Дело № 2-182/2011 Поступило 07 июля 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 августа 2011 года с. Кожевниково Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Данилюк Т.Н., с участием истца Глуховой Ю.Н., при секретаре Баталиной Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глуховой Ю.Н. к Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ:Глухова Ю.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что она является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которая не обеспечена жильем. Глухова Ю.Н. родилась Дата обезличена года, решением Краснинского районного суда Смоленской области от 26.03.2001 года ее родители ФИО1 и ФИО2 в отношении нее лишены родительских прав. 10.08.2005 года над Глуховой Ю.Н. установлена опека, опекуном назначена бабушка – ФИО3 В 2010 году Глухова Ю.Н. окончила обучение в МОУ КСОШ № 2, в сентябре того же года начала обучение ОГОУ СПО «Томский экономико-промышленный колледж» по специальности «экономика и бухгалтерский учет», где продолжает обучаться в настоящее время. Зарегистрирована и проживает в с. ..., ул. ..., своего жилья не имеет, 17.06.2011 года Глухова Ю.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилье ей не предоставлено, так как отсутствует муниципальный жилищный фонд для распределения, а также денежные средства на приобретение жилья для данной категории лиц. Истец Глухова Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью, пояснила, что в 2001 году ее родители были лишены родительских прав, ее мать ФИО2 умерла, ее опекуном была бабушка ФИО3 В настоящее время она проживает у бабушки, с ними проживает ее отец ФИО1, который злоупотребляет спиртными напитками, совместное проживание с ним невозможно. В 2010 году она поступила в Томский экономико-промышленный колледж, но при колледже общежития нет, в связи с чем, жилой площадью колледж учащихся не обеспечивает. На льготной очереди в администрации Кожевниковского сельского поселения она состоит с 17.06.2011 года. Ранее жилое помещение за ней не закреплялось, и она имеет право на предоставление жилья в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Представитель ответчика – и.о. главы Администрации Кожевниковского сельского поселения Редькин Д.А., в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без участия представителя. Представитель третьего лица – Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности № 32 от 01.04.2011 года, в судебное заседание не явилась, направив письменный отзыв и заявление о рассмотрении дела без их участия. В своем письменном отзыве указала на то, что в иске Глуховой Ю.Н. следует полностью отказать по тем основаниям, что для предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди, является окончание пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования. Поскольку, в настоящее время Глухова Ю.Н. обучается в ОГОУ СПО «Томский экономико-промышленный колледж», то ее требование преждевременно. л.д. 22-23/ Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, считает, что иск обоснованный и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке. Из свидетельства о рождении Глуховой Ю.Н. следует, что она родилась Дата обезличена года в с. ..., ее родителями указаны – ФИО1, ФИО2. л.д. 8/ В деле имеется решение Краснинского районного суда Смоленской области от 26.03.2001 года о лишении родительских прав ФИО1, ФИО2 в отношении детей: Юлии, Датаобезличена г.р., Евгения, Датаобезличена г.р., Анастасии, Датаобезличена г.рождения. л.д. 9-10/ Постановлением от 10.08.2005 года № 187 учреждена опека над несовершеннолетней Глуховой Ю.Н., опекуном назначена ФИО3. л.д. 11/ Справкой МОУ КСОШ № 2 от 28.06.2011 года подтвержден факт окончания указанного учебного учреждения Глуховой Ю.Н. в 2010 году и выдаче аттестата об основном общем образовании. л.д. 12/ Из справок, выданных ОГОУ СПО «Томский экономико-промышленный колледж» следует, что Глухова Ю.Н. обучается на очном отделении первого курса данного учебного заведения по специальности «экономика и бухгалтерский учет», срок окончания данного учебного заведения 30.06.2013 года. Студентам образовательного учреждения общежитие не предоставляется по причине его отсутствия. л.д. 13, 38/ В деле имеется справка о составе семьи Глуховой Ю.Н., в которой указано, что она состоит на регистрационном учете по адресу: с. ... ул. ..., фактически проживает по указанному адресу с бабушкой ФИО3 и отцом ФИО1 л.д. 7/ Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается право собственности ФИО3 на объект права – жилой дом, расположенный по адресу: с. ..., ул. ... и земельный участок по тому же адресу. л.д. 16/ В соответствии с уведомлением на имя Глуховой Ю.Н., направленном Кожевниковским сельским поселением, она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на внеочередное получение жилой площади, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, с 17.06.2011 года, номер очереди в льготном списке № 3 – 83. л.д. 14/ Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что истец ее внучка, она воспитывает ее с 1 класса. Глухова Ю.Н. проживает с ней в одном доме, так как своего жилья она не имеет, с ними же проживает отец Юлии, который в отношении нее лишен родительских прав, проживание с ним невозможно, так как он злоупотребляет спиртными напитками, выгоняет их из дома. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Глухова Ю.Н. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, так как фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Данное обстоятельство не оспорено ответчиком, подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 02.08.2011 года. л.д. 32/ Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст.15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. Согласно решения Совета Кожевниковского сельского поселения от 12.10.2007 года № 43, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего. л.д. 15/ В силу Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий. В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. В части 7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", недостаточно для обеспечения жилыми помещениями, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства либо по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении вне очереди жилыми помещениями. Данное положение, а именно то, что обеспечение жилым помещением по месту жительства, также закреплено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Кроме того, абз. 3 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет какого бюджета должен обеспечить указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями. Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению. Довод представителя третьего лица Татаренко Л.Ю. в части того, что истец обратилась в суд с иском преждевременно, поскольку в настоящее время не закончила обучение в образовательном учреждении, суд считает несостоятельным. Суд принимает во внимание то обстоятельство, что истец Глухова Ю.Н. не обеспечена жилым помещением на период учебы в колледже, что подтверждается материалами дела. Кроме того, Глухова Ю.Н. достигла возраста 18 лет, опека (попечительство) прекращена. Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Глухова Ю.Н. является лицом, оставшемся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ней жилого помещения, в настоящее время по месту учебы не обеспечена жилым помещением, нуждается в жилом помещении, достигла совершеннолетия. На основании изложенного и руководствуясь ст. 35, 40 Конституции РФ, Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ст. 50, 57 ЖК РФ, ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Глуховой Ю.Н. удовлетворить полностью. Обязать Администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области приобрести и предоставить Глуховой Ю.Н. вне очереди по договору социального найма на территории Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв. метров за счет средств бюджета Томской области. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Председательствующий Т.Н. Данилюк