «воспитатель» дошкольных образовательных учреждений- детских садов всех наименований.
Суд считает, что оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорные периоды.
Положения ст.6, ст. 15, ст. 17, ст. 18, 19 и ст. 55 ч.1 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет в дальнейшем реализовано.
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999года №1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991года N463.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической деятельности).
Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П подчеркнул, что, оставив без изменения требования относительно продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, законодатель вместе с тем ограничил круг лиц, имеющих такое право, установив в качестве условия его приобретения осуществление указанной деятельности лишь в государственных или муниципальных учреждениях. По смыслу положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 в их взаимосвязи с пунктом 1 статьи 1 и пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", данное условие распространяется на всех без исключения лиц, занимавшихся педагогической, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья или творческой деятельностью, которые обращаются за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста после вступления названного Федерального закона в силу, независимо от того, когда они приобрели необходимый стаж, - до 1 января 2002 года или после этой даты.
С учетом того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются по такому критерию, как форма собственности, и отказ ответчика в досрочном назначении пенсии нельзя считать обоснованными.
В силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека или гражданина.
Данное право, полученное на основании Закона, имеющим высшую юридическую силу, не может быть отменено принятым позже постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г. «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Положения указанного постановления в части не включения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на С. не распространяются.
Изменения, в соответствии с которыми ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции, не допускающей включение указанного периода в льготное исчисление при начислении пенсии, вступили в законную силу лишь 06.10.1992г., на основании Закона № 3543-1 от 25.09.1992г. Следовательно, находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, С. приобрела право на включение этого периода в специальный трудовой стаж.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд считает установленным, что С. с 16 июля 1984 года по настоящее время работает воспитателем детского сада «Малыш», и в период работы с *** по *** находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, и период нахождения С. в отпуске по уходу за ребенком согласно действовавшей в то время ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) должен засчитываться в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, к установленному Управлением ПФР в Козловском районе ЧР по состоянию на 11 февраля 2011 года специальному педагогическому стажу С. продолжительностью 24 года 5 мес. 24 дня подлежит присоединению период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года с 10 июня 1988 по 09 декабря 1988 года (согласно архивной справке от ***), время нахождения на курсах повышения квалификации в период с 01 апреля 1991 по 13 апреля 1991 года и с 11 марта 1996 по 09 апреля 1996 года (согласно удостоверениям №№38207 и 0901), с учетом которых специальный трудовой стаж С. составляет более 25 лет и 1 дня.
Имея требуемый стаж работы, связанный с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствие с ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» С. приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за этой пенсией, то есть с 08 февраля 2011 года.
Как установлено судом, С. к заявлению о назначении пенсии 08 февраля 2011 года не приложены документы, подтверждающие, в частности, о нахождении ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, и решение ответчиком принималось на основании представленных заявителем документов, потому суд отказывает С. в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным решения УПФР в Козловском районе ЧР от 11.02.2011г. №13.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Включить период нахождения С. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года с 10 июня 1988 года по 09 декабря 1988 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 апреля 1991 года по 13 апреля 1991 года и с 11 марта 1996 года по 09 апреля 1996 года в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии назначить и выплачивать С. трудовую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности с момента обращения, т.е. с 08 февраля 2011 года.
В удовлетворении исковых требований С. о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии от *** *** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня оглашения через Козловский районный суд ЧР.
Судья Е.А. Огородникова