Дело № 2-153/10
Поступило 02 июня 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2010 г. с. Кожевниково
Судья Кожевниковского районного суда Томской области Данилюк Т.Н.,
при секретаре Баталиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сайнакова М.Р. к Администрации ... сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:Сайнакова М.Р. обратился в суд с иском к Администрации ... сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Сайнакова М.Р. родился Дата обезличена года рождения, отец – С. умер Дата обезличена года, мать – Сайнакова Н.И. определением Кожевниковского районного суда Томской области от Дата обезличена года была объявлена в розыск. Опекуном была назначена его тетя – И. В 2000 году он закончил ..., после чего был призван служить в армию. В настоящее время проживает в ... по адресу: ... ... с семьей. Дата обезличена года Администрацией Кожевниковского сельского поселения он поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жилье ему не предоставлено, так как отсутствует муниципальный жилищный фонд для распределения, а также денежные средства на приобретение жилья для данной категории лиц.Истец Сайнаков М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, дав показания, аналогичные описательной части решения суда.
Представитель ответчика – Администрации ... сельского поселения в судебное заседание не явился, ответчики просили дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. л.д. 32/
Представитель третьего лица – Администрации Томской области Шапарева М.А., действующая на основании доверенности от 18.01.2010 г. за № 2, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без их участия. В своем письменном отзыве исковые требования не признает, указывает на то, что администрации поселений наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории детей. Полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий наделяются Администрации муниципальных районов Томской области. Кроме того, поясняет, что субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств. л.д. 26, 27/
Представитель третьего лица - Администрации Кожевниковского района Томской области Савельева В.И., действующая на основании доверенности № 05-03-444/09-0 от 14.12.2009 г., в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв на исковое заявление, просила рассмотреть иск в отсутствие представителя Администрации Кожевниковского района. л.д. 33-35/
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Сайнакова М.Р., а также его паспорта серии Номер обезличен Номер обезличен следует, что он родился Дата обезличена года в ... района ..., в свидетельстве о рождении его родителями указаны – Сайнаков М.Р. и Н.. л.д. 6, 30/
Из свидетельства о смерти нал.д. 17 следует, что С., Дата обезличена года рождения умер Дата обезличена года в ... района ....
В деле имеется определение Кожевниковского районного суда Томской области от Дата обезличена года о взыскании с Н. алиментов в размере 1/3 части заработной платы в пользу Изотовой З.Р. на содержание несовершеннолетних детей: Сайнакова М.М. и Сайнакова Р.М. и об объявлении в розыск Н..
Нал.д. 19 имеется постановление главы Администрации Кожевниковского района Номер обезличен от Дата обезличена года о назначении опеки над несовершеннолетними Сайнаковым М.М. и Сайнаковым Р.М., опекуном назначена тетя И.
Постановлением главы Администрации Кожевниковского района Номер обезличен от Дата обезличена года вышеуказанное постановление от Дата обезличена года отменено, несовершеннолетний Сайнаков М.М. определен в ... для продолжения обучения и приобретении профессии. Пунктом 5 данного постановления за Сайнакова М.Р. закреплена жилая площадь по адресу: ... ..., .... л.д. 18/
Пункт 5 постановления главы Администрации Кожевниковского района Номер обезличен от Дата обезличена года отменен на основании постановления Администрации Кожевниковского района Номер обезличен от Дата обезличена года. л.д. 20/
Нал.д. 23 имеется заявление представителя органа опеки и попечительства ФИО22 главе Кожевниковской сельской Администрации о постановке Сайнакова М.Р. в льготную очередь на получение жилой площади на территории Кожевниковской сельской администрации.
Согласно справкам Администрации Кожевниковского сельского поселения Номер обезличен и Номер обезличен, Сайнакова М.Р. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с Дата обезличена года, по состоянию на Дата обезличена г. его очередь в льготном списке Номер обезличен – четырнадцатая, в общем списке Номер обезличен – шестьдесят третья. Кроме того, сообщается, что более 15 лет муниципальное жилье в поселении не строится, в настоящее время жилья для распределения нет. л.д. 21, 31/
Таким образом, Сайнакова М.Р. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, так как фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
Данное обстоятельство не оспорено ответчиком, подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от Дата обезличена г., справкой Кожевниковского отделения ОГУП "ТОЦТИ" от Дата обезличена года. л.д. 24-25/
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Согласно решения Совета ... сельского поселения от Дата обезличенаг. Номер обезличен, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего. л.д. 13/
В силу Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов.
Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения.
В части 7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", недостаточно для обеспечения жилыми помещениями, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства либо по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении вне очереди жилыми помещениями.
Данное положение, а именно то, что обеспечение жилым помещением по месту жительства, также закреплено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Кроме того, абз. 3 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета.
Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет какого бюджета должен обеспечить указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями.
Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем, суд находит требования Сайнакова М.Р. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35, 40 Конституции РФ, Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ст. 50, 57 ЖК РФ, ст., ст. 194-199 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сайнакова М.Р. удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию ... сельского поселения Кожевниковского района Томской области приобрести и предоставить Сайнакова М.Р. вне очереди по договору социального найма на территории ... сельского поселения Кожевниковского района Томской области жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв. метров за счет средств бюджета Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Данилюк Т.Н.