Дело № 2-103/2011 Поступило 27 апреля 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 мая 2011 года с. Кожевниково Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Данилюк Т.Н., Помощника прокурора Кожевниковского района Гореловой Н.Л., при секретаре Баталиной Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области в интересах Рябченко Л.В. к Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, Процессуальный истец – помощник прокурора Кожевниковского района Горелова Н.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью, показала, что Рябченко Л.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за ней не закреплялось, и она имеет право на предоставление ей жилья в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Материальный истец Рябченко Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью, дав показания, аналогичные описательной части решения суда. Представители ответчика – Администрации Кожевниковского сельского поселения Ренёва Т.В., действующая по доверенности, в судебном заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия. Представитель третьего лица – Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности №32 от01.04.2011 года, в судебное заседание не явилась, направив письменный отзыв и заявление о рассмотрении дела без их участия. В своем письменном отзыве указала на то, что администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий. В том случае, если средств субвенции недостаточно для обеспечения жилым помещением, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. /л.д. 24-25/ Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке. Из записи акта о рождении № Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что Рябченко Л.В. родилась Датаобезличена года в с. ... *** района *** области, ее родителями указаны – ФИО2 и ФИО1, сведения об отце указаны со слов матери /л.д. 6/ Из свидетельств о смерти следует, что ФИО1 умерла Датаобезличена года /л.д. 7/ На л.д. 8 имеется распоряжение главы Администрации Кожевниковского района № 395 от 12.03.2001 года о назначении опеки над несовершеннолетней Рябченко Л.В., опекуном была назначена ФИО3 /л.д.8/ В деле имеется свидетельство АВ № 781006 об обучении в ОГОУ НПО «ПУ № 31» с 01.09.2002 года по 30.06.2004 года по специальности «штукатур-маляр строительный» и свидетельство АВ № 393782 об обучении в ОГОУ НПО «ПУ № 31» 01.09.2000 года по 28.06.2002 года по специальности «швея» /л.д. 9,10/ Из справки о составе семьи следует, что Рябченко Л.В. состоит на регистрационном учете по адресу: с. ..., ул. ..., д...., кв.... с 01.02.2008 года по настоящее время и имеет следующий состав семьи: сын ФИО4 Датаобезличена года рождения и сын ФИО5 Датаобезличена года рождения /л.д.14/ Согласно справке Администрации Кожевниковского сельского поселения № 268 от 18.04.2011 года, Рябченко Л.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей с Датаобезличена года. /л.д. 19/ Таким образом, в судебном заседании установлено, что Рябченко Л.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, так как фактически не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Данное обстоятельство не оспорено ответчиком, подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 29.03.2011 года, справкой Кожевниковского отделения ОГУП "ТОЦТИ" от 30.03.2011 года. /л.д. 11-12/ Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. Согласно решения Совета Кожевниковского сельского поселения от 12.10.2007 года № 43, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего. /л.д. 17/ В силу Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий. В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. В части 7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", недостаточно для обеспечения жилыми помещениями, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства либо по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении вне очереди жилыми помещениями. Данное положение, а именно то, что обеспечение жилым помещением по месту жительства, также закреплено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Кроме того, абз. 3 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет какого бюджета должен обеспечить указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями. Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем, суд находит требования прокурора Кожевниковского района подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 35, 40 Конституции РФ, Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ст. 50, 57 ЖК РФ, ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области удовлетворить полностью. Обязать Администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области приобрести и предоставить Рябченко Л.В. вне очереди по договору социального найма на территории Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв. метров за счет средств бюджета Томской области. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Председательствующий Т.Н. Данилюк