предоставление жилья, нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата обезличена года г. Козловка

Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Огородникова Е.А.,

при секретаре Д.,

с участием заявителя М.,

представителя заявителя Т.,

представителя ответчика Н., действующей на основании доверенности от дата обезличена года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению М. об обжаловании действий муниципального органа,

у с т а н о в и л:

М. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий муниципального органа, в котором указывается, что дата обезличена года подала в администрацию Козловского городского поселения заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в социальном жилье, а дата обезличена года письмом *** администрация отказала в ее просьбе в связи с тем, что обеспеченность общей площадью составляет 39,5 кв.м при учетной норме 12 кв.м. Считает решение муниципального органа незаконным по тем основаниям, что она не имеет жилья в собственности более 20 лет, не имеет жилья и на условиях социального найма и поднайма, зарегистрирована у сына, фактически проживает в квартире, принадлежащей снохе, что она является инвалидом 2-й группы пожизненно, потому согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», пп.4п.1 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», ст.1 Закона ЧР от 24.11.2009г. №67 орган местного самоуправления обязан был поставить ее на учет по обеспечению жильем, изучив нуждаемость. В заявлении также указывается, что муниципальный орган нарушил также требования ст.10 ФЗ №59-ФЗ, п.3 ст. 54 ЖК РФ. Просит суд признать незаконными действия муниципального органа по отказу ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.

Заявитель М. на судебном заседании свои требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснила, что она жила в своем доме *** по *** г. Козловка, который в 1993 году подарила сыну. Сын жилой дом продал в 2007 году, а она переехала жить к нему в его дом на *** г. Козловка и зарегистрировалась в этом же доме, где прожила 6-7 месяцев вместе с семьей сына, но общего хозяйства с сыном не вела, членом его семьи не являлась, а потом добровольно ушла жить на частную квартиру *** по *** г. Козловка, так как не сложились отношения с снохой. В настоящее время живет в квартире *** по *** г. Козловка, принадлежащей снохе, при этом договор поднайма она не заключала, с регистрационного учета не снялась, по месту фактического проживания временной регистрации не имеет. За поднайм жилого помещения снохе ежемесячно платит по 2000 рублей, но письменные доказательства об этом суду представить не может. В мае месяце 2010 года она обратилась в городскую администрацию с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения, но ей было отказано. Считает, что она имеет право встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как по *** в доме сына она жила как квартирантка и также ежемесячно платила за свое проживание.

Представитель заявителя Т. на судебном заседании заявление своей матери М. поддержал по тем основаниям, что М. утратила в связи с заключением договора дарения жилого дома жилую площадь 17 лет тому назад, то есть установленный законом 5-летний срок ухудшения жилищных условий истек, а потому, как не имеющая на праве собственности жилого помещения, не имеющая жилого помещения по договору социального найма, как инвалид 2-й группы и проживающая в ветхом жилом помещении по договору поднайма, нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на постановку на соответствующий учет. Пояснил, что документы для матери он собирал сам, и все справки, перечисленные в заявлении, им были приложены, Акт об отсутствии справок заявителю не направлен, потому полагает, что справки о составе семьи и с места жительства утеряны в администрации городского поселения после получения судебной повестки. Также пояснил, что собственником дома *** по *** г. Козловка ЧР, с марта 2008 года является он сам, а в доме, где зарегистрирована М., в настоящее время проживает семья его сына, что мать М. добровольно ушла на частную квартиру. Считает, что регистрация гражданина в жилом помещении не порождает права на пользование жилым помещением и право на проживание в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности другому гражданину. Заявитель М. на заседание жилищной комиссии не приглашена, в уведомлении главы городской администрации в адрес М. отсутствует ссылка на решение комиссии, потому считает, что заявление М. на заседании и не обсуждался. Должностными лицами нуждаемость М. в улучшении жилищных условий не проверялась, у М. нет своего жилья и нет права на пользование жилым помещением, потому администрация Козловского городского поселения обязана была поставить М. на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Ответчик- представитель администрации Козловского городского поселения Н., действующая на основании доверенности от дата обезличена года, на судебном заседании заявление М. считает необоснованной и просит суд в удовлетворении заявления отказать. Суду пояснила, что дата обезличена года поступило с заявление М. с просьбой поставить на очередь для получения жилья. Вместе с заявлением в городскую администрацию не поступили указанные в приложении справки о составе семьи и с места жительства, о чем составлен соответствующий Акт, копия которого заявителю не направлена. По результатам рассмотрения заявления М. дата обезличена года на заседании комиссии по жилищным вопросам в постановке М. на учет отказано, о чем дата обезличена года глава администрации Козловского городского поселения издал распоряжение за ***. Считает решение комиссии и распоряжение главы обоснованным, так как согласно ст.ст.31, 51 ЖК РФ, как престарелый родитель собственника жилого дома *** по *** г. Козловка М. является членом семьи собственника и при обеспеченности жилой площадью более учетной нормы, не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и, кроме того, заявителем М. к заявлению не приложены все необходимые документы. Также пояснила, что в соответствии с действующим Положением о комиссии по жилищным вопросам при администрации Козловского городского поселения заявители на заседание комиссии не приглашаются, комиссия принимает решение на основании приложенных к заявлению документов.

Как следует из приложенных к заявлению документов, М. дата обезличена гола обратилась в адрес главы Козловского городского поселения с заявлением о постановке ее на очередь в получение жиля, указав о приложении к заявлению копии: паспорта, удостоверения ветерана войны, справки об инвалидности, справки о составе семьи и справки с места жительства и считая, что согласно ст.11.1 Закона ЧР №42, ст.1 Закона ЧР №67 по факту инвалидности имеет право на получение жилья во внеочередном порядке по Указу Президента РФ. В заявлении М. просила направить запрос в БТИ и Управление ФРС по ЧР данные о недвижимости, зарегистрированной на ее имя.

Письмом *** от дата обезличена года глава Козловского городского поселения уведомил М. о том, что администрация не считает возможным принять ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения по месту регистрации М. составляет более учетной нормы.

М. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением ***, и инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ-2006 ***.

Из исследованного судом дела М., представленного ответчиком, видно, что М. указала о приложении к заявлению копии паспорта, удостоверения ветерана войны, справки об инвалидности, справку о составе семьи и справку с места жительства. Фактически в деле за заявлением о принятии на учет подшиты копия домовой книги, 2 свидетельства о государственной регистрации права, выписка из домовой книги, копии удостоверения ветерана, справки ВТЭК и паспорта. Согласно Акту, находящемуся нал.д. 11, справка о составе семьи и справка с места жительства не приложены. Комиссия по жилищным вопросам дата обезличена года решила отказать М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных условий» в связи с непредставлением всех документов, необходимых для принятия решения в постановке на учет и при наличии общей площади на одного проживающего более 12 кв. метров. Распоряжением главы Козловского городского поселения от дата обезличена года за *** М. отказано в постановке на учет на основании ст. 13.ч.1 п. 1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений»- не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в получении жилого помещения, общая площадь на одного проживающего более 12 кв. метров.

Выслушав заявителя и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленного суду дела по заявлению М., суд установил следующее.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 51 ЖК РФ и ст. 3 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 названного Закона ЧР состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п.4 ст. 11 Закона ЧР от 17.10.2005г. к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в ст.ст. 14, 16 и 21 ФЗ "О ветеранах" и ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 13 Закона ЧР от 17.10.2005г. №42 отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные статьей 4 настоящего Закона документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 16 настоящего Закона срок.

В соответствии с п.3 ст.4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» к заявлению о постановке на учет прилагаются копии документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи; копия ордера и (или) договора найма (социального найма) жилого помещения, копия домовой книги; выписка из финансового лицевого счета; справка о составе семьи; справки из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки из органа, осуществляющего учет транспортных средств, на всех членов семьи, принимаемых на учет, о наличии (отсутствии) имущества, указанного в статье 8 настоящего Закона; документы, подтверждающие право собственности заявителя и (или) членов его семьи на имущество, указанное в статье 8 настоящего Закона.

Согласно п.5 названного Закона ЧР граждане, указанные в статье 11 настоящего Закона, одновременно с документами, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, представляют документы, подтверждающие отнесение их к иным категориям граждан.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ проживающие совместно с собственником жилого помещения в принадлежащем ему жилом помещении родители данного собственника относятся к членам семьи собственника жилого помещения.

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Сторонам разъяснены содержания ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ.

Дополнительные доказательства сторонами суду не представлены.

Суд выносит решение на основании представленных суду и исследованных судом доказательств.

Таким образом, судом установлено, что М., зарегистрированная в г. Козловка, ***, в жилом доме, принадлежащем сыну Т., является инвалидом второй группы по общему заболеванию и ветераном ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 20 ФЗ «О ветеранах». По состоянию на 01 января 2005 года она не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и на учет на улучшение жилищных условий не вставала, соответственно, М. не относится к категории иных лиц, установленных ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных условий». К заявлению о постановке на учет документы, подтверждающие о признании жилого помещения по месту ее проживания не подлежащим ремонту и восстановлению, а также о проживании на условиях поднайма, не приложены, как не приложены и доказательства о наличии ее права на получение жилья во внеочередном порядке. Из заявления М. и приложенных к заявлению документов следует, что она зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем ее сыну, доказательств о прекращении семейных отношений с собственником, а также о перемене места жительства к заявлению не приложены. Как следует из домовой книги, в жилом доме *** по *** г. Козловка площадью 79 кв.м зарегистрированы М., 1966 года рождения, и М., 1933 года рождения. Обращаясь дата обезличена года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, заявитель М. не приложила и не представила документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В мотивировочной части заявления М. ставит вопрос о нарушении муниципальным органом нормы о порядке рассмотрения заявлений граждан, определенных законом №59-ФЗ от 02.05.2006г., однако в просительной части заявления какие- либо требования в этой части не поставила, потому суд, руководствуясь требованиями ч.3 ст. 196 ГПК РФ, не принимает решения в части нарушения муниципальным органом норм о порядке рассмотрения заявления граждан, определенных законом №59-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что М. обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, потому ее заявление об обжаловании действий муниципального органа является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ суд,

решил:

В удовлетворении заявления М. о признании незаконными действия муниципального органа по отказу ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Е.А. Огородникова