дело № 2-40/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Козловка <дата изъята> года
Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Бурмистрова Т.Л.,
при секретаре Беспаловой Н.В.,
с участием помощника прокурора Козловского района ЧР Овчинникова А.В.,
представителя ответчика, администрации Козловского района Чувашской Республики Юркова А.Н., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица, ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Аликова Ю.И.,
представителя третьего лица, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Шимина В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Козловского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики о признании бездействия ответчика по непринятию мер по созданию условий для предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района незаконным с возложением на ответчика обязанности заключения договора с перевозчиком на пригородные маршруты,
установил:
Прокурор Козловского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Козловского района ЧР о признании бездействия ответчика по непринятию мер по созданию условий для предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района незаконным, по тем основаниям, что прокуратурой Козловского района ЧР проведена проверка по обращению главы <данные изъяты> сельского поселения и других о необоснованном закрытии 9-ти часового рейса по маршруту следования «Козловка-<данные изъяты>», и установлен факт бездействия администрации Козловского района по осуществлению возложенных полномочий в данной сфере.
Так, на основании акта приема-передачи администрации района в 2008г. переданы в ведение 8 пригородных автобусных маршрутов, в том числе:
Номер маршрута | Наименование маршрута | Наименование перевозчика |
101 | Козловка-<данные изъяты> | ГУП ЧР «Чувашавтотранс» |
103 | Козловка-<данные изъяты> | ГУП ЧР «Чувашавтотранс» |
104 | Козловка-<данные изъяты> | ГУП ЧР «Чувашавтотранс» |
107 | Козловка-<данные изъяты> | ГУП ЧР «Чувашавтотранс» |
113 | Козловка-<данные изъяты> | ГУП ЧР «Чувашавтотранс» |
114 | Козловка-<данные изъяты> | ГУП ЧР «Чувашавтотранс» |
116 | Козловка-<данные изъяты> | ГУП ЧР «Чувашавтотранс» |
118 | Козловка-<данные изъяты> | ГУП ЧР «Чувашавтотранс» |
По состоянию на момент проверки, т.е. <дата изъята>, договор с перевозчиком не заключен по причине разногласий в ряде существенных условий. Расписание движения автобусов по пригородным маршрутам на осенне-зимний период с <дата изъята> по <дата изъята> не утверждено.
Вместе с тем, названным Актом установлена обязанность администрации района заключения договора с перевозчиком. Эта же обязанность, указывает прокурор в иске, предусмотрена п. 4.5 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета министров Чувашии от 15.04.2005 № 96, согласно которому перевозка пассажиров осуществляется на основании договора, утвержденных паспорта маршрута и расписания движения автобусов, договоров, заключенных между перевозчиком и владельцами автовокзалов и автостанций, расположенных по маршруту. Вместе с договором уполномоченный орган выдает перевозчику карточку разрешения на право работы автобуса на маршруте установленного образца на каждый автобус, по одному экземпляру утвержденных паспорта маршрута и расписания движения автобусов.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 4.6 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике перевозка пассажиров по маршрутам и расписаниям, не утвержденным в установленном порядке уполномоченным органом, запрещается.
Рассматриваемое бездействие администрации района противоречит положениям действующего законодательства, ставит под угрозу права неопределенного круга на лиц на беспрепятственное транспортное обслуживание, поскольку согласно письму директора Козловского АТП «без оформления муниципального контракта осуществление пассажирских перевозок с 01.01.2011 будет невозможным», в связи с чем прокурор в своем первоначальном и дополнении к иску просит, признав действия администрации Козловского района Чувашской Республики незаконными, обязать ее в 20-дневный срок создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района путем заключения договора с перевозчиком на указанные в описательной части искового заявления пригородные автобусные маршруты и утверждения маршрутов движения автобусов по пригородным маршрутам на осенне-зимний период с <дата изъята> по <дата изъята>.
На судебном заседании помощник прокурора Козловского района ЧР Овчинников А.В. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика, администрации Козловского района Чувашской Республики Юрков А.Н., на судебном заседании исковые требования прокурора не признал, указав, что прямой обязанности ответчика на заключение договора либо контракта с перевозчиком закон не содержит, это ответственность заказчика. Администрация отвечает лишь за создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания, что ответчиком выполняется – он содержит в надлежащем состоянии дороги, транспортные площадки и остановки. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Аликов Ю.И., исковые требования прокурора поддержал полностью, указав, что с 2008 года администрация района устранилась от проблемы, обозначенной прокурором в иске. До настоящего времени, несмотря на то обстоятельство, что ответчиком согласно акту приема-передачи от 2008 года приняты все пригородные автобусные маршруты с соответствующей документацией: выписками из Государственного реестра перевозчиков, копиями титульных листов паспортов и схемы автобусных маршрутов, расписания движения автобусов на маршрутах, карточки разрешения на право работы автобуса на маршруте, и он фактически является заказчиком, все работы по заключению договоров перевозки и урегулированию финансовых вопросов осуществляет третье лицо. На неоднократные просьбы, что подтверждается письменными обращениями Аликова Ю.И. к ответчику, администрация не принимает мер по заключению муниципального контракта.
Представитель третьего лица, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Шимин В.Л., исковые требования прокурора также поддержал полностью, указав, что республиканским законодательством отрегулирован вопрос о внутримунициальных перевозках. Ответственность за них возложена на администрации районов. Администрация Козловского района данным вопросом не занимается, в районе отсутствует нормативные акты, регулирующие транспортные услуги населению и организацию транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Эти обязанности шире, чем вопросы, поднятые прокурором. Отмечает, что без заключения контракта на перевозки муниципальным органом, которым приняты все пригородные автобусные маршруты с соответствующей документацией, перевозка пассажиров невозможна.
Согласно акту приема-передачи от 2008 года, утвержденного Главой администрации Козловского района Майоровым И.Г. и министром градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики Гончаровым А.Н., комиссией произведена передача в ведение администрации Козловского района действующих по состоянию на <дата изъята> 8 пригородных автобусных маршрутов с сопутствующими документами.
Из писем ООО «Чувашавтотранс» № <число изъято> от <дата изъята> г., № <число изъято> от <дата изъята> г., № <число изъято> от <дата изъята> г., № <число изъято> от <дата изъята> г. в адрес администрации Козловского района Чувашской Республики усматривается, что ответчик неоднократно уведомлялся о необходимости заключения договора с перевозчиком на осуществление маршрутных пассажирских перевозок по принятым маршрутам, где должны быть оговорены все условия перевозки пассажиров: льготы, компенсации, тарифы.
Из ответов, представленных представителем администрации Козловского района Чувашской Республики в обоснование непризнания исковых требований, усматривается, что администрация на уведомления ООО «Чувашавтотранс» о заключении договора указывала на необходимость прологации договора от <дата изъята> г. и недопустимость отмены рейсов.
Меры по заключению договора ответчик принял только непосредственно перед судебным заседанием, направив <дата изъята> г. в ООО «Чувашавтотранс» проект договора на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортном на 2011 год для подписания.
Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, третьих лиц, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно статье 7 Закона ЧР от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" уполномоченный орган по организации пассажирских перевозок заключает с перевозчиками государственные контракты на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на основе государственного заказа, размещенного в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом сверх государственного заказа и осуществляет контроль за соблюдением перевозчиками принятых договорных обязательств; в установленном порядке принимает решение об открытии новых маршрутов регулярных перевозок, изменении или прекращении существующих маршрутов регулярных перевозок; согласовывает маршруты, графики и расписание движения транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 N 96 открытие новых, изменение или закрытие существующих межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов осуществляется уполномоченным органом с учетом анализа действующей маршрутной сети, сложившегося пассажиропотока и дорожных условий на пути движения автобуса, осуществляемого в соответствии со схемой маршрута. Открытие новых, изменение или закрытие существующих автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации производятся в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 4.6 вышеуказанного Положения перевозка пассажиров осуществляется на основании договора, утвержденных паспорта маршрута и расписания движения автобусов, договоров, заключенных между перевозчиком и владельцами автовокзалов и автостанций, расположенных по маршруту. Вместе с договором уполномоченный орган выдает перевозчику карточку разрешения на право работы автобуса на маршруте установленного образца на каждый автобус, по одному экземпляру утвержденных паспорта маршрута и расписания движения автобусов.
Таким образом, судом установлено, что администрация Козловского района Чувашской Республики самоустарнилась от разрешения вопросов, требующих ее участия и, учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора Козловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации о признании бездействия ответчика по непринятию мер по созданию условий для предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района незаконным с возложением на ответчика обязанности заключения договора с перевозчиком на пригородные маршруты.
Доводы представителя ответчика, который исковые требования не признал, обосновывая это отсутствием закрепления ответственности в законе, суд находит необоснованными в силу Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ и Закона ЧР от 29.12.2003 N 48. Иных доказательств, свидетельствующих о принятии мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Козловского района ЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики о признании бездействия ответчика по непринятию мер по созданию условий для предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района незаконным с возложением на ответчика обязанности заключения договора с перевозчиком на пригородные маршруты, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Козловского района Чувашской Республики о признании бездействия ответчика по непринятию мер по созданию условий для предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, незаконными.
Возложить на администрацию Козловского района Чувашской Республики в 20-дневный срок создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района путем заключения договора с перевозчиком на указанные в описательной части настоящего заявления пригородные автобусные маршруты и утверждения маршрутов движения автобусов по пригородным маршрутам на осенне-зимний период с <дата изъята> по <дата изъята>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вынесения.
Cудья Т. Л. Бурмистрова