Дело № 2-15/2012 Поступило 26 декабря 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 января 2012 года с. Кожевниково Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Данилюк Т.Н., при секретаре Баталиной Н.Г., с участием процессуального истца - помощника прокурора Кожевниковского района Гореловой Н.Л., материального истца Гончарова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района Томской области в интересах Гончарова И.В. к Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кожевниковского района Томской области обратился в суд в интересах Гончарова И.В. с иском к Администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что Гончаров И.В. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, который не обеспечен жильем. Гончаров И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, *, постановлением администрации Уртамского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № он постановлен на учет в данном поселении в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма на внеочередное получение жилья, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ Гончаров И.В. окончил обучение в <адрес>, в настоящее время работает в <адрес>, проживает в съемном жилье в <адрес>. Право собственности на недвижимое имущество у Гончарова И.В. не зарегистрировано, он не имеет закрепленного жилого помещения и до настоящего времени жилье ему не предоставлено. В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Кожевниковского района Горелова Н.Л. исковые требования поддержала полностью, пояснила суду, что Гончаров И.В. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ним не закреплялось, и он имеет право на предоставление ему жилья в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Материальный истец Гончаров И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что родился ДД.ММ.ГГГГ, ., в ДД.ММ.ГГГГ он окончил обучение в <адрес>, в настоящее время работает в <адрес>, проживает в съемном жилье в <адрес> по устной договоренности с владельцем жилого помещения, имеет регистрацию по адресу <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, собственного жилья или иного, закрепленного за ним, не имеет. До сих пор администрацией Уртамского сельского поселения он жильем не обеспечен по причине отсутствия такового в муниципальном жилищном фонде для распределения лицам данной категории, а также отсутствия денежных средств на приобретение такого жилья. Глава Администрации Уртамского сельского поселения Кузнецов В.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, иск признал в полном объеме. Представитель третьего лица – Администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, направила суду письменный отзыв, в котором, со ссылкой на нормы Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», не возражала против удовлетворения исковых требований, просила рассмотреть дело в ее отсутствие /л.д. 21/ Суд, заслушав помощника прокурора Горелову Н.Л., Гончарова И.В., исследовав материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке. . . Копия постановления главы Администрации Кожевниковского района № № от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что над несовершеннолетним Гончаровым И.В. учреждена опека, опекуном назначена ФИО3, п. 4 за ним закреплена жилая площадь, расположенная в <адрес> /л.д. 10/ На основании постановления Администрации Кожевниковского района от ДД.ММ.ГГГГ № №, п. 4 вышеуказанного постановления, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, отменен, Гончарову И.В. рекомендовано обратиться в Администрацию Уртамского сельского поселения с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении /л.д. 11/ В соответствии с предоставленной копией постановления Главы Администрации Уртамского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № №, Гончаров И.В., на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 12/ В деле имеется копия диплома с приложением об окончании Гончаровым И.В. <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ по профессии – * /л.д. 13-14/ Согласно справке с места жительства о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, Гончаров И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в <адрес> /л.д. 15/ Справка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № свидетельствует о том, что Гончаров И.В. работает * с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время /л.д. 16/ Копия свидетельства о государственной регистрации права подтверждает, что собственником жилой комнаты, в которой в настоящее время проживает Гончаров И.В., расположенной в <адрес>, является ФИО4 /л.д. 17/ Из копии ответа Администрации Уртамского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № № на обращение Гончарова И.В. следует, что в Уртамское сельское поселение не имеет свободного жилья, предоставляемого по договору социального найма, денежные средства на приобретение такого жилья отсутствуют и в настоящее время нет возможности предоставить жилое помещение вне очереди /л.д. 22/ Таким образом, в судебном заседании установлено, что Гончаров И.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, так как фактически не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Данное обстоятельство не оспорено ответчиком, подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, справками * ОГУП «ТОЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 18-21/ Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999г. «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. Согласно решения Совета Уртамского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № №, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров на одного человека /л.д. 24/ В силу Закона Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий. В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счет субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. В части 7 ст. 6 Закона № 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", недостаточно для обеспечения жилыми помещениями, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства либо по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении вне очереди жилыми помещениями. Данное положение, а именно то, что обеспечение жилым помещением по месту жительства, также закреплено в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Кроме того, абз. 3 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области", названные в законе лица однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета. Таким образом, в законе содержится прямое указание о том, какой орган и за счет какого бюджета должен обеспечить указанную категорию детей вне очереди жилыми помещениями. Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем, суд находит требования прокурора Кожевниковского района подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 35, 40 Конституции РФ, Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 г. (в редакции от 11.07.2008 г.) «О социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», Законом Томской области от 11.09.2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст. 50, 57 ЖК РФ, ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области удовлетворить полностью. Обязать Администрацию Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области приобрести и предоставить Гончарову И.В. вне очереди по договору социального найма на территории Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв. метров за счет средств бюджета Томской области. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Т.Н. Данилюк