Дело № 2-324/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ г. Козловка ЧР. Козловский районный суд ЧР в составе председательствующего судьи Порфирьева В.Г., при секретаре Романовой С.А., с участием представителя истца – Карасев Ю.В., Кореньковой И.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика – администрация <адрес> ЧР – Широковой А.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – администрации Тюрлеминского сельского поселения <адрес> ЧР, главы администрации Васильева В.М., действующего на основании Устава и удостоверения рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Карасев Ю.В. к администрации Козловского района ЧР, ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога о признании права на приватизацию <адрес> расположенной в <адрес> ЧР, и обязании предоставить в собственность в порядке приватизации <адрес> расположенную в <адрес> ЧР УСТАНОВИЛ: Истец Карасев Ю.В. обратился в суд с иском о признании права на приватизацию <адрес> ст. <адрес> Чувашской Республики, одновременно ставит вопрос о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации В судебном заседании представитель истца Карасев Ю.В., Коренькова И.Д., исковые требования поддерживает, просит признать за Карасев Ю.В. право на приватизацию <адрес>, расположенную по <адрес> Чувашской Республики, одновременно ставит вопрос о передаче жилого помещения в собственность Карасев Ю.В. в порядке приватизации. Сообщила, что на неоднократные обращения Карасев Ю.В. в администрацию Тюрлеминского сельского поселения ЧР о передаче занимаемого им жилого помещения в собственность в порядке приватизации ему следует отказ, по причине того, что указанная квартира в собственность Тюрлеминского сельского поселения от ОАО «РЖД» не передана. Обращения в ОАО «РЖД» в филиал Горьковская железная дорога, с вопросом о передаче занимаемого Карасев Ю.В. жилого помещения в собственность в порядке приватизации так же остаются без удовлетворения, потому что указанная квартира на балансе филиала Горьковская железная дорога ОАО «РЖД» не числится. Карасев Ю.В. проживает один. Состав его семьи один человек. Других лиц, имеющих право на приватизацию указанной квартиры, не имеется. Представитель ответчика – администрации <адрес> ЧР, Широкова А.П., суду пояснила, что квартира, расположенная в жилом доме, по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в Едином реестре муниципальной собственности <адрес> ЧР и в Едином реестре муниципальной собственности Тюрлеминского сельского поселения <адрес> ЧР, не числится, т.е. не является собственностью <адрес> ЧР и собственностью Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, поскольку она не передана в собственность указанных лиц. Пояснила, что по указанной причине они не могут передать занимаемое жилое помещение Карасев Ю.В. в собственность в порядке приватизации. Возражений в передаче указанного жилого помещения истцу в собственность в судебном порядке не имеет Представитель ответчика в лице филиала «Горьковская железная дорога» ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился. Представил суду отзыв, в котором просил рассмотреть дело без представителя ОАО «РЖД», а так же сообщил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» учреждено ОАО «РЖД», филиалом которого является Горьковская железная дорога. На основании ст.3, п.6 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ от «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта был создан единый хозяйствующий субъект (ОАО «РЖД») путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставной капитал ОАО «РЖД». Согласно п.2 ст. 4 указанного закона в уставной капитал не должно было вноситься имущество, непосредственно не связанное с организацией движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте. К такому имуществу относился жилищный фонд, находившийся на балансе ФГУП «ГЖД» МПС РФ. Жилищный фонд ФГУП «ГЖД» в соответствии со Сводным передаточным актом на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО «РЖД», утвержденным совместным распоряжением Минимущества РФ, ФЭК РФ, МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не был включен в уставной капитал ОАО «РЖД». В соответствии с действовавшим на момент создания ОАО «РЖД» постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» жилой дом, расположенный по адресу: ЧР, <адрес>, должен был быть передан в муниципальную собственность. При таких обстоятельствах ОАО «РЖД» не возражает против передачи <адрес> указанного дома в собственность истца в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В настоящее время <адрес> не имеет никакого отношения к ОАО «РЖД», соответственно, последнее не должно выступать по делу в качестве ответчика. Из справки Тюрлеминской сельской администрации видно, что состав семьи Карасев Ю.В., проживающего по адресу <адрес> Чувашской Республики, один человек. Из технического паспорта жилого помещения <адрес>, видно, что в квартире имеются три жилые комнаты, одна кухня, прихожая, общая площадь 68,3 кв.м., инвентаризационная стоимость в ценах ДД.ММ.ГГГГ года - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Представитель третьего лица – Администрации Тюрлеминского сельского поселения, глава администрации Васильев В.М., в судебном заседании пояснил, что Карасев Ю.В. проживает в жилом доме бывшего МПС Российской Федерации, указанный жилой дом по закону должен передаваться в муниципальную собственность, однако на протяжении нескольких лет указанный вопрос не решается в связи неподготовленностью надлежащих документов, распоряжение Правительства РФ о передаче указанного жилого фонда в муниципальную собственность отсутствует. По указанным причинам они не могут удовлетворить обращения Карасев Ю.В. о передаче занимаемого им жилого помещения в собственность. Против передачи вышеуказанного жилого помещения в собственность Карасев Ю.В. в судебном порядке не возражает. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца в части передачи занимаемого жилого помещения в собственность. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Согласно ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ст. 8 Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Согласно ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - р «О безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов коммунально - бытового назначения», вышеуказанные жилые дома и помещения должны были быть переданы в муниципальную собственность. Однако юридическое оформление передачи вышеуказанного <адрес>, из федеральной в муниципальную собственность не состоялось. Таким образом, истцу незаконно отказывается в приватизации вышеуказанной квартиры и жилых помещений, законных оснований для отказа не имеется, истец более 10 лет проживает в указанной квартире, имеет все права, предусмотренные гражданским законодательством, в том числе право на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации. Истец ранее в приватизации жилых помещений не участвовал. Препятствием к заключению договора приватизации жилых помещений, занимаемых истцом, является невозможность регистрации такого права из-за отсутствия регистрации права государственной собственности, как за Российской федерацией, так и за муниципальным органом. Вышеуказанный жилой дом на <адрес> в муниципальной собственности не зарегистрирован, т.е. у <адрес>ной администрации отсутствует возможность передачи указанной квартиры в собственность истца. Российская Федерация, как собственник, фактически отказалась от принадлежащего имущества, приняв соответствующие нормативные акты о передаче указанных жилых домов в муниципальную собственность, однако как следует из материалов дела, распоряжение Правительства РФ о передаче жилого фонда в муниципальную собственность отсутствует. При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать за истцом право собственности на занимаемые жилые помещения в порядке приватизации, так как это не противоречит действующему законодательству РФ и устраняет нарушение прав граждан в части получения занимаемых жилых помещений в собственность в порядке приватизации. Из представленных документов видно, что Карасев Ю.В. проживает в жилом помещении на законных основаниях длительное время, имеет право участвовать в приватизации жилищного фонда РФ, с учетом волеизъявления истца, следует признать за ним право собственности на <адрес>, общей площадью 68,3 кв.м., расположенную по <адрес> ст. <адрес> Чувашской Республики. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Признать за Карасев Ю.В. право собственности, в порядке приватизации жилищного фонда Российской Федерации на <адрес>, общей площадью 68,3 кв. м., расположенную по <адрес> Чувашской Республики. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10-ти дней со дня принятия в окончательной форме. Судья В.Г. Порфирьев Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.