Дело № 2-221/11 Поступило 09 августа 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 сентября 2011 года с. Кожевниково Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Данилюк Т.Н., с участием процессуального истца – старшего помощника прокурора Сенькиной Т.Е., материального истца Чирикова С.Ю., при секретаре Баталиной Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области в интересах Чирикова С.Ю. к Администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, Процессуальный истец – помощник прокурора Кожевниковского района Сенькина Т.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью, показала, что Чириков С.Ю. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за ним не закреплялось, и он имеет право на предоставление ему жилья в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Материальный истец Чириков С.Ю. просил суд заявленные требования удовлетворить. Уточнил, что, имея регистрацию в квартире опекуна – ФИО3, фактически там не проживает, проживает в г. Томске в съемном жилье. Представитель ответчика – администрации Вороновского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без участия представителя администрации. Представитель третьего лица – Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, направив письменный отзыв и заявление о рассмотрении дела без ее участия. В письменном отзыве просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как Чириков С.Ю. имеет регистрацию в с. ..., однако, для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо уточнить, не относится ли он к членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения /л.д. 24-25/. Суд, заслушав процессуального и материального истцов, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке. Из свидетельства о рождении Чирикова С.Ю. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в с. ..., его родителями указаны – ФИО1, ФИО2. /л.д. 7/. Согласно представленных копий свидетельств о смерти, отец Чирикова С.Ю. – ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ. /л.д. 8,9/ На л.д. 10 имеется постановление главы Администрации Вороновского сельского совета от 17.11.1994 года о назначении опеки над несовершеннолетним Чириковым С.Ю., опекуном которого назначена ФИО3. На основании приказа № 50 администрации Вороновского сельского округа от 20.12.2001 года, Чириков С.Ю. поставлен на учет для предоставления жилой площади вне очереди. /л.д. 11/, что подтверждено справкой от 24.05.2011 года на л.д. 12. Согласно справке с места жительства и справке № 208, выданных Администрацией Вороновского сельского поселения, Чириков С.Ю. зарегистрирован в с. ..., ул. ... с 30.01.2002 года по настоящее время /л.д. 13/. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности его тете ФИО3, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 30.08.2011 года /л.д. 33/. В деле представлены копии документов, подтверждающих окончание курсов подготовки Чирикова С.Ю. в Томском политехническом профессиональном лицее № по специальности электрогазосварщик. /л.д. 14/. Таким образом, в судебном заседании установлено, что Чириков С.Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, так как фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения. В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Чириков С.Ю. не является членом семьи ФИО3, поскольку как установлено в судебном заседании он был вселен в жилое помещение ни в качестве члена семьи нанимателя, а, кроме того, в настоящее время не проживает в данном жилом помещении. Данное обстоятельство не оспорено ответчиком, подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 13.07.2011 г., справкой Кожевниковского отделения ОГУП "ТОЦТИ" от 15.07.2011 года. /л.д. 16, 17/. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. Согласно решения Совета Вороновского сельского поселения от 23.10.2007 г. № 45, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего. /л.д.15/ В силу Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий. В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. В части 7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", недостаточно для обеспечения жилыми помещениями, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства либо по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении вне очереди жилыми помещениями. Данное положение, а именно то, что обеспечение жилым помещением по месту жительства, также закреплено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Кроме того, абз. 3 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет какого бюджета должен обеспечить указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями. Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем, суд находит требования прокурора Кожевниковского района подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 35, 40 Конституции РФ, Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ст.31, 50, 57 ЖК РФ, ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области удовлетворить полностью. Обязать Администрацию Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области приобрести и предоставить Чирикову С.Ю. вне очереди по договору социального найма на территории Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв. метров за счет средств бюджета Томской области. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Председательствующий Т.Н. Данилюк