Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Козловка 25 апреля 2012 года
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Огородниковой Е.А.,
при секретаре Шошориной С.К.,
с участием истца К.,
представителя ответчика- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии Моисеевой И.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Козловском районе Чувашской Республики- Чувашии о признании незаконным Решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении в стаж, необходимый для пенсии за выслугу лет, времени обучения в ЧГУ по очной форме с 01.09.1979г. по 23.06.1984г., и времени службы в органах внутренних дел с 01.08.1984г. по 02.01.1991г.,
установил:
К. обратилась в суд с иском к Управлению ПФР (ГУ) в Козловском районе ЧР о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным, включении в стаж, необходимый для пенсии за выслугу лет: 01.09.1979 по 23.06.1984г.- время обучения в ЧГУ по очной форме; 01.08.1984г. по 02.1991г. (6 лет.5 мес.1 день)- время службы в органах внутренних дел, по тем основаниям, что ответчиком необоснованно не включены в стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, и не были приняты к зачету периоды нахождения в административных отпусках, обучения в ВУЗе, службы в органах внутренних дел и период работы с 01.01.2009г. по 23.07.2009г.- в связи с отсутствием сведений персонифицированного учета о стаже и заработке с указанием периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На судебном заседании К. иск поддержала полностью по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила удовлетворить ее требования, считая, что в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 03.02.1994г. №85, от 11.07.2002г., от 29.10.2002г. период ее работы в должности начальника отряда в исправительном учреждении должен быть зачтен как педагогический стаж. Суду пояснила, что на работу в исправительную колонию она прибыла после получения диплома педагога по распределению как молодой специалист, работая начальником отряда, занималась просветительской работой, уроки не вела, но помогала педагогам в обучении осужденных, то есть в спорный период она занималась педагогической деятельностью, но заработную плату как учитель она не получала. Исковые требования в части включения в специальный стаж периода обучения по очной форме в ВУЗе просила разрешить по усмотрению суда.
Ответчик- представитель Управления ПФР (ГУ) в Козловском районе ЧР Моисеева И.П. исковые требования К. не признала и суду пояснила, что 24.07.2009г. К. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», решением Управления ПФР (ГУ) в Козловском районе ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального педагогического стажа- 25 лет 1 день. При этом спорные периоды- время обучения в ЧГУ по очной форме с 01.09.1979г. по 23.06.1984г. и время службы в органах внутренних дел с 01.08.1984г. по 02.01.1991г. (6 лет 5 мес. 1 день) не рассматривались и не были учтены, так как назначение пенсии и пенсионное обеспечение военнослужащих исправительных учреждений осуществляется не Управлением ПФР, а соответствующими пенсионными отделами МВД или УФСИН, а период обучения в ВУЗе по очной форме обучения не входит в специальный педагогический стаж, так как в эти годы истец педагогической деятельностью не занималась. Кроме того, служба в органах внутренних дел в качестве начальника отряда не подлежит включению в стаж, как не предусмотренная Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. Также пояснила, что при исправительном учреждении имеются филиалы от общеобразовательных школ, и учителя, работающие с осужденными, состоят в штате не ИК, а образовательных школ и получают оплату за труд согласно тарификационных ведомостей. Считая, что К. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано обоснованно, просила в иске отказать.
Допрошенная по ходатайству истца в качестве свидетеля А. на судебном заседании показала, что работала в должности начальника отряда в ИК-5 вместе с К., и работа начальника отряда была непосредственно связана с обучением осужденных: провожали осужденных на учебу в школу, встречали их оттуда, организовывали подготовку к урокам и сдаче экзаменов.
Решением Управления ПФР в Козловском районе ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ К. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» по обращению от 24.07.2009г. отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа, комиссией установлена фактическая продолжительность стажа работы К. 16 лет 7 мес.10 дней при требуемых 25 лет 1 дня. При этом исключены из специального стажа периоды работы воспитателем д\с «Ручеек» треста «Куйбышевканалводстрой» с 08.12.1978 по 02.04.1979г., периоды нахождения в административных отпусках и период работы с 01.01.2009г. по 23.07.2009г. – в связи с отсутствием сведений персонифицированного учета о стаже и заработке с указанием периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие с подпунктом 19 п.1 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом исследована трудовая книжка К. согласно записям № в которой в 1979-1984г.К. (К.) являлась студенткой Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, согласно записи №- с 01.08.1984г. по 02.01.1991г. служила в органах внутренних дел непрерывно 6 лет 5 месяцев 1 день.
Период обучения К. в ВУЗе подтверждается также дипломом КВ №496114, выданным 23.06.1984г., согласно чему ей присвоена квалификация историка, преподавателя истории и обществоведения.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ К. действительно служила в органах внутренних дел по Чувашской Республике с 01 августа 1984 года по 02 января 1991 года в должности начальника отряда в ИТК -5 ОИТУ МВД ЧАССР, в книге приказов по личному составу имеются сведения: приказ МВД ЧАССР № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении и приказ МВД ЧАССР № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной К. с 1984 по 1989г.г. начислялась заработная плата, а с 17 августа по 30 августа 1987 года К. находилась в административном отпуске- основание приказ № от 21. 08.1987г. С данных начислений заработной платы отчисления в пенсионный фонд не производились.
В соответствие с представленной К. Должностной инструкцией от 28 июня 2005 года, утвержденной начальником ФГУ ИК-5, начальник отряда отдела воспитательной работы с осужденными образовательной и педагогической деятельностью не занималась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив их доводы в обоснование иска и в возражение против него, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 "Об образовании" предусматривает, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
В соответствие со ст. 28 п. 1 п.п. 10 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» у лиц, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ». В данном Списке предусмотрены должности учителя, преподавателя, но отсутствует наименование должности «начальник отряда».
Аналогичное положение предусматривалось и в законодательстве, действовавшем в спорный период работы истицы.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №463. В указанном Списке также отсутствуют указанные выше должности, по которым осуществляла деятельность К. в спорный период.
В соответствие с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст.ст. 7 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 1 ст. 27 и подпункты 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых им функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых работал.
Согласно «Обзора судебной практики по гражданским делам, возникающим из пенсионных правоотношений" до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались ст. 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г., регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Ни один из указанных выше нормативных актов не предусматривал возможность включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы в должности начальника отряда в исправительном учреждении.
Право педагогических работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим ранее законодательством, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Истец К. не доказала суду, что, служа в органах внутренних дел в период с 01.08.1984г. по 02.01.1991г., она фактически выполняла функции педагога и состояла в должности (или в трудовых отношениях) в соответствующем образовательном учреждении.
Период обучения ее в 1979-1984г.г. в ЧГУ им. И.Н. Ульянова также не может быть включен в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как в данный период она педагогической деятельностью не занималась, а согласно ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности. Которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФ РФ. Ст. 11 ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж, перечень которых является исчерпывающим. Согласно данной правовой норме период обучения в учебном заведении в этот стаж не засчитывается.
Согласно ст. 91 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшей до 01.01.2002г., обучение в ВУЗах включалось в общий трудовой стаж.
Доводы истца на судебном заседании о включении в педстаж периода работы в должности начальника отряда согласно Списку работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, необоснованны, так как данный Список утвержден в соответствии со ст. 36 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которой рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ, пенсия устанавливается женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными, то есть работникам, не состоящим на службе в УФСИН или органах внутренних дел.
Подпункт 17 ч.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», на который ссылалась истец на судебном заседании, также не является основанием для удовлетворения исковых требований, так как указанные правила распространяются на рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, к каковым К., будучи состоящей на службе в ОВД, не относилась.
Таким образом, судом установлено, что К., имея высшее педагогическое образование м квалификацию преподавателя истории и обществоведения, в период с 01.08.1984 г. по 02.01.1991 г. работала начальником отряда в ИТК-5 ОИТУ МВД ЧАССР, и ее работа не была связана с педагогической деятельностью детей и в образовательном учреждении, потому данный период не подлежит включению в специальный трудовой стаж К., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку трудовая деятельность К. не осуществлялась в должности и учреждении, предусмотренных утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент обращения 24.07.2009г. с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности К. не имела права на получение пенсии, так как имела стаж педагогической работы менее 25 лет, а потому оснований для удовлетворения иска К. суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований К. отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его оглашения решения через Козловский районный суд.
Судья Е.А. Огородникова