Дело № 2-79/ 2012 Поступило 12 марта 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 апреля 2012 года с. Кожевниково Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Белковец Н.И., при секретаре Новиковой И.С., с участием процессуального истца помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Гореловой Н.Л., материального истца Пироговой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района в интересах Пироговой А.В. к администрации Малиновского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кожевниковского района обратился в суд в интересах Пироговой А.В. с иском к администрации Малиновского сельского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что Пирогова А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилое помещение Пироговой А.В. не предоставлено, проживает без регистрации в с. ..., состоит в списке на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, право собственности на недвижимое помещение за Пироговой А.В. не зарегистрировано. Считает, что в результате неисполнения ответчиком обязанностей по предоставлению жилого помещения нарушены жилищные права Пироговой А.В., в связи с чем, просит обязать администрацию Малиновского сельского поселения Кожевниковского района предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв.м. общей площади, за счет средств областного бюджета. В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Горелова Н.Л. иск поддержала в полном объеме. Материальный истец Пирогова А.В. исковые требования поддержала полностью, просила иск удовлетворить, предоставить ей жилое помещение. Представитель ответчика – глава Малиновского сельского поселения Гохвейс Т.П., в судебное заседание не явилась, представила заявление о признании исковых требований в полном объеме, просила рассмотреть заявление в их отсутствие. Представитель третьего лица - юрисконсульт администрации Томской области Романенко А.Н., действующий на основании доверенности № 58 от 02.08.2011, срок полномочий один год, дело просил рассмотреть без их участия, представил суду письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, по тем основаниям, что в материалах дела отсутствует справка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 2012 год и справка о составе семьи с места регистрации Пироговой А.В. Заслушав мнение процессуального истца, материального истца Пироговой А.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. В статье 40 Конституции Российской Федерации с учётом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950) закреплено право каждого на жилище. Права граждан на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место жительства и иметь собственность, гарантированы Конституцией РФ и являются непосредственно действующими. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбулы, статьи 2, части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. В соответствии со ст. 1 Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004) - к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют, в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учёт нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. На основании решения Совета Малиновского сельского поселения от 21.12.2007 № 125 норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 17,0 кв. метров общей площади на одиноко проживающего (л.д. 26). В силу Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены администрации поселений и городских округов. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159- ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» - финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляются путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений осуществляют государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам поселений на данные цели из бюджета муниципального района, в состав которого входят данные поселения. Родители Пироговой А.В. лишены родительских прав в отношении нее на основании решений Кожевниковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9, 11-14) Постановлением Главы Кожевниковского района от ДД.ММ.ГГГГ № Пирогова А.В. определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, где она находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за ней вместе с братьями ФИО1 и ФИО2 закреплена жилая площадь по адресу: с..., ул. .... (л.д. 10, 15) В соответствии со справкой администрации Малиновского сельского поселения от 11.12.2007 дом, находящийся по адресу: с..., ул. ... был призван аварийным и разобран жильцами в 2002 году (л.д. 16), согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.03.2012 года данная жилая квартира находится в собственности муниципального образования Малиновского сельского поселения. (л.д. 40) Постановлением администрацией Кожевниковского района от 29.12.2007 № 803 отменен п. 3 постановления Главы администрации Кожевниковского района № 4 от 04.01.1999, которым за ФИО2, Пироговой А. и ФИО1 закреплена жилая площадь по адресу: с..., ул. .... (л.д. 17) Согласно справке администрации Малиновского сельского поселения № 299 от 11.03.2012 года Пирогова А.В. состоит на учете с 17.03.2008 года в качестве нуждающихся в жилых помещения, как ребенок оставшийся без попечения родителей, решение № 1 от 17.03.2008 заседания жилищной комиссии по признанию граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д. 18) Суд признает несостоятельными возражения представителя администрации Томской области, поскольку в судебное заседание представлены справка администрации Кожевниковского сельского поселения от 28.02.2012 (л.д. 20), сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.10.2011, 17.02.2012 и сведения Кожевниковского отделения от 17.10.2011 и Томского ОГУП «ТОЦТИ» от 24.02.2012, которые подтверждают отсутствие у Пироговой А.В. зарегистрированного права собственности на жилое помещение до настоящего времени на территории Кожевниковского района и Томской области (л.д. 21-24). Судом установлено, проживает Пирогова А.В. по адресу: с..., ул. ..., согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ дом принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО3 и ФИО4, посторонним для истца людям. (л.д. 25) В силу ч. 2 ст. 15 Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу, что на ответчике лежит прямая обязанность предоставить Пироговой А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 22.08.2004 года), ч. 1 и ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Кожевниковского района в интересах Пироговой А.В. удовлетворить полностью. Обязать администрацию Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области предоставить Пироговой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Малиновского сельского поселения вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв. метров общей площади, за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Белковец Н.И.