Дело №№№ Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2010 г. г.Ковров
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А., при секретаре Левшине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ковровского городского прокурора в интересах инвалида Кожевникова Виктора Алексеевича к муниципальному учреждению Ковровского района «Малыгинская амбулатория» и администрации Ковровского района о возложении обязанности по обеспечению доступа граждан-инвалидов в здание лечебно-профилактического учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Ковровский городской прокурор обратился в интересах инвалида Кожевникова, проживающего в п.Малыгино Ковровского района и передвигающегося с помощью инвалидной коляски, в суд с иском, уточненным в ходе разбирательства дела, к муниципальному учреждению Ковровского района «Малыгинская амбулатория» (далее - ЛПУ) и администрации Ковровского района о возложении обязанности по обеспечению доступа граждан-инвалидов в здание ЛПУ, а именно реконструировать здание путем установки на центральном либо запасном выходах в них пандусов и поручней, при реконструкции запасного выхода выровнять полы запасного выхода, ведущего в ЛПУ, при реконструкции центрального выхода - расширить дверной проем и тамбур до необходимого габарита инвалидной коляски.
В качестве оснований иска Ковровский городской прокурор указал, что на территории Малыгинского сельского поселения Ковровского района состоят на учете и проживают 575 граждан-инвалидов, в том числе 10 инвалидов-колясочников, которые постоянно нуждаются в оказании медицинской помощи, лечении, профилактических осмотрах и обследованиях. В нарушение федерального законодательства о социальной защите инвалидов орган местного самоуправления и ЛПУ не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение указанных требований является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в стст.18, 19, 41, 45 Конституции РФ, пункта 14.1 СП-31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных посетителей». Помещение ЛПУ, расположенное по адресу Ковровский район, п.Малыгино ул.Школьная,61, не оборудовано необходимым приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, то есть на входе в помещение отсутствует пандус и поручни для подъезда на инвалидных колясках, в результате чего доступ инвалидов к данному объекту социальной инфраструктуры ограничен. Согласно уставу ЛПУ финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет бюджетных средств МО Ковровский район, распорядителем которых является администрация Ковровского района. Нежилое помещение, занимаемое ЛПУ, является муниципальной собственностью и находится у ЛПУ на праве оперативного управления. Учредителем ЛПУ является администрация Ковровского района.
В судебном заседании представитель Ковровской городской прокуратуры Боруленкова Н.Ю. исковые требования поддержала.
Истец Кожевников, извещенный о разбирательстве дела надлежащим образом, в суд не явился. 07 июня 2010 г. от него в суд поступило заявление, в котором он указал, что у него отсутствует возможность посещения зала суда без посторонней помощи, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее истец писал заявления, в которых иск поддержал.
Представитель ответчика ЛПУ в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, ранее с исковыми требованиями не соглашалась по тому основанию, что вся необходимая истцу медицинская помощь оказывается ему на дому и необходимости личного присутствия истца в здании ЛПУ не имеется.
Представитель ответчика администрации Ковровского района по доверенности Ильинская Ю.В. с иском не согласилась по аналогичным основаниям, дополнительно сообщив, что установка пандуса на запасном выходе будет нарушать права и законные интересы иных лиц, поскольку запасной выход ЛПУ не используется, а существует как пожарный выход, входом у запасного выхода пользуются граждане, проживающие в общежитии, расположенном в одном здании с ЛПУ, осуществление реконструкции центрального выхода, в случае установки пандуса к нему, не требуется, так как ширина дверных проемов и прохода достаточна для проезда инвалидной коляски.
Изучив материалы дела, выслушав представтеля прокуратуры и представителей ответчиков, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу стст.39, 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Меры социальной защиты инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), определившим целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
К основным гарантированным законодательством Российской Федерации, а также Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1993 г. (п.23), правам инвалидов, наряду с общими для всех правами, относится, в частности, право на реабилитацию - процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его.
В соответствии со ст.15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст.17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1 Далее - Основы), граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Статьей 8 Основ определено, что к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относится организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, обеспечение ее доступности, а ст.13 Основ закреплено, что органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.
Право истца на посещение и беспрепятственный доступ в ЛПУ является непосредственно действующим, обеспечение этого права является возложенной на ответственных лиц законом обязанностью и данное право обязаны обеспечить как само ЛПУ, являющееся юридическим лицом и самостоятельным хозяйствующим субъектом, так и собственник имущества ЛПУ, находящегося согласно уставу ЛПУ в оперативном управлении последнего (пп.1.1, 4.5 устава), то есть администрация Ковровского района.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Следовательно, ответчики являются лицами, обязанными в силу закона обеспечить гражданам-инвалидам беспрепятственный доступ в ЛПУ.
Из акта проведенной помощником Ковровского городского прокурора Боруленковой Н.Ю. совместно с начальником Ковровского отдела инспекции госстройнадзора администрации Владимирской области Поднебесновым С.И. и главным врачом ЛПУ Майоровой С.В. проверки от 22 марта 2010 г. следует, что возможность для оборудования пандуса со стороны центрального входа в ЛПУ и возможность расширения центральной двери и тамбура с учетом необходимого габарита инвалидной коляски имеется. Полы же запасного выхода имеют перепады и пороги, затрудняющие свободное передвижение инвалидной коляски.
Представителем ответчика администрации Ковровского района, со своей стороны, суду представлен акт от 21 апреля 2010 г. обследования помещения ЛПУ, согласно которому устройство пандуса на входную площадку ЛПУ возможно.
Таким образом, суд приходит к выводу о возможности оборудования на центральном входе в ЛПУ пандуса и поручней для помощи в перемещении инвалида-колясочника по пандусу с помощью рук.
В части требования возложения обязанности оборудования пандуса и поручней со стороны запасного выхода судом отказывается, поскольку это повлечет за собой неоправданные материальные затраты ответчиков по выравниванию уровня пола и не отвечает предмету иска, так как этот запасной (пожарный) выход не является входом в ЛПУ.
Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ковровского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать муниципальное учреждение Ковровского района «Малыгинская амбулатория» и администрацию Ковровского района обеспечить доступ граждан-инвалидов в здание муниципального учреждения Ковровского района «Малыгинская амбулатория» путем установки на центральном входе пандуса и поручней.
В удовлетворении иска в части требования о возложении на ответчиков обязанности установить пандус и поручни на запасном выходе из здания муниципального учреждения Ковровского района «Малыгинская амбулатория» Ковровскому городскому прокурору отказать.
Кассационные жалоба или представление прокурора могут быть поданы во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд в течение 10 дней после принятия судом решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А.Бондаренко
Верно:
02 июля 2010 г.
Судья А.А.Бондаренко
Секретарь Д.А.Левшин
Справка: решение суда вступило в законную силу 25 июня 2010 г.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле №№№, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья А.А.Бондаренко
Секретарь Д.А.Левшин