Дело №№№ копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2010 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Н.В.,
при секретаре Соловьевой О.А.,
с участием прокурора Цветкова А.В., а также представителя ответчика Смирновой А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Коврове гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.Коврова и Муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 24» о возложении обязанности провести организационно-технические мероприятия по аттестации имеющихся рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,
У С Т А Н О В И Л:
Ковровский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Коврова и Муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 24» (далее по тексту - МОУ СОШ № 24) о возложении обязанности провести организационно-технические мероприятия по аттестации имеющихся рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до Дата года.
В обоснование указал на то, что в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов надлежащая аттестация имеющихся в МОУ СОШ № 24 рабочих мест по условиям труда не проведена, сертификат по организации работ по охране труда не получен. Невыполнение работодателем обязанностей и несоблюдение требований Трудового кодекса РФ, принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в области охраны труда, не позволяет привести условия труда к установленным государством нормам, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также пенсионеров-работников учреждения, не обеспечивает эффективность труда, что ставит под сомнение авторитет государства на международном уровне. МОУ СОШ № 24 является муниципальным учреждением и финансируется за счет средств муниципального бюджета, денежные средства на аттестацию рабочих мест бюджетом не выделялись.
В судебном заседании прокурор Цветков А.В. заявленные исковые требования поддержал, указав также на то, что требования к администрации города Коврова заключаются в обеспечении МОУ СОШ №24 финансирования мероприятий по аттестации рабочих мест.
Представитель ответчика - МОУ СОШ № 24 Смирнова А.Я. с иском согласилась, неисполнение требований федерального законодательства объяснила отсутствием финансирования.
Представитель ответчика - администрации города Коврова в суд не явился, направил письменные возражения, в соответствии с которыми с иском прокурора в части требований, заявленных к администрации города Коврова, не согласился, указав на то, что администрация города не является работодателем по отношению к работникам МОУ СОШ № 24. В соответствии с трудовым законодательством именно работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда, в том числе проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно Уставу МОУ СОШ № 24 при недостаточности денежных средств, необходимых для выполнения обязательств учреждения, субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества, переданного учреждению в оперативное управление. В соответствии с пунктом 4.12. Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Коврова, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 г. № 2/1, правом собственника имущества муниципального учреждения в соответствии с Уставом города Коврова обладает Ковровский городской Совет народных депутатов. Несчастных случаев на производстве в МОУ СОШ № 24 не зафиксировано. МОУ СОШ № 24 является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В связи с этим полагает, что обязанность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест по охране труда должна быть возложена только на МОУ СОШ № 24.
Представитель ответчика - МОУ СОШ № 24 Смирнова А.Я. с иском согласилась, неисполнение требований федерального законодательства объяснила отсутствием финансирования.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантирован труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 2 Декларации о праве и обязанности отдельных групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1998 года определено, что каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности, путем принятия таких мер, какие могут потребоваться для создания всех необходимых условий в социальной, экономической и политической, а также в других областях, и правовых гарантий, необходимых для обеспечения того, чтобы все лица под его юрисдикцией, индивидуально и совместно с другими, могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике. Также каждое государство принимает такие законодательные, административные и иные меры, какие могут быть необходимы для обеспечения эффективных гарантий прав и свобод, упомянутых в данной Декларации.
На основании ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, а также обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст.209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В силу ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, должен провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которому аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 апреля 2002 г. № 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) и утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда.
Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
Судом установлено, что МОУ СОШ № 24 занимается деятельностью по оказанию услуг образования детей. Численность рабочих мест в учреждении составляет 127,86 мест, из числа работников 39 являются пенсионерами. Надлежащая аттестация рабочих мест по условиям труда ответчиком не проведена, сертификат организации работ по охране труда не получен.
Невыполнение работодателем обязанностей и несоблюдение требований трудового законодательства, принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в области охраны труда, не позволяет привести условия труда к установленным государством нормам, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также пенсионеров-работников учреждения, не обеспечивает эффективность труда, что ставит под сомнение авторитет государства на международном уровне.
Согласно ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений.
Как следует из пояснений представителя ответчика администрации г. Коврова, правом собственника имущества муниципального учреждения обладает Ковровский городской Совет народных депутатов.
МОУ СОШ № 24 является юридическим лицом и, следовательно, отвечает по своим обязательствам. Работники школы не являются муниципальными служащими органа местного самоуправления- Администрации города Коврова Владимирской области.
Поскольку администрация города Коврова не является собственником имущества муниципального учреждения МОУ СОШ № 24 и работодателем по отношению к работникам школы, в силу установленного трудовым законодательством прямого предписания обязанность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда лежит исключительно на ответчике МОУ СОШ № 24. Главным распорядителем денежных средств для образовательных учреждений города Коврова является управление образования администрации города Коврова, которое обязано выделить МОУ СОШ №24 денежные средства для проведения аттестации рабочих мест.
В связи с этим, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что администрация города Коврова является ненадлежащим ответчиком по заявленному спору.
В соответствии с п.2 ст. 333.20 НК РФ, учитывая финансирование МОУ СОШ № 24 из местного бюджета, суд полагает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины в местный бюджет до 00, 0 рублей.
Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 24» провести организационно-технические мероприятия по проведению аттестации имеющихся рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до 01 декабря 2010 г.
В остальной части исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление прокурора во Владимирский облсуд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.
Судья подпись Н.В. Одинцова
Верно:
14.07.2010 года.
Судья Н.В. Одинцова
Секретарь В.Б. Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 13 июля 2010 года.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле №№№, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья Н.В. Одинцова
Секретарь В.Б. Логинова