Дело №№№ Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2010 г. г.Ковров
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко А.А., при секретаре Левшине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора г.Коврова к Управлению городского хозяйства администрации г.Коврова и администрации г.Коврова о возложении обязанностей по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Коврова, действующий в интересах неопределенного круга лиц-жителей г.Коврова, обратился в суд с иском к управлению городского хозяйства администрации г.Коврова (далее – УГХ) и администрации г.Коврова о возложении на администрацию г.Коврова обязанности организовать приведение в нормативное состояние автомобильных дорог улиц Лопатина, Пугачева, Чернышевского, Лепсе, Первомайской, Краснознаменной и проспекта Мира г.Коврова в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, возложении на УГХ обязанности привести автомобильные дороги тех же улиц (ул.Лопатина – инвентарный номер №№№, ул.Пугачева – инв.№ №№№, ул.Чернышевского – инв.№ №№№, ул.Лепсе – инв.№ №№№, ул.Первомайская – инв.№ №№№, ул.Краснознаменная – инв.№ №№№, просп.Мира – инв.№ №№№) в нормативное состояние в срок до одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочию органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что технические регламенты, в соответствии с требованиями которых осуществляется содержание автомобильных дорог, принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1 ст.6 Закона), до вступления в силу предусмотренных Законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Закону (ч.8 ст.62 Закона). Поэтому до принятия технических регламентов действует утвержденный постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11 октября 1993 г. № 221 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», устанавливающий перечень и допустимые предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. В соответствии с подпунктами 3.1.1, 3.1.2 п.3.1 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине – 5 см. Контрольная проверка улиц дорожной сети г.Коврова, проведенная 07, 14 августа 2009 г. и 19 октября 2009 г. ОГИБДД УВД по г.Коврову и Ковровскому району по поручению городской прокуратуры, выявила ямочность размерами более 60х15х5 см на всем протяжении автомобильных дорог улиц Лопатина, Пугачева, Чернышевского, Лепсе, Первомайской, Краснознаменной и проспекта Мира г.Коврова. Покрытие проезжей части этих улиц имеет повреждения, затрудняющие движение по ним транспортных средств, в том числе транзитного транспорта и маршрутных автобусов. Эти улицы являются общегородскими улицами г.Коврова, центральными транспортными развязками города. Однако на территории г.Коврова исполнительным органом местного самоуправления мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения должным образом не проводятся, указанные автомобильные дороги, состоящие на балансе УГХ, не ремонтируются.
В судебном заседании представитель Ковровской городской прокуратуры Боруленкова Н.Ю. иск поддержала по тем же основаниям. В части определения сроков мероприятий полагала, что указанные сроки являются достаточными и разумными для осуществления требуемых мероприятий.
Представитель ответчиков УГХ и администрации г.Коврова по доверенности Потапкина И.А. иск не признала, пояснив суду, что нет доказательств нахождения указанных в исковом заявлении дорог в оперативном управлении УГХ, данные дороги находятся в нормативном состоянии и ремонта не требуют. Если суд признает требования обоснованными, представитель просит установить иные сроки исполнения обязанностей: администрации г.Коврова – до 01 октября 2011 г., УГХ – до 01 октября 2012 г., так как имеются решения судов, вступившие в законную силу, по возложению таких же обязанностей и дела в производстве суда с аналогичными требованиями в отношении дорог по другим улицам, но ответчики являются бюджетными организациями и работают в пределах лимита выделенных бюджетных средств. Поэтому решение суда с испрашиваемыми сроками может неисполнимым и потребуется отсрочка его исполнения.
Представитель третьего лица Ковровского городского Совета народных депутатов (далее – КГСНД) Ванюшина Е.В. иск считала в целом обоснованным, указав на то, что в соответствии со ст.35 устава г.Коврова к полномочиям администрации г.Коврова относятся вопросы содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов, иных транспортных сооружений, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения, а также иные полномочия, определенные федеральным, областным законодательством и уставом города. Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по выполнению проекта по организации дорожного движения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе в части паспортизации дорог. Уставом г.Коврова предусмотрено, что эта обязанность лежит на администрации г.Коврова как исполнительного органа местного самоуправления, уполномоченного управлять дорогами. Представительный орган местного самоуправления такую обязанность не несет, требований к КГСНД прокурором не предъявлено. В нормативное состояние дороги не приведены, хотя мелкий ремонт дорог проводился. В части сроков исполнения обязанностей Ванюшина предложила срок исполнения обязанности администрации г.Коврова установить до 01 января 2011 г., УГХ – до 01 ноября 2011 г., так как городской бюджет на текущий год принят и требуется изыскать дополнительные средства для исполнения обязанности администрации г.Коврова, а также предусмотреть в бюджете значительные средства для УГХ по ремонту дорог в следующем финансовом году.
Представитель третьего лица УВД по г.Коврову и Ковровскому району в суд не явился, в судебных заседаниях ранее иск просил удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочию органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно стст.2 и 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Пунктом 2 ст.12 того же Федерального закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а согласно п.1 ст.21 этого Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Требование прокурора в части возложения на администрацию г.Коврова обязанности по организации приведения автомобильных дорог в нормативное состояние судом признается обоснованным, так как в соответствии с п.1.9 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Коврова, утвержденного решением КГСНД от 17 января 2001 г. № 2/1, управление муниципальной собственностью г.Коврова осуществляет администрация г.Коврова.
Из письма начальника УГХ в суд от 24 июня 2010 г. следует, что обсуждаемые судом улицы муниципального образования г.Ковров находятся на балансе УГХ и на них УГХ проводило аварийно-восстановительный и текущий ремонт.
Согласно акту ГИБДД контрольной проверки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети муниципального образования г.Ковров от 22 июня 2010 г. автомобильные дороги улиц Лопатина, Пугачева, Чернышевского, Лепсе, Первомайской, Краснознаменной и проспекта Мира г.Коврова в настоящее время не соответствуют требованиям стандартов.
УГХ наделено полномочиями по организации дорожного движения, состояние безопасности дорожного движения на дорогах не отвечает установленным требованиям, поэтому иск в части возложения обязанностей на УГХ также является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Относительно сроков возложения обязанностей на ответчиков суд, учитывая мнение представителей всех участвующих лиц, полагает, что для организации администрации г.Коврова приведения автомобильных дорог в нормативное состояние необходим срок по 31 декабря 2010 г. включительно, сами же работы возможно осуществить в период с весны до конца осени 2011 г., то есть в срок по 31 октября 2011 г. включительно при условии наличия достаточных денежных средств. Финансирование всех мероприятий должно быть предусмотрено в бюджете муниципального образования г.Ковров, поскольку абзацем 2 п.4 ст.6 «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Обсуждая вопрос о взыскании с ответчиков государственной пошлины, суд находит необходимым снизить ее размер до 100 р. с каждого ответчика, поскольку ответчики финансируются из местного бюджета, в доход которого государственная пошлина и поступает.
Руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г.Коврова к Управлению городского хозяйства администрации г.Коврова и администрации г.Коврова о возложении обязанностей по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Коврова Владимирской области организовать приведение в нормативное состояние автомобильных дорог улиц Лопатина (инвентарный номер №№№), Пугачева (инв.№№№), Чернышевского (инв.№№№), Лепсе (инв.№№№), Первомайская (инв.№№№), Краснознаменная (инв.№№№), проспект Мира (инв.№№№) г.Коврова в срок по 31 декабря 2010 г. включительно.
Обязать Управление городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области привести в нормативное состояние автомобильные дороги улиц Лопатина (инвентарный номер №№№), Пугачева (инв.№№№), Чернышевского (инв.№№№), Лепсе (инв.№№№), Первомайская (инв.№№№), Краснознаменная (инв.№№№), проспект Мира (инв.№№№) г.Коврова в срок по 31 октября 2011 г. включительно.
Взыскать с Управления городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области и администрации города Коврова Владимирской области в местный бюджет государственную пошлину в размере по 100 р. с каждого.
В удовлетворении иска в части испрашиваемых сроков исполнения обязанностей, а именно на администрацию г.Коврова – в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, на Управление городского хозяйства администрации города Коврова – в срок до одного года со дня вступления решения суда в законную силу прокурору г.Коврова отказать.
Кассационная жалоба или представление прокурора могут быть поданы в течение 10 дней во Владимирский облсуд через Ковровский горсуд после принятия судом решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А.БондаренкоВерно:
16 июля 2010 г.
Судья А.А.Бондаренко
Секретарь Д.А.Левшин
Справка: решение суда вступило в законную силу 16 июля 2010 г.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле №№№, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья А.А.Бондаренко
Секретарь Д.А.Левшин