Дело № 2-67 / 2012 Поступило 02 марта 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 апреля 2012 года с. Кожевниково Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Белковец Н.И. при секретаре Новиковой И.С. с участием процессуального истца помощника прокурора Кожевниковского района Томской области юриста 1 класса Гореловой Н.Л. материального истца Шейна М.П. представителя ответчика ведущего специалиста по муниципальному имуществу администрации Кожевниковского сельского поселения Реневой Т.В., действующей на основании доверенности от 24.01.2012 № 40, срок полномочий по 31.12.2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района в интересах Шеина М.П. к администрации Кожевниковского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кожевниковского района обратился в суд с иском в интересах Шейна М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Кожевниковского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что Шейн М.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления администрации Кожевниковского района от 06.12.2011 № 451 он поставлен на учет, как нуждающийся в получении жилья. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, поскольку отсутствует муниципальный жилищный фонд для распределения. В июне 2010 года Шейн М.П. закончил обучение в ОГБОУ НПО «Профессиональное училище № 31», работает в ..., зарегистрирован и проживает в с. ..., право собственности Шейна М.П. в Управлении федеральной службы государственной регистрации по Томской области, Томском филиале «Росинвентаризация – Федеральное ТОЦТИ» не зарегистрировано, считает, что в результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения нарушены жилищные права Шейна М.П., в связи с чем, просит обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района предоставить Шейну М.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м. общей площади, за счет средств областного бюджета. В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Горелова Н.Л. иск поддержала в полном объеме. Истец Шейн М.П. исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить, суду пояснил, что самостоятельно обращался в администрацию сельского поселения с просьбой предоставить ему жилое помещение, но ему было отказано. Представитель ответчика – ведущий специалист по муниципальному имуществу администрации Кожевниковского сельского поселения Ренева Т.В., исковые требования признала полностью, пояснила суду, что в настоящее время жилье Шейну М.П. не предоставлено исключительно по причине отсутствия свободного муниципального жилья и средств на его приобретение. Представитель третьего лица - юрисконсульт администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности от 02.08.2011 № 58, срок полномочий один год, дело просила рассмотреть без её участия, представила суду письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку в материалах дела отсутствует справка о постановке на учет Шейна М.П. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с указанием очереди на 2012 год и справка из ЕГРП за 2012 год. Заслушав мнение процессуального истца, материального истца Шейна М.П., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. В статье 40 Конституции Российской Федерации с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбулы, статьи 2, части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. На основании решения Совета Кожевниковского сельского поселения от 12.10.2007 г. № 43, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего (л.д. 39). В силу Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» - финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. Как установлено судом, на основании решений Кожевниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ родители Шейна М.П. лишены родительских прав в отношении него (л.д. 10-16, 17-20). Постановлением Главы Кожевниковского района от ДД.ММ.ГГГГ № Шейн М.П. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, где он находился с 31.03.2008 года по 03.09.2008 года, за ним вместе с сестрами ФИО1 и ФИО2 закреплена жилая площадь в с. ..., ул. ..., о чем свидетельствуют копия постановления и справка Асиновского детского дома от 20.10.2010 года № 471 (л.д. 21, 28) При этом, в силу того, что в соответствии с распоряжением администрации ... сельского поселения от 26.11.2007 года № 43-р, вышеуказанное помещение было признано непригодным для дальнейшей эксплуатации и проживания, постановлением администрацией Кожевниковского района от 04.05.2011 года № 340, был отменен пункт постановления в части закрепления за Шейном М.П. жилого помещения (л.д. 23-24, 22) Постановлением администрации ... сельского поселения от 20.11.2008 года № 54 Шейн М.П. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилищных помещениях на внеочередное получение жилья (л.д. 25) В период с 01.09.2008 года по 30.06.2010 года Шейн М.П. закончил обучение в ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 31» по профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», что подтверждается копиями справки и свидетельства (л.д. 29, 31-32) Из справок администрации Кожевниковского сельского поселения от 28.02.2012, 03.04.2012 года следует, что Шейн М.П. с 14.12.2010 года состоит на регистрационном учете и проживает в с. ..., пер. ..., совместно с ФИО3 и ее малолетними детьми (л.д. 34) Из пояснений представителя ответчика Реневой Т.В. и копии договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное жилое помещение является муниципальным и предоставлено ФИО3 с детьми (л.д. 32) В связи с постоянным проживанием в с. Кожевниково Кожевниковского района Томской области, на основании личного заявления Шейн М.П. 01.11.2011 года снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации Староювалинского сельского поселения и 06.12.2011 года поставлен на учёт в администрации Кожевниковского сельского поселения как нуждающийся в жилом помещении в силу п. 2 ч. 2 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 26, 27) С учетом доводов представителя третьего лица, суду представлены информация администрации Кожевниковского сельского поселения от 03.04.2012 года о том, что Шейн М.П. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 06.12.2011 года и номер его очереди в льготном списке – 89, а также Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.11.2011, от 17.02.2012 года и сведения Кожевниковского отделения и Томского ОГУП «ТОЦТИ» от 09.11.2011, от 24.02.2012 года, которые подтверждают отсутствие у Шейна М.П. зарегистрированного права собственности на жилое помещение до настоящего времени на территории Кожевниковского района и Томской области (л.д. 35, 36, 37, 42). В силу ч. 2 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Из сообщения Главы администрации Кожевниковского сельского поселения от 02.03.2012 года усматривается, что более тринадцати лет на территории поселения не осуществляется строительство муниципального жилья и жилья для распределения очередникам нет (л.д. 40) Таким образом, до настоящего времени, несмотря на право на внеочередное получение жилья, Шейну М.П. оно не предоставлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на ответчике лежит прямая обязанность предоставить Шейну М.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления за счет средств областного бюджета Руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года), ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Кожевниковского района в интересах Шеина М.П. удовлетворить полностью. Обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области предоставить Шеину М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Кожевниковского сельского поселения вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв. метров общей площади, за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Белковец Н.И.