Дело № 2-76/2012 на момент размещения решение не вступило в законную силу



Дело № 2-76 / 2012

Поступило 12 марта 2012 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2012 года с. Кожевниково

Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Белковец Н.И.

при секретаре Новиковой И.С.

с участием процессуального истца помощника прокурора Кожевниковского района Томской области юриста 1 класса Гореловой Н.Л.

материального истца Горожанкиной Ю.В.

представителя ответчика ведущего специалиста по муниципальному имуществу администрации Кожевниковского сельского поселения Реневой Т.В., действующей на основании доверенности от 24.01.2012 № 40, срок полномочий по 31.12.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района в интересах Горожанкиной Ю.В. к администрации Кожевниковского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кожевниковского района обратился в суд с иском в интересах Горожанкиной Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Кожевниковского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что Горожанкина Ю.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления администрации Кожевниковского района от 06.12.2011 № 451 она поставлена на учет, как нуждающаяся в получении жилья. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, поскольку отсутствует муниципальный жилищный фонд для распределения. В июне 2008 года Горожанкина Ю.В. окончила обучение в ОГБОУ «Уртамская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», в 2010 году поступила в ОГБОУ НПО «ПУ-31», где с 16.01.2012 года, в связи с рождением ребенка, находится в академическом отпуске, зарегистрирована в с. ..., фактически в настоящее время проживает в с. ... в семье своего брата, т.е. жильем не обеспечена, право собственности Горожанкиной Ю.В. в Управлении федеральной службы государственной регистрации по Томской области, Томском филиале «Росинвентаризация – Федеральное ТОЦТИ» не зарегистрировано, считает, что в результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения нарушены жилищные права Горожанкиной Ю.В., в связи с чем, просит обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м. общей площади, за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Горелова Н.Л. иск поддержала в полном объеме.

Истец Горожанкина Ю.В. исковые требования поддержала полностью, просила их удовлетворить, суду пояснила, что в предоставлении жилого помещения ей было отказано. фактически она в настоящее время проживает в с. ... в доме своего брата с семьей.

Представитель ответчика – ведущий специалист по муниципальному имуществу администрации Кожевниковского сельского поселения Ренева Т.В., исковые требования признала полностью, пояснила суду, что в настоящее время жилье Горожанкиной Ю.В. не предоставлено исключительно по причине отсутствия свободного муниципального жилья и средств на его приобретение.

Представитель третьего лица - юрисконсульт администрации Томской области Романенко А.Н., действующая на основании доверенности от 02.08.2011 № 58, срок полномочий один год, дело просила рассмотреть без её участия, представила суду письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, поскольку за Горожанкиной Ю.В. закреплена жилая площадь в с. ... по ул. ..., и она еще является учащейся ОГБОУ НПО «ПУ-31», а право на предоставление жилого помещения, по их мнению, может возникнуть только после окончания образовательного учреждения, также считает, что в материалах дела отсутствует справка о постановке на учет Горожанкиной Ю.В. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с указанием очереди на 2012 год.

Заслушав мнение процессуального истца, материального истца Горожанкиной Ю.В., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

В статье 40 Конституции Российской Федерации с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией Российской Федерации и являются непосредственно действующими.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбулы, статьи 2, части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

На основании решения Совета Кожевниковского сельского поселения от 12.10.2007 г. № 43, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего (л.д. 30).

В силу Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» - финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения.

Как установлено судом, на основании решения Кожевниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Горожанкиной Ю.В. лишены родительских прав в отношении нее (л.д. 10).

Постановлением Главы Кожевниковского района от ДД.ММ.ГГГГ Горожанкина Ю.В. определена в детское государственное учреждение, где она находилась с 15.09.1999 года по 01.09.2008 года на полном государственном обеспечении, за ней вместе с братьями закреплена жилая площадь в с. ..., ул. ..., о чем свидетельствуют копии постановления, свидетельства и справки ОГОУ «Уртамская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» от 30.06.2008 года № 69 (л.д. 11, 13, 14)

При этом, сообщение Главы администрации Кожевниковского района от 02.03.2012 года № 179, свидетельствует о том, указанное выше жилое помещение с 2001 года пришло в ветхое и непригодное для проживания состояние (л.д. 12), кроме того, из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Шегарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 29.03.2012 года следует, что указанному адресу в настоящее время находится нежилое здание, право собственности на которое зарегистрировано за ФИО1 и ФИО2 (л.д. 43)

Жилой дом, принадлежавший на праве собственности матери Горожанкиной Ю.В., расположенный в пос. ... по ул. ..., на основании акта от 07.10.2011 года № 4 и постановления администрации *** от 15.12.2011 года № 51, был признан непригодным для проживания и был списан (л.д. 17-20, 21-22)

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать о фактическом наличии у Горожанкиной Ю.В. закрепленной жилой площади, пригодной для проживания.

Кроме того, суд признает несостоятельным довод представителя администрации Томской области о том, что обучение в училище является препятствием для предоставления жилья по договору социального найма, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права.

Копии справки ОГБОУ «Профессиональное училище № 31» от 07.03.2012 года и свидетельства о рождении ФИО3, подтверждают, что Горожанкина Ю.В. с 01.09.2010 года является учащейся группы № 268 по профессии «Повар, кондитер», с 16.01.2012 года находится в академическом отпуске, в связи с рождением ребенка (л.д. 15, 16)

При этом, из копий справки ОГОУ «Уртамская специальная (коррекционная) школа-интернат» от 30.06.2008 года и свидетельства от 16.06.2008 года, усматривается, что Горожанкина Ю.В. окончила обучение общеобразовательной школе (л.д. 13, 14)

Из справки администрации Кожевниковского сельского поселения от 28.02.2012 года и выписки из ЕГРП от 14.03.2012 года усматривается, что Горожанкина Ю.В. с 29.11.2011 года состоит на регистрационном учете в с. ..., ул. ..., совместно с малолетним сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, собственником данного дома является ФИО4 (л.д. 25, 39)

Из пояснений материального истца, показаний свидетелей ФИО4 (добрачная фамилия ФИО4, ФИО5 в судебном заседании установлено, что Горожанкина Ю.В. зарегистрирована в указанном выше доме, поскольку проживание без регистрации невозможно и это ей необходимо для получения положенных ей пособий.

Копия выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Шегарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 14.03.2012 года подтверждает, что дом, в котором Горожанкина Ю.В. фактически проживает, принадлежит на праве собственности ее брату ФИО5 (л.д. 40-41)

На основании постановления администрации Кожевниковского сельского поселения от 06.12.2011 года № 449 Горожанкина Ю.В. признана нуждающейся в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на внеочередное получение жилья (л.д. 23)

С учетом доводов представителя третьего лица, суду представлена информация администрации Кожевниковского сельского поселения и от 07.12.2011 года, и от 03.04.2012 года о том, что номер очереди Горожанкиной Ю.В. в льготном списке в качестве нуждающегося в жилом помещении – 44 (л.д. 24, 36)

Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.02.2012, от 17.02.2012 года и сведения Кожевниковского отделения и Томского ОГУП «ТОЦТИ» от 28.02.2012, от 24.02.2012 года, подтверждают отсутствие у Горожанкиной Ю.В. зарегистрированного права собственности на жилое помещение до настоящего времени на территории Кожевниковского района и Томской области (л.д. 27-29, 42).

В силу ч. 2 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Из сообщения Главы администрации Кожевниковского сельского поселения от 02.03.2012 года № 181 усматривается, что более тринадцати лет на территории поселения не осуществляется строительство муниципального жилья и жилья для распределения очередникам нет (л.д. 26)

Таким образом, до настоящего времени, несмотря на право на внеочередное получение жилья, Горожанкиной Ю.В. оно не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на ответчике лежит прямая обязанность предоставить Горожанкиной Ю.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления за счет средств областного бюджета

Руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года), ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кожевниковского района в интересах Горожанкиной Ю.В. удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области предоставить Горожанкиной Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Кожевниковского сельского поселения вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв. метров общей площади, за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Белковец Н.И.