о признании незаконным бездействия



Дело № 2-122/ 2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата обезличена года г. Козловка

Козловский районный суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Потемкина О.А.

при секретаре Шошориной С.К.,

с участием:

помощника прокурора Козловского района Чувашской Республики Овчинникова А.В.,

соответчиков- представителя администрации Козловского района Чувашской Республики ***., действующего на основании доверенности *** от дата обезличенаг., и представителя МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» ФИО5, действующей на основании доверенности от дата обезличенаг.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики и МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении финансирования мероприятий, непроведении ремонтных работ и необорудовании помещений в отделениях больницы и обязании устранить допущенные нарушения, а также об обязании МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» установить пандусы для перемещения инвалидов и граждан других маломобильных групп населения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Козловского района Чувашской Республики и МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова», сославшись на то, что ими проведена проверка МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» по готовности к выполнению своих функций в условиях чрезвычайных ситуаций и необходимости оказания медицинской помощи значительному числу граждан, в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства. Так, вопреки требованиям ст.ст. 24 и 25 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 4.2, 7.6, 8.4, 10.3, 10.4, 12.19 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации оборудования и к безопасным условиям труда не соблюдаются. В реанимационном, хирургическом, инфекционных отделениях не проводится ежегодный косметический ремонт. В коридорах, палатах, процедурных, перевязочных кабинетах хирургического отделения, в палатах реанимационного отделения поверхность стен с дефектами. Отслоилась плитка в процедурных кабинетах. Отпала штукатурка повсеместно в хирургическом отделении. На потолках в палатах и коридорах, в санитарной комнате хирургического отделения имеются следы течей. Протекает мягкая кровля и канализация. В палатах хирургического отделения линолеум на полу изношен, с многочисленными дефектами. Хирургическое отделение продолжает функционировать, несмотря на проведение текущего ремонта в процедурном и перевязочном кабинетах первого этажа. Предусмотренный проектом лифт не функционирует. Транспортировка тяжелых и послеоперационных больных не механизирована. В реанимационном отделении не оборудована буфетная. Отсутствуют условия для мытья посуды, не установлены моечные ванны. Посуду моют в тазах. Люминесцентные светильники в хирургическом отделении (первый и второй этажи), в реанимационном отделении не имеют сплошных (защитных) рассеивателей. Выключатели бактерицидных установок в палатах и производственных помещениях хирургического отделения не выведены за пределы помещения. В соответствии с п. 1.1 Устава МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» учреждено администрацией Козловского района, финансируется полностью за счет средств бюджета Козловского района. Согласно п. 3.4 Устава источником формирования имущества и финансовых ресурсов, в первую очередь, являются бюджетные средства. Согласно п. 2.3.5 и п. 4.1 договора №1 о пользовании муниципальным имуществом Козловского района на праве оперативного управления от 29.12.2006г. пользователь (МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова») обязуется осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества за свой счет и несет бремя, связанное с содержанием имущества. Считает, что в результате ненадлежащего финансирования администрацией Козловского района учреждение лишено возможности исполнения обязательств по проведению ремонтно-строительных работ. Полагая, что неисполнение установленных законом обязанностей по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации оборудования и к безопасным условиям труда влечет нарушение прав неопределенного круга лиц из числа медицинских работников и стационарных больных, просит признать незаконным бездействие МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова», выразившееся в непроведении косметического ремонта в реанимационном, хирургическом, инфекционных отделениях; неустранении протечек мягкой кровли и канализации, невыполнении ремонта кровли лечебного корпуса; непроведении работ по восстановлению работоспособности лифта; отсутствии в реанимационном отделении буфетной, моечных ванн; необорудовании люминесцентных светильников в хирургическом отделении (первый и второй этажи), в реанимационном отделении сплошными (защитными) рассеивателями, невыведении выключателей бактерицидных установок в палатах и производственных помещениях хирургического отделения за пределы помещения. Просит признать незаконным бездействие администрации Козловского района, выразившееся в необеспечении финансирования указанных мероприятий. Просит обязать МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» в срок до 01.09.2010г. провести в реанимационном, хирургическом, инфекционных отделениях косметический ремонт: устранить дефекты стен в коридорах, палатах, процедурных, перевязочных кабинетах хирургического отделения, в палатах реанимационного отделения, восстановить плитку в процедурных кабинетах и штукатурку повсеместно в хирургическом отделении, устранить следы течей в палатах и коридорах, в санитарной комнате хирургического отделения, восстановить линолеум в палатах хирургического отделения; устранить протечки мягкой кровли и канализации; выполнить ремонт кровли лечебного корпуса: произвести ремонт кирпичной кладки стен, заделать выбоины в цементных полах, заменить существующую рулонную кровлю на покрытия из направляемых материалов в 2 слоя, устроить примыкания кровель из направляемых материалов к стенам и парапетам; провести работы по восстановлению работоспособности лифта: демонтировать неработоспособный лифт, произвести сборку-разборку узлов, приобрести лифт ББ-500 3/3 и произвести его монтаж, установить закладные детали на химические дюбеля, произвести полное техническое освидетельствование лифта на 3 остановки, заключить с организацией, имеющей лицензию на соответствующую деятельность, договор на техническое и аварийное обслуживание лифта; оборудовать в реанимационном отделении буфетную, установить моечные ванны; оборудовать люминесцентные светильники в хирургическом отделении (первый и второй этажи), в реанимационном отделении сплошными (защитными) рассеивателями, выключатели бактерицидных установок в палатах и производственных помещениях хирургического отделения вывести за пределы помещения. Просит обязать администрацию Козловского района в срок до 01.07.2010г. обеспечить финансирование указанных работ.

Во время нахождения гражданского дела в производстве суда истец- прокурор Козловского района Чувашской Республики неоднократно уточнял и дополнял исковые требования.

В дополнительно предъявленном исковом заявлении от 14.07.2010г., указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и установлено, что в МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» вход в гинекологическое отделение, детское отделение и клинико-диагностическую лабораторию не оборудованы пандусом. Ссылаясь на нормы законодательства, с учетом ранее заявленных требований, просит признать незаконным бездействие МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» и администрации Козловского района Чувашской Республики, выразившееся в непроведении косметического ремонта в реанимационном, хирургическом, инфекционных отделениях; неустранении протечек мягкой кровли и канализации, невыполнении ремонта кровли лечебного корпуса; непроведении работ по восстановлению работоспособности лифта; отсутствии в реанимационном отделении буфетной, моечных ванн; необорудовании люминесцентных светильников в хирургическом отделении (первый и второй этажи), в реанимационном отделении сплошными (защитными) рассеивателями, невыведении выключателей бактерицидных установок в палатах и производственных помещениях хирургического отделения за пределы помещения. Просит обязать МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» в срок до 01.06.2011г. провести в реанимационном, хирургическом, инфекционных отделениях косметический ремонт: устранить дефекты стен в коридорах, палатах, процедурных, перевязочных кабинетах хирургического отделения, в палатах реанимационного отделения, восстановить плитку в процедурных кабинетах и штукатурку повсеместно в хирургическом отделении, устранить следы течей в палатах и коридорах, в санитарной комнате хирургического отделения, восстановить линолеум в палатах хирургического отделения; устранить протечки мягкой кровли и канализации; выполнить ремонт кровли лечебного корпуса: произвести ремонт кирпичной кладки стен, заделать выбоины в цементных полах, заменить существующую рулонную кровлю на покрытия из направляемых материалов в 2 слоя, устроить примыкания кровель из направляемых материалов к стенам и парапетам; провести работы по восстановлению работоспособности лифта: демонтировать неработоспособный лифт, произвести сборку-разборку узлов, приобрести лифт ББ-500 3/3 и произвести его монтаж, установить закладные детали на химические дюбеля, произвести полное техническое освидетельствование лифта на 3 остановки, заключить с организацией, имеющей лицензию на соответствующую деятельность, договор на техническое и аварийное обслуживание лифта; оборудовать в реанимационном отделении буфетную, установить моечные ванны; оборудовать люминесцентные светильники в хирургическом отделении (первый и второй этажи), в реанимационном отделении сплошными (защитными) рассеивателями, выключатели бактерицидных установок в палатах и производственных помещениях хирургического отделения вывести за пределы помещения. В целях создания условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в гинекологическое отделение, детское отделение и клинико-диагностическую лабораторию просит обязать МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» установить пандусы для перемещения инвалидов согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001 в шестимесячный срок.

В судебном заседании помощник прокурора Козловского района Чувашской Республики Овчинников А.В. требования поддержал полностью по указанным в иске мотивам и основаниям, с учетом дополнительно заявленных уточнений и дополнений. Просит удовлетворить требования, изложенные в последней редакции иска от 14 июля 2010 года.

Представитель ответчика- администрации Козловского района Чувашской Республики *** заявленные исковые требования прокурора не признал и суду пояснил, что в иске не конкретизировано, какое право нарушено неопределенного круга лиц и способы его защиты, в интересах которых заявлен. Главным распорядителем средств районного бюджета по линии здравоохранения является МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова», соответственно, денежные средства направляются им после принятия бюджета районным собранием депутатов. Распределением денежных средств бюджета районная администрация непосредственно не занимается. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ главные распорядители составляют бюджетную роспись, в том числе на собственное содержание, в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетных средств. Согласно условиям договора о пользовании муниципальным имуществом пользователь- МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» осуществляет текущий и капитальный ремонт имущества за свой счет. Следовательно, все вытекающие обязательства, в том числе, по составлению росписи средств на содержание и осуществление ремонта, возлагаются на МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова». В свою очередь, со стороны районной администрации принимаются все необходимые меры, в том числе, запуск лифта в стационаре больницы. Вопросы решаются в рабочем порядке, согласно принятым решениям Собрания депутатов Козловского района. Считает, что бездействие администрации Козловского района Чувашской Республики по указанным в иске вопросам не имеется, просит в удовлетворении иска отказать полностью.

Представитель соответчика- МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» ФИО5 иск прокурора также не признала. Суду пояснила, что администрация районной больницы не бездействует в части заявленных прокурором требований. Непроведение отдельных ремонтных работ никоим образом не сказывается на качестве оказываемых ими медицинских услуг, в том числе, права инвалидов не нарушаются. В других учреждениях также не имеется пандусов. Каждый год ими составляется смета по ремонту, но бюджетные средства выделяются в пределах лимитов. Своими силами они производят косметический ремонт в помещениях. Считает, что заявленные исковые требования прокурора не могут рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, поскольку прокурор не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность.

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей и изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Свидетель ФИО8, работающая экономистом МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова», показала, что каждый год ими проводится работа по ремонту помещений больницы. Хирургический, процедурный, перевязочный кабинеты полностью ими отремонтированы. Денежные средства выделяются из районного бюджета по мере возможности. В 2009 году за счет целевых денег федерального бюджета были открыты дополнительные офисы. Ремонт лифта в стационарном отделении больницы запланирован на 2011-2012 г.г. МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» является главным распорядителем бюджетных средств, они составляют бюджетную роспись по расходам. Заявки ими направляются в завышенных суммах, но средства выделяются с учетом возможностей районного бюджета.

Свидетель ФИО9- начальник административно-хозяйственного отдела МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» показала, что косметический ремонт в помещениях больницы ими постоянно проводится. Кровля была отремонтирована в 2008 году, но из-за просчетов крыша протекает после осадков. Лифт не действует с момента постройки здания больницы. Для проведения ремонтных работ в больнице создана комиссия, по решению которой подаются заявки в районную администрацию. Но деньги для этих целей выделяются с учетом возможностей районного бюджета.

Свидетель ФИО10 показала, что работает начальником финансового отдела администрации Козловского района Чувашской Республики. Просит учесть, что бюджет района является дотационным, более 80% средств поступает из республиканского бюджета. В соответствии с методикой ими производится предварительный расчет выделяемых средств. После согласования проект бюджета публикуются в местной газете, обсуждается и принимается районным собранием депутатов. Для составления бюджетной росписи до МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» доводится лимит бюджетных ассигнований. Районный бюджет рассматривается один раз в год, но если доходная часть увеличивается, могут быть внесены уточнения. Администрация МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» обращалась к ним с заявками о проведении ремонта, на которые своевременно были даны ответы. Но, ввиду отсутствия бюджетных средств, дополнительные денежные средства не выделялись. На 2011-2012 годы решением районного собрания депутатов принята программа, согласно которой в МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» будет произведен капитальный ремонт и запущен лифт, на что бюджетные средства будут выделены.

В соответствии с п. 1.1 Устава МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» (с изменениями, внесенными постановлением главы Козловского района от 09.03.2007г. № 68) учреждено администрацией Козловского района Чувашской Республики. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет бюджета Козловского района на основе сметы. Согласно п.п. 1.3, 1.5 Устава учреждение является юридическим лицом, функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики и настоящим Уставом. Учреждение отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством. Из п. 2.1 Устава следует, что целью создания учреждения является: нормализация и оптимизация деятельности ЛПУ по обеспечению гарантированного объема лечебной и профилактической медицинской помощи населению в пределах отпускаемых бюджетных ассигнований. В соответствии с п. 3.1 имущество за учреждением закрепляется на праве оперативного управления. Имущество муниципального учреждения здравоохранения Козловской ЦРБ является муниципальной собственностью Козловского района Чувашской Республики и передается учреждению по акту приема-передачи. В соответствии с п. 3.4 Устава источником формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: бюджетные и внебюджетные средства; имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке; амортизационные отчисления; доход, полученный от договорных работ, услуг, а также от других видов разрешенной учреждению хозяйственной деятельности; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования и иные источники, не противоречащие законодательству. Согласно п. 4.1 Устава учреждение осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность, не имеющую своей основной целью извлечение прибыли в пределах, определяемых законодательством. Из п. 4.4 Устава следует, что учреждение обязано представлять необходимую сметно-финансовую документацию в полном объеме утвержденных форм и по всем видам деятельности и согласовывать с учредителем структуру учреждения; нести ответственность за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, за нарушение правил хозяйствования в соответствии с законодательством; возмещать ущерб, причиненный, в том числе, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции. Согласно п.п. 5.2, 5.7 Устава руководителем учреждения является главный врач, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации района по согласованию с Министерством здравоохранения Чувашской Республики, работающий по контракту. Руководитель в пределах, установленных Уставом, в том числе, распоряжается имуществом учреждения, заключает договора, выдает доверенности; утверждает штатное расписание, структуру и сметы.

Согласно договору № 1 от 29.12.2006г., с учетом дополнительного соглашения от 30.04.2009г., заключенному между комитетом по управлению имуществом администрации Козловского района Чувашской Республики (собственник) и МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» (пользователь), собственник передает, а пользователь принимает для пользования на праве оперативного управления в соответствии с уставной деятельностью и условиями настоящего договора имущество на праве оперативного управления. Настоящий договор заключен сроком на 8 лет. В соответствии с п. 2.3.5 договора пользователь обязан осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества за свой счет. Из п. 3.1 договора следует, что осуществляя право оперативного управления, пользователь владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в пределах, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, органов самоуправления Козловского района, настоящего договора и Устава. Совершает в отношении него любые действия, не противоречащие настоящему договору и уставу.

Судом изучена бюджетные росписи (сметы) на содержание МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» на 2005-200 г.г., согласно которым бюджетные ассигнования из районного бюджета выделялись, а также изучена переписка МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» с администрацией района и другими государственными органами, справка Главного врача МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» о проведении ремонтных работ.

Из п. 11 решения Собрания депутатов Козловского района от 5 марта 2010 года №253/1 следует, что МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» необходимо осуществить выполнение мероприятий по профилактике и лечению болезней социального характера, принять меры по улучшению качества медицинского обслуживания населения, принять меры по реализации мероприятий и выполнению целевых программ в области медицинского обслуживания, продолжить работу по восстановлению лифта в стационаре ЦРБ.

Решением Собрания депутатов Козловского района от 14 марта 2010 года №262/3 утверждена Программа социально-экономического развития Козловского района Чувашской Республики на 2010-2012 годы, согласно п. 1.4.2 которой запланирован текущий и капитальный ремонт объектов здравоохранения, в том числе и капитальный ремонт лифта в стационаре ЦРБ.

Суд считает недопустимыми доказательствами и не принимает во внимание сметные расчеты и сводные сметы на 4 квартал 2009 года, проект устройства скатной крыши, как не согласованные и не утвержденные администрацией Козловского района и другими заинтересованными лицами.

По предложению суда дополнительные доказательства сторонами не представлены. Судом они предупреждены о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, предусмотренных ст.ст. 12, 55-57 ГПК РФ. Поэтому, суд выносит решение на основании имеющихся доказательств.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено договором.

В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст.ст. 294, 296 ГК РФ.

В соответствии с Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, включая ремонт и содержание объектов капитального строительства муниципальной собственности, выполняется за счет средств местного бюджета.

Судом установлено, что МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» учреждено администрацией Козловского района Чувашской Республики и финансируется, в том числе, за счет средств бюджета района. Согласно договору о пользовании муниципальным имуществом на праве оперативного управления от 29 декабря 2006 года пользователь- МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» обязуется осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества за свой счет и несет бремя, связанное с содержанием имущества.

Вместе с тем, бюджетные расходы регламентируются бюджетным законодательством, в частности, Бюджетным кодексом РФ. Согласно заявленным исковым требованиям прокурора выделение бюджетных средств на ремонт и оборудования помещений МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» противоречит установленному Бюджетным кодексом РФ порядку составления и рассмотрения проектов бюджета, утверждения бюджета, исполнения и контроля за исполнением районного бюджета, в частности ст.ст. 217, 228-230, 232, 234, 295-297, 305-306 Бюджетного кодекса РФ.

Кроме этого, суд считает необоснованными доводы прокурора о том, что МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» лишено возможности исполнения обязательств по проведению ремонтно-строительных работ.

Согласно исследованным в суде доказательствам ремонт и оборудование помещений больницы ведется в размерах выделенных бюджетных ассигнований и собственных средств МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова». Также, по программе социально-экономического развития Козловского района Чувашской Республики на 2010-2012 годы запланирован текущий и капитальный ремонт объектов здравоохранения, в том числе, капитальный ремонт лифта в стационаре ЦРБ.

В силу п. 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Таким образом, суд считает, что в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» и администрации Козловского района Чувашской Республики, выразившегося в непроведении косметического ремонта в реанимационном, хирургическом, инфекционных отделениях; неустранении протечек мягкой кровли и канализации, невыполнении ремонта кровли лечебного корпуса; непроведении работ по восстановлению работоспособности лифта; отсутствии в реанимационном отделении буфетной, моечных ванн; необорудовании люминесцентных светильников в хирургическом отделении (первый и второй этажи), в реанимационном отделении сплошными (защитными) рассеивателями, невыведении выключателей бактерицидных установок в палатах и производственных помещениях хирургического отделения за пределы помещения; обязании МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» в срок до 01.06.2011г. провести в реанимационном, хирургическом, инфекционных отделениях косметический ремонт: устранить дефекты стен в коридорах, палатах, процедурных, перевязочных кабинетах хирургического отделения, в палатах реанимационного отделения, восстановить плитку в процедурных кабинетах и штукатурку повсеместно в хирургическом отделении, устранить следы течей в палатах и коридорах, в санитарной комнате хирургического отделения, восстановить линолеум в палатах хирургического отделения; устранить протечки мягкой кровли и канализации; выполнить ремонт кровли лечебного корпуса: произвести ремонт кирпичной кладки стен, заделать выбоины в цементных полах, заменить существующую рулонную кровлю на покрытия из направляемых материалов в 2 слоя, устроить примыкания кровель из направляемых материалов к стенам и парапетам; провести работы по восстановлению работоспособности лифта: демонтировать неработоспособный лифт, произвести сборку-разборку узлов, приобрести лифт ББ-500 3/3 и произвести его монтаж, установить закладные детали на химические дюбеля, произвести полное техническое освидетельствование лифта на 3 остановки, заключить с организацией, имеющей лицензию на соответствующую деятельность, договор на техническое и аварийное обслуживание лифта; оборудовать в реанимационном отделении буфетную, установить моечные ванны; оборудовать люминесцентные светильники в хирургическом отделении (первый и второй этажи), в реанимационном отделении сплошными (защитными) рассеивателями, выключатели бактерицидных установок в палатах и производственных помещениях хирургического отделения вывести за пределы помещения,- следует отказать полностью за необоснованностью.

Вместе с тем, исковое требование прокурора об обязании МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» установить пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан других маломобильных групп населения в гинекологическое и детское отделения, клинико-диагностическую лабораторию согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001 в шестимесячный срок подлежит удовлетворению.

В обоснование данного искового требования о нарушении требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» приложена справка помощника прокурора Козловского района от 12 июля 2010 года с фотографиями, подтверждающими, что здание МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» не приспособлено для доступности маломобильных групп населения. Данное обстоятельство не оспаривается и представителем МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова».

МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» является объектом социальной инфраструктуры и целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов, других маломобильных групп населения в Российской Федерации, является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных ст.ст. 2, 7 Конституции РФ, другими законами и подзаконными актами, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ важной задачей является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Инвалиды, в том числе и несовершеннолетние, относятся к наименее социально защищенным слоям населения, особенно страдающие заболеванием опорно-двигательного аппарата.

В соответствии с положениями ст. 15 Закона постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 приняты Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35-01-2001), которые является основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве - «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, судом установлено, что в результате бездействия ответчика- МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» не созданы условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в гинекологическое отделение, детское отделение и клинико-диагностическую лабораторию больницы, чем нарушены их права, как граждан с ограниченными возможностями, на равные со всеми гражданами возможности в пользовании общественными зданиями и получении медицинских услуг.

Суд соглашается с тем, что устранение нарушений может быть обеспечено возложением обязанности на ответчика- МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» установить пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан других маломобильных групп населения в гинекологическое и детское отделения, клинико-диагностическую лабораторию согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001 в шестимесячный срок.

В соответствие со ст. 103 ГПК РФ государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, суд взыскивает с ответчика- МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова», как не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, государственная пошлина определена в размере 200 руб. Указанную сумму следует взыскать в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск прокурора Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» установить пандусы для беспрепятственного доступа инвалидов и граждан других маломобильных групп населения в гинекологическое и детское отделения, клинико-диагностическую лабораторию согласно требованиям п. 3.17 СНиП 35-01-2001 в шестимесячный срок.

В удовлетворении остальных заявленных исковых требований прокурора Козловского района Чувашской Республики к администрации Козловского района Чувашской Республики и МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» отказать.

Взыскать с МУЗ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» государственную пошлину в сумме 200 руб. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.

Судья: О. А. Потемкин

Мотивированное решение составлено дата обезличена года