предоставление жилья военнослужащим



Дело ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата обезличена года г. Козловка

Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Огородникова Е.А.,

при секретаре Даниловой О.В.,

с участием заявителя Шестипалов В.А.,

представителя органа, действия которого обжалуются, - администрации Козловского городского поселения ЧР Н., действующей на основании доверенности от дата обезличена года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Шестипалов В.А. об обжаловании действий органов местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Шестипалов В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании незаконных действий органов местного самоуправления, в котором указывается, что решениями органов местного самоуправления, а именно, администрацией Козловского района и Козловского городского поселения, он не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготных основаниях, что предусмотрено ФЗ «О статусе военнослужащих» и иными нормативно -правовыми актами. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение, выданное командиром воинской части, что он прослужил в Военно-морском флоте 20 календарных лет и был уволен в запас в связи с организационно- штатными мероприятиями и на основании постановления Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 года «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы…» является нуждающимся в получении жилого помещения. дата обезличена года он обратился в администрацию Козловского района ЧР с заявлением на постановку на очередь на получение жилого помещения на основании удостоверения командира воинской части на право пользования льготами от дата обезличена года, но ему было отказано в постановке в очередь. Осенью 2003 года он повторно обратился с заявлением о постановке в очередь, но у него затребовали необходимые справки. В конце 2004 года он в очередной раз обратился с заявлением в орган местного самоуправления для реализации права на жилище по льготному основанию, но специалист горадминистрации без объяснения причин не приняла заявление с приложенными документами. Не в его пользу рассмотрены направленные в марте 2009 года и в мае 2009 года в адрес главы Козловского района и главы администрации Козловского городского поселения заявления. Просит обязать должностных лиц органов местного самоуправления Козловского района Чувашской Республики поставить (восстановить) его на учет нуждающихся в жилом помещении на основании постановления Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 года «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Заявитель Шестипалов В.А. на судебном заседании свои требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснил, что он при увольнении в запас был включен по месту службы в список на получение Жилищного сертификата, однако само Свидетельство ему на руки не выдали, выдали только удостоверение на право пользования льготами. После увольнения в запас с 1999 года он проживал в *** в доме матери, в 2001 и в 2003 году обращался в городскую администрацию с заявлением о постановке на учет для получения жилья как уволенный в запас военнослужащий, однако в администрации городского поселения отказались принимать от него письменное заявление, ссылаясь на отсутствие необходимых документов. В марте 2009 года он с письменным заявлением обратился в адрес главы администрации Козловского района, на что получил ответ с предложением встать на учет на получение жилого помещения в органе местного самоуправления по месту жительства. Глава администрации Козловского городского поселении письмом от дата обезличена года также отказал ему в постановке на учет для получения жилья на льготном основании. Также пояснил, что в течение 2009-2010г.г. он за пределы ЧР не выезжал, продолжительное время на стационарном лечении не находился, жил в с. *** Козловского района в доме своей матери. Просит признать действия администрации Козловского района и администрации Козловского городского поселения незаконными и обязать их восстановить его на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054.

Представитель органа местного самоуправления- администрации Козловского городского поселения Н. на судебном заседании заявление Шестипалов В.А. считает необоснованным и просит суд в удовлетворении заявления отказать. Суду пояснила, что Шестипалов В.А. в администрацию городского поселения с письменным заявлением о постановке на учет впервые обратился в мае 2009 года, однако Шестипалов В.А. не включен в список очередников, так как согласно Постановлению Правительства №1054 от 06.09.1998г. на учет в орган местного самоуправления военнослужащие ставятся на основании ходатайства районного военного комиссариата, которые после получения соответствующего ходатайства от воинских частей по месту службы заявителя формируют личные дела на военнослужащих. Также пояснила, что в 2001-2003г.г. Шестипалов В.А. с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не обращался, а обращался один раз с устным заявлением, но подробности она не помнит.

Представитель администрации Козловского района, действия которой также обжалованы Шестипалов В.А., на судебное заседание не явился.

Суд в соответствии с требованиями ст. 257 ГПК РФ рассматривает заявление Шестипалов В.А. в отсутствие представителя администрации Козловского района.

Свидетель П. на судебном заседании показал, что Шестипалов В.А. уволен в запас и согласно законодательству имеет право на постановку на учет для улучшения жилищных условий как гражданин, уволенный с военной службы в связи с организационно- штатными мероприятиями, а не как военнослужащий, потому доводы, изложенные в письме главы администрации Козловского городского поселения со ссылкой на п. 16 Правил учета граждан… считает необоснованными. Также ему, как бывшему военнослужащему, известно о том, что Шестипалов В.А. состоял по месту службы в списке на получение жилищного сертификата, однако в 2005 году исключен из данного списка, а потому, имея соответствующее удостоверение, выданное Министерством обороны РФ, заявитель имел право на постановку на учет.

Допрошенный в качестве свидетеля И. на судебном заседании показал, что в 1998-2005г.г. он работал в Козловском районном военном комиссариате, и помнит, что Шестипалов В.А. был поставлен на учет в РВК как военнослужащий запаса, и на него было сформировано учетное дело для получения жилья, второй экземпляр которого был передан в городскую администрацию. Также подтвердил, что Шестипалов В.А. в городской администрации отказали в приеме заявления из- за отсутствия всего необходимого пакета документов, после чего Козловский РВК в 2003 году направлял дополнительные запросы по месту службы Шестипалов В.А.

Выслушав заявителя, представителя администрации Козловского городского поселения, действия которого обжалованы, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Из удостоверения на право пользования льготами, выданного 12 Главным управлением Минобороны РФ от дата обезличена года следует, что Шестипалов В.А. - капитан 3 ранга, в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности» приказом начальника 12 Главного управления *** от дата обезличена года уволен в запас по организационно- штатным мероприятиям и имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ «О статусе военнослужащих», Законом РФ «О ветеранах».

Из справки, выданной командиром войсковой части *** дата обезличена года видно, что капитан 3 ранга Шестипалов В.А. в период воинской службы проживал по ***, *** *** ***. Квартиру сдал полностью в квартирные органы Министерства обороны РФ.

Согласно справке, выданной администрацией Байгуловского сельского поселения *** ЧР, в *** района ЧР жилье на имя Шестипалов В.А. не числится.

На заявление от дата обезличена года о постановке Шестипалов В.А. в очередь на получение жилого помещения на льготных основаниях Главой Козловского района ЧР письмом от дата обезличена года отказано со ссылкой на Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, согласно которому право на участие в программе имеют граждане, уволенные с военной службы, вставшие на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата обезличена года.

Из ответа главы Козловского городского поселения *** от дата обезличенаг. на заявление Шестипалов В.А. о постановке на учет на получение жилого помещения на льготном основании следует, что в соответствии с «Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных в запас, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства» органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом, потому Шестипалов В.А. предложено обратиться с соответствующим заявлением в военный комиссариат.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 8 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года, граждане, уволенные с военной службы, имеют право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего.

Согласно п. 12 данных Правил, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами. Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов.

Согласно п. 6 вышеназванных Правил… нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, уволенные в связи организационно-штатными мероприятиями.

Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе, отсутствие жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел, что предусмотрено п. 7 Правил…

Пунктом 9 названных Правил… предусмотрено, что граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства по основаниям, указанным в п.6, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

В соответствии с п.13 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, увольняемые по льготным основаниям, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы.

Согласно ст. 23 ФЗ № 76 от 27.05.1998 года в редакции от 22.07.2010 года «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Сторонам разъяснены содержания ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ.

Дополнительные доказательства сторонами суду не представлены.

Суд выносит решение на основании представленных суду и исследованных судом доказательств.

Таким образом, судом установлено, что заявитель Шестипалов В.А., имея стаж военной службы более 20 лет в календарном исчислении, дата обезличена года уволен в запас по организационно- штатным мероприятиям, и согласно удостоверению ***, выданному 12-м Главным управлением Министерства обороны дата обезличена года, имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ «О статусе военнослужащих» и Законом РФ «О ветеранах». Имея удостоверение на право пользования льготами, Шестипалов В.А. дата обезличена года обратился письменно в адрес Главы администрации Козловского района ЧР, дата обезличена года- в адрес главы администрации Козловского городского поселения, с заявлениями о постановке на учет на получение жилого помещении на льготном основании. Указанные заявления рассмотрены, как установлено судом единолично главами районной и городской администраций соответственно, тогда как согласно п.п. 3 и 4 Правил… от 06.09.1998г. учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности; вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов; общественную комиссию по жилищным вопросам возглавляет заместитель главы муниципального образования; в состав указанной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов. О результатах рассмотрения заявлений администрацией Козловского района Шестипалов В.А. стало известно 16 марта 2009 года, городской администрацией- 19 мая 2009 года. В период с марта 2009 года по август 2010 года Шестипалов В.А. с заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления в суд не обращался, хотя в ответе прокурора района от дата обезличенаг. дано исчерпывающее разъяснение о способе защиты нарушенных прав. Суду доказательства об уважительности установленного ст. 256 ГПК РФ срока обращения с заявлением в суд не представлены, ходатайство о восстановлении пропущенного срока в суде не заявлены.

При принятии решения суд руководствуется разъяснениями Верховного Суда РФ от 24.03.2004г., согласно которым если дело возникло из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подраздела 111 раздела 11 ГПК РФ, то последствия пропуска срока на обращение в суд должны применяться судом (судьей) по своей инициативе, а потому приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Шестипалов В.А.

Руководствуясь ст.ст.196-199, 256 ГПК РФ суд,

решил:

В удовлетворении заявления Шестипалов В.А. об оспаривании незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления Козловского района ЧР отказать в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Е.А. Огородникова