предоставление жилья



Дело № 2-137/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Козловка

Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Огородникова Е.А.,

с участием истца- помощника прокурора Козловского района ЧР Овчинникова А.В.,

истца Карлюковой М.А.,

представителя ответчика - администрации Козловского городского поселения Новичковой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Руссаковой Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козловского района ЧР в интересах Карлюковой М.А. к администрации Козловского городского поселения Козловского района ЧР о признании бездействия по необеспечению жилым помещением Карлюкову <данные изъяты> незаконным и обязании администрацию Козловского городского поселения Козловского района обеспечить Карлюкову М.А. жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Прокурор Козловского района ЧР обратился в суд к администрации Козловского городского поселения с иском о предоставлении Карлюковой М.А. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, указывая в исковом заявлении, что Карлюкова М.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и в соответствии с ЖК РФ, Закона ЧР «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений в ЧР» администрация Козловского городского поселения обязана обеспечить Карлюкову М.А., состоящую с ДД.ММ.ГГГГ в администрации городского поселения на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, жилым помещением в пределах установленных социальных норм, потому просил признать бездействие администрации Козловского городского поселения Козловского района ЧР по необеспечению жилым помещением Карлюкову М.А. незаконным и обязать администрацию Козловского городского поселения предоставить ей благоустроенное, применительно к данному населенному пункту отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение не ниже установленных социальных норм в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Овчинников А.В. на судебном заседании иск, предъявленный в интересах Карлюковой М.А., поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, поясняя дополнительно, что Карлюкова М.А. признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет, до июня 2010 года находилась на полном государственном обеспечении, получила высшее образование и с июля 2010 года имеет реальные основания для получения жилья, своей жилой площади не имеет, хотя в соответствии с требованиями ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Истец Карлюкова М.А. на судебном заседании исковые требования прокурора района поддержала, суду пояснила, что до июня 2010 года обучалась в ЧГУ по дневной форме обучения и получала льготы как сирота. В период обучения в апреле 2010 года она обратилась в городскую администрацию с письменным заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Ее на учет поставили, но жильем до настоящего времени не обеспечена, вынуждена жить в жилом помещении по договору поднайма, зарегистрированной остается в жилом помещении у бывшего опекуна Степанова В.С.

Представитель ответчика- специалист администрации Козловского городского поселения Новичкова О.В., на судебном заседании требования прокурора Козловского района в интересах Карлюковой М.А. не признала, суду пояснила, что в связи с уточнением бюджета ЧР бюджету Козловского городского поселения предоставлена субвенция в размере 1484,9 тыс. руб. для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья. В настоящее время деньги из республиканского бюджета на приобретение жилья детям- сиротам поступили, соответственно, в течение 2011 года по результатам торгов будет приобретено жилое помещение для обеспечения жильем Карлюкову М.А.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Козловского района ЧР Софронова Т.Г., надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась, представила заявление, которым просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иск прокурора поддержала и просила удовлетворить заявленные требования.

Из справки о рождении №-к, выданной ДД.ММ.ГГГГ бюро ЗАГС исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся г. Чебоксары ЧАССР, сведения о записи об отце ребенка Карлюковой М.А. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Карлюкова Т.П. лишена родительских прав в отношении дочери Марии, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением главы Козловской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Степанов В.С. назначен опекуном над несовершеннолетней Карлюковой М.А.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Карлюкова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с ФЗ от 28.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет.

Распоряжением главы Козловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Карлюкова М.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «иные».

Исследованными материалами дела подтверждено, что Карлюкова М.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, зарегистрирована в жилом помещении опекуна, после окончания учебы в ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» не трудоустроена, в администрации городского поселения с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении (категория «иные») как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Выслушав прокурора, обратившегося в суд в интересах Карлюковой М.А., Карлюкову М.А., представителя ответчика, с учетом мнения представителя органа опеки и попечительства, изложенном в письменном заявлении, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен жилища.

В соответствии с абз.2, 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с изменениями от 8 февраля 1998г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г. 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (поручительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.4 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений наделены на неограниченный срок государственными полномочиями ЧР по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в п. 1-3 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (иные категории граждан).

В соответствии с п.10 ст. 6 Закона ЧР от 24.11.2004 №48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Согласно ст. 11 Закона ЧР от 17.10.2005 №42 "О регулировании жилищных отношений", к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Согласно ст. 12 данного закона вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 11 настоящего Закона, то есть детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ и ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч.5 ст. 57 Жилищного кодека РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу ч.4 ст.12 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категории граждан, указанных в п.2 ч. 1 ст.11 настоящего Закона составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.

В соответствии с ст. 36 Устава Козловского городского поселения администрация Козловского городского поселения- орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно- распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики, администрация поселения является юридическим лицом.

Суд находит неубедительными доводы представителя ответчика о том, что администрация городского поселения не бездействовала, по тем основаниям, что доказательства о совершении каких- либо действий, направленных на получение средств из республиканского бюджета для обеспечения жилым помещением детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Карлюковой М.А. - после окончания учебы в ЧГУ, ответчиком не представлены, потому суд пришел к выводу о бездействии администрации городского поселения по необеспечению жилым помещением Карлюкову М.А.

Право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма ответчиком не оспаривается.

Таким образом, судом установлено, что в связи с лишением на основании решения Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ матери истца – Карлюкову Т.П. родительских прав в отношении дочери Марии, Карлюкова М.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, соответственно, относится к категории иных лиц, установленных ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных условий». При этом какое-либо жилое помещение за ним не закреплялось, проживает она в жилом помещении по договору поднайма, что не оспорено ответчиком, зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем бывшему опекуну, распоряжением главы Козловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, категория «иные», как ребенок, оставшийся без попечения родителей, после окончания учебы в ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» вернулась в г. Козловка ЧР и в силу ч.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное получение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, то есть общей площадью не ниже 33 кв.м, и орган исполнительной власти по месту жительства в соответствии с вышеназванным законом обязан обеспечить Карлюкову М.А. жилым помещением.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Козловского района ЧР в интересах Карлюковой <данные изъяты> удовлетворить.

Признать бездействие администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики по необеспечению жилым помещением Карлюкову М.А. незаконным.

Обязать администрацию Козловского городского поселения Чувашской Республики предоставить Карлюковой <данные изъяты>, на семью из одного человека благоустроенное, применительно к данному населенному пункту отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм,– общей площадью жилого помещения не менее 33 кв.м, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд ЧР в течение 10 дней со дня вынесения через Козловский районный суд ЧР.

Судья Е.А. Огородникова