Дело № 2-77 / 2012 Поступило 12 марта 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 апреля 2012 года с. Кожевниково Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Белковец Н.И. при секретаре Новиковой И.С. с участием процессуального истца помощника прокурора Кожевниковского района Томской области юриста 1 класса Гореловой Н.Л. материального истца Смолего Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района в интересах Смолего Д.В. к администрации Кожевниковского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кожевниковского района обратился в суд с иском в интересах Смолего Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Кожевниковского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что Смолего Д.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с 30.07.1997 года состоит на учете в администрации Кожевниковского сельского поселения, как нуждающийся в получении жилья, в июле 2008 года закончил обучение в ОГОУ «Малиновский детский дом», с 10.08.2010 отбывал наказание по приговору суда, 09.12.2011 года возвратился из колонии-поселения и проживает в квартире своего брата ФИО1 в с. ..., ул. ..., до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, право собственности Смолего Д.В. в Управлении федеральной службы государственной регистрации по Томской области, Томском филиале «Росинвентаризация – Федеральное ТОЦТИ» не зарегистрировано, считает, что в результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения нарушены жилищные права Смолего Д.В., в связи с чем, просит обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м. общей площади, за счет средств областного бюджета. В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Горелова Н.Л. иск поддержала в полном объеме. Истец Смолего Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить, суду пояснил, что самостоятельно обращался в администрацию сельского поселения с просьбой предоставить ему жилое помещение, на что ему неоднократно давались обещания, но срок их исполнения все время отодвигался, в связи с чем, у него возникли сомнения и он обратился к прокурору района. Представитель ответчика – ведущий специалист по муниципальному имуществу администрации Кожевниковского сельского поселения Ренева Т.В., представила суду заявление. в котором исковые требования признала полностью, просила их удовлетворить, а дело рассмотреть без ее участия. Представитель третьего лица - юрисконсульт администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности от 02.08.2011 № 58, срок полномочий один год, дело просила рассмотреть без её участия, представила суду письменный отзыв, в котором не возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку у Смолего Д.В. имеется право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. Заслушав мнение процессуального истца, материального истца Смолего Д.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. В статье 40 Конституции Российской Федерации с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбулы, статьи 2, части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. На основании решения Совета Кожевниковского сельского поселения от 12.10.2007 г. № 43, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего (л.д. 23). В силу Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» - финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. Как установлено судом, Постановлением Главы Кожевниковского района от 14.07.1997 года № 185, в связи с нахождением родителей под стражей, Смолего Д.В. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, где он находился по 01.09.2008 года, он поставлен на льготную очередь для получения жилой площади, о чем свидетельствуют копии постановления, свидетельства и справки ОГОУ «Малиновский детский дом» (л.д. 12, 15-17) На основании решений Кожевниковского районного суда от 22.04.2004 года и от 27.12.2007 года родители Смолего Д.В. лишены родительских прав в отношении него (л.д. 9, 10-11). Справка ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области от 09.12.2011 года свидетельствует о том, что Смолего Д.В освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания (л.д. 18) Из справки администрации Кожевниковского сельского поселения от 28.02.2012 года следует, что Смолего Д.В. с 27.02.2012 года состоит на регистрационном учете по месту жительства в с. ..., ул. ..., совместно с двумя братьями и ФИО2 (л.д. 19) В силу ч. 2 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Из справки от 11.03.2012 года и сообщений Главы администрации Кожевниковского сельского поселения от 16.02.2012, от 03.04.2010 года усматривается, что Смолего Д.В. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 30.07.1997 года, однако на протяжении многих лет на территории поселения муниципальное жилье не строится и жилья для распределения очередникам нет, номер его очереди в льготном списке – восьмая (л.д. 13, 14, 34) Таким образом, до настоящего времени, несмотря на право на внеочередное получение жилья, Смолего Д.В. оно не предоставлено. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на ответчике лежит прямая обязанность предоставить Смолего Д.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления за счет средств областного бюджета Руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года), ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Кожевниковского района в интересах Смолего Д.В. удовлетворить полностью. Обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области предоставить Смолего Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Кожевниковского сельского поселения вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв. метров общей площади, за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Белковец Н.И.