Дело № 2-392/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Козловка Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Огородниковой Е.А., при секретаре Даниловой О.В., с участием истца Артамоновой М.А., представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии Моисеевой И.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Артамоновой <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии об отмене решения Управления Пенсионного фонда РФ в Козловском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении трудовой пенсии, включении периода отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ, у с т а н о в и л: Артамонова М.А. обратилась в суд с иском Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Козловском районе ЧР об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении трудовой пенсии, включении периода отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста до 1,5 лет в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения с заявлением – с ДД.ММ.ГГГГ, указывая в заявлении, что обратилась к ответчику с заявлением назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ей отказано по тем основаниям, что ее стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составляет 24 года 2 месяца 1 день, и не был зачтен при этом период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На судебном заседании истец Артамонова М.А. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, суду пояснила, что учителем начальных классов Козловской средней школы № работает с 1986 года по настоящее время. После рождения ДД.ММ.ГГГГ сына по окончании послеродового отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в очередном отпуске, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, и с ДД.ММ.ГГГГ приступила к работе. Просила включить в специальный трудовой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, и назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Управления ПФР в Козловском районе ЧР Моисеева И.П. исковые требования Артамоновой М.А. не признала и суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ним с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в Козловском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ с учетом представленных документов Артамоновой М.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью не менее 25 лет 1 дня. При этом исключен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью 10 месяцев 25 дней- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменениями, внесенными в КЗоТ РСФСР, потому считала, что истице в назначении досрочной трудовой пенсии, исходя из приложенных к заявлению документов, отказано обоснованно. Из трудовой книжки Артамоновой М.А. серии № видно, что Артамонова М.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем начальных классов в СОШ № <адрес>. Решением Управления ПФР в Козловском районе ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ Артамоновой М.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» по обращению от 22 ноября 2011 года отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа, то есть по тем основаниям, что стаж работы Артамоновой М.А. составил 24 года 2 месяца 1 день, при требуемых 25 лет 1 день. При этом исключен из специального стажа Артамоновой М.А. оспариваемый период- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период нахождения Артамоновой М.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет на судебном заседании сторонами не оспаривался. В соответствие со ст. 28 п. 1 п.п. 10 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» у лиц, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии, согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ». Суд считает, что оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорные периоды. Положения ст.6, ст. 15, ст. 17, ст. 18, 19 и ст. 55 ч.1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет в дальнейшем реализовано. Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999года №1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991года N463. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической деятельности). Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П подчеркнул, что, оставив без изменения требования относительно продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, законодатель вместе с тем ограничил круг лиц, имеющих такое право, установив в качестве условия его приобретения осуществление указанной деятельности лишь в государственных или муниципальных учреждениях. По смыслу положений подпунктов 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 в их взаимосвязи с п. 1 ст. 1 и п.п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", данное условие распространяется на всех без исключения лиц, занимавшихся педагогической, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья или творческой деятельностью, которые обращаются за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста после вступления названного Федерального закона в силу, независимо от того, когда они приобрели необходимый стаж, - до 1 января 2002 года или после этой даты. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении № 320-О от 05.11.2002 года, при разрешении вопроса о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, отпуска по уходу за ребенком, следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими данные отношения до момента введения в действие закона, ухудшающего положение работника и лишающего его права, приобретенного по ранее действовавшему законодательству. Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность его специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа, предусмотренные действующим на этот период законодательством. С учетом того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются по такому критерию, как форма собственности, и отказ ответчика в досрочном назначении пенсии нельзя считать обоснованными. В силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека или гражданина. Данное право, полученное на основании Закона, имеющим высшую юридическую силу, не может быть отменено принятым позже постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г. «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Положения указанного постановления в части не включения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на Артамонову М.А. не распространяются. Изменения, в соответствии с которыми ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции, не допускающей включение указанного периода в льготное исчисление при начислении пенсии, вступили в законную силу лишь 06.10.1992г. на основании Закона №3543-1 от 25.09.1992г. Следовательно, находясь с 21 августа 1992 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, Артамонова М.А. приобрела право на включение этого периода в специальный трудовой стаж. Суд считает установленным, что Артамонова М.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем начальных классов в СОШ № <адрес>, в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ими возраста 1,5 года, и период нахождения Артамоновой М.А. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно действовавшей в то время ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года) должен засчитываться в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Таким образом, к установленному Управлением ПФР в Козловском районе ЧР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ специальному педагогическому стажу Артамоновой М.А. продолжительностью 24 года 2 мес. 1 день подлежит присоединению период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом которых специальный трудовой стаж Артамоновой М.А. составляет более 25 лет и 1 дня. Имея требуемый стаж работы, связанный с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствие с ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Артамонова М.А. приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Артамоновой <данные изъяты> удовлетворить. Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Включить период нахождения Артамоновой <данные изъяты> в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии назначить Артамоновой М.А. трудовую пенсию по старости в связи осуществлением педагогической деятельности со дня обращения с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня оглашения. Судья Е.А. Огородникова