Дело №№№ копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2010 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой О.В., при секретаре Бродавиной Е.А., с участием представителя заявителя прокурора Боруленковой Н.Ю., представителя администрации г. Коврова по доверенностям Потапкиной И.А., представителя ГИБДД УВД города Коврова по доверенности Халатова А.В., представителя Ковровского городского Совета народных депутатов Ванюшиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коврове дело по заявлению Ковровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Коврова, Управлению городского хозяйства администрации города Коврова об обязательстве администрации г. Коврова организовать приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, обязательстве управления городского хозяйства администрации г. Коврова привести в нормативное состояние автомобильные дороги,
УСТАНОВИЛ
Ковровский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц- жителей г. Коврова обратился в Ковровский городской суд с иском к администрации г.Коврова, в котором просит обязать администрацию города Коврова организовать приведение в нормативное состояние с требованиями ГОСТ Р 50597-93 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильных дорог улиц Ковровская, Генералова, Гагарина, Набережная, Суворова, Федорова, Советская, Правды, Володарского, Урицкого, Свердлова, Першутова, Васильева, Барсукова, Щорса, Кузнечная г.Коврова в срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать управление городского хозяйства администрации города Коврова привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги улиц Комисарова ( инв. №№№), Ковровская ( инв. №№№), Генералова ( инв.№№№), Гагарина ( инв. №№№), Набережная (инв.№№№), Суворова (инв.№№№), Федорова ( инв. №№№), Советская (инв. №№№), Правды ( инв. №№№), Володарского (инв.№№№), Урицкого ( инв. №№№), Свердлова ( инв.№№№), Першутова ( инв. №№№), Васильева ( инв. №№№), Барсукова ( инв. №№№), Щорса ( инв. №№№), Кузнечная ( инв. №№№) в г. Коврове в срок до 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указывает, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети муниципального образования г.Ковров, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
Из статьи 13 следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 15 Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления ( дорожная деятельность- деятельность по проектированию, строительству. Реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог).
В силу ст. 34 Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год ( очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат, на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают опросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а именно: ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог( часть 2 ст.12 Закона).
Согласно ст. 17 Закона содержания автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Осуществление содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов означает, что данная деятельность должна соответствовать и целям принятия технических регламентов, которые определены в п.1 ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Согласно п.1 указанной статьи технические регламенты принимаются в целях: защиты или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды.
Согласно переходному положению, предусмотренному в ч. 8 ст. 62 Закона, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным Законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании».
Соответственно, до принятия технических регламентов действует утвержденный Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11 октября 1993 г. № 221 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
10.09.2009 года, 19.10.2009 года ОГИБДД УВД по г. Коврову и Ковровскому району проведена контрольная проверка улично- дорожной сети г. Коврова, согласно которой наличие ямочности размерами более 60х15х5 см. выявлено на всем протяжении автомобильных дорог улиц Комиссарова, Ковровская, Генералова, Гагарина, Набережная, Суворова, Федорова, Советская, Правды, Володарского, Урицкого, Свердлова ( участок от ул. Першутова, ул. Абельмана), Першутова, Васильева, Барсукова, Щорса, Кузнечная.
Покрытие проезжей части вышеназванных автомобильных дорог имеют множественные просадки, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств, размеры которых превышают допустимые размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93.
Несоответствие автомобильных дорог требованиям ГОСТа является нарушением требований по безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Боруленкова Н.Ю. исковые требования поддержала, настаивала на доводах, представленных в их обоснование.
Представитель ответчиков - администрации г.Коврова и УГХ г.Коврова по доверенностям Потапкина И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, Полагала, что суду не представлено доказательств о несоответствии дорожного покрытия дорог, указанных в иске, требованиям ГОСТ.
Кроме того, указала, что прокурор не вправе обращаться с указанным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку суду не представлены сведения о реальном нарушении прав конкретных граждан и неопределенного круга лиц- граждан г.Коврова, сведения о причинении гражданам материального ущерба либо причиненного вреда их жизни или здоровью суду не представлены. Настаивает на том, что истцом не представлено доказательств о фактической передаче спорных дорог на баланс УГХ г.Коврова и о том, что в период 2009- 2010 г. ремонтные работы дорожного покрытия указанных дорог не проводились.
Суду также пояснила, что предусмотренные бюджетом МО г.Коврова на 2010 г. денежные средства на ремонт дорожного покрытия дорог г.Коврова полностью распланированы и освоены. Иные источники финансирования на указанные цели могут появиться, лишь при поступлении дополнительных источников бюджета и его корректировке. Полагала, что срок проведения указанных работ с учетом их бюджетного финансирования следует определить до 31.12.2011 года.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца УВД по г. Коврову и Ковровскому району по доверенности Халатов А.В., иск прокурора поддержал и пояснил следующее. Покрытие проезжей части перечисленных прокурором муниципальных дорог г.Коврова находится в неудовлетворительном состоянии, ямы, выбоины и проседания превышают допустимые ГОСТом Р50597-93 пределы, что установлено в результате контрольной проверки от 14.08.2009 г. и 19.10.2009г., в т.ч. с участием представителей ответчиков.
На сегодняшний день сведений о приведении спорных дорог г.Коврова, в нормативное состояние, отвечающее безопасности дорожного движения, в адрес ГИБДД не поступали.
В адрес администрации г.Коврова со стороны ГИБДД ранее неоднократно направлялись запросы об устранении выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог г.Коврова, но со стороны указанного органа МСУ ответа на представление не поступило, меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
Считал, что с учетом бюджетного финансирования указанных работ, и с учетом природно-климатических температурных условий, достаточными и разумными сроком для осуществления требуемых мероприятий является 1 год.
Представитель третьего лица Ковровского городского Совета народных депутатов по доверенности Ванюшина Е.В. в судебном заседании считала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Полагала, что поскольку предусмотренные бюджетом МО г.Коврова на 2010 г. денежные средства на ремонт дорожного покрытия дорог г.Коврова полностью распланированы и освоены., а иные источники финансирования на указанные цели могут появиться, лишь при поступлении дополнительных источников бюджета и его корректировке, то срок проведения указанных работ с учетом их бюджетного финансирования, возможно предусмотреть до 01.10.2011 г. – как плановой даты окончания работ по асфальтировке дорожного покрытия г.Коврова в 2011 году.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Суд полагает, что прокурор г.Коврова, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц- населения г.Коврова и лиц, осуществляющих транзитный проезд через г. Ковров Владимирской области, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения возможного причинения им вреда, с учетом социальной, экономической и административной значимости (транспортная доступность территорий, транспортное обслуживание населения, увеличение пропускной способности, повышение мобильности и деловой активности грузоперевозок, доступ в административные здания, затруднение движение транспортных средств, в том числе транзитного транспорта и маршрутных автобусов,) в рамках предоставленных полномочий обратился в суд с иском к Администрации города Коврова Владимирской области и Управлению городского хозяйства администрации г.Коврова о возложении обязанности организовать приведение в нормативное состояние дорожного покрытия автомобильных дорог г.Коврова в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Ковровский район, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В силу ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочию органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. ст.2, 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, а органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и утверждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Пунктом 2 ст.12 того же Федерального закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а согласно п.1 ст.21 этого Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии с положением Устава г.Коврова осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах МО г.Коврова, относится к вопросам местного значения и входит в полномочия органа местного самоуправления – администрации города Коврова.
Согласно Распоряжению Главы МО г.Коврова № 94-р от 27.03.2007 г. (л.д.49-55) и Распоряжению Главы МО г.Коврова № 230-р от 07.07.2008 (л.д.56-69) спорные дороги закреплены в оперативное управление ( на баланс) Управления городского хозяйства администрации г.Коврова. учреждения, с исполнением в силу ст.296 ГК РФ функций по реконструкции, модернизации, ремонту (включая капитальный ремонт) и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Несоответствие перечисленных истцом в иске автомобильных дорог нормативным требованиям утвержденного постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11 октября 1993 г. № 221 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» подтверждается результатами контрольных проверок ГИБДД, проведенных с участием представителей ответчиков.
Сведений о приведении ответчиками дорог спорных дорог в период 2009 г.-2010 г. в нормативное состояние, отвечающее безопасности дорожного движения, а также Сведений об устранении выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии указанных автомобильных дорог г.Коврова на день рассмотрения дела судом, ответчиками суду не представлены.
В соответствии с подпунктами 3.1.1, 3.1.2 п.3.1 ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движения транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине – 5 см, Наличие повреждений дорожного покрытия проезжей части этих дорог, имеющих социальную, экономическую и административную значимость (транспортная доступность территорий, транспортное обслуживание населения, увеличение пропускной способности, повышение мобильности и деловой активности грузоперевозок, доступ в административные здания), затрудняет движение по ним транспортных средств, в том числе транзитного транспорта и маршрутных автобусов, является нарушением требований безопасности по безопасности дорожного движения.
Следовательно, администрация города Коврова, как исполнительный и полномочный орган местного самоуправления обязана организовать приведение автомобильных дорог в нормативное состояние, и данная обязанность при неисполнении её в добровольном порядке подлежит возложению по решению суда.
УГХ г.Коврова является самостоятельным юридическим лицом, т.е. обладает собственными полномочиями по решению данного вопроса местного значения, и одновременно как установлено выше является оперативным управляющим автомобильных дорог.
Следовательно, данный ответчик также обязан организовать приведение автомобильных дорог, и при неисполнении данной обязанности в добровольном порядке, она подлежит возложению на него в судебном порядке.
С учетом пояснений сторон, акта контрольной проверки, суд находит возможным конкретизировать объём мероприятий по приведению дорог в нормативное состояние, возложив на ответчиков обязанности по организации и приведению в нормативное состояние дорожного покрытия проезжей части, поскольку именно наличие просадок, выбоин, трещин и ям было установлено в качестве ненормативного состояния дорог.
Суд полагает, что с учетом бюджетного планирования затрат на финансирование указанных работ, срок для организации со стороны ответчика в лице администрации г. Коврова приведения дорожного покрытия спорных дорог в нормативное состояние, т.е. планирование указанных денежных средств в бюджете МО г.Коврова является начало бюджетного года, т.е. 01.01.2011 года.
Суд полагает, что с учетом бюджетного финансирования указанных работ, и с учетом природно-климатических температурных условий, достаточным и разумным сроком для осуществления ответчиком в лице Управление городского хозяйства администрации г.Коврова Владимирской области требуемых мероприятий по приведению в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, указанных в иске автомобильных дорог является срок до 01.11.2011 г.
Таким образом, суд полагает иск прокурора не подлежащим удовлетворению в части установления срока - до 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков и от уплаты которой истец освобожден в силу закона, на основании ст. 333.21 ч. 2 НК РФ суд полагает возможным уменьшить до нуля с учётом того, что государственная пошлина подлежит уплате в доход бюджета, за счёт которого финансируются работы по приведению дорог в нормативное состояние и исполнение судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора удовлетворить в части.
Обязать администрацию г.Коврова организовать приведение в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги улиц Ковровская, Генералова, Гагарина, Набережная, Суворова, Федорова, Советская, Правды, Володарского, Урицкого, Свердлова, Першутова, Васильева, Барсукова, Щорса, Кузнечная, г. Ковров в срок до 1.01.2011 г.
Обязать Управление городского хозяйства администрации г.Коврова Владимирской области привести в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, автомобильные дороги улиц Ковровская, Генералова, Гагарина, Набережная, Суворова, Федорова, Советская, правды, Володарского, Урицкого, Свердлова, Першутова, Васильева, Барсукова, Щорса, Кузнечная, г. Ковров в срок до 1.11.2011.
В остальной части исковое заявление прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Ковровский городской суд во Владимирский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья О.В. Афанасьева
Верно:
13.07.2010 года.
Судья И. П. Бубенина
Секретарь В. Б. Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 10 июля 2010 года.
Подлинник решения суда находится в гражданском деле №№№, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья И. П. Бубенина
Секретарь В. Б. Логинова