об обязательстве начислить пенсионное обеспечение, произвести перерасчет начисленного пенсионного о



Дело №№№ Р Е Ш Е Н И Е Копия

Именем Российской Федерации

24 июня 2010 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Смотрицкой Т.А.

при секретаре Сидоровой Т.Н.,

с участием истца Пароль Н.В.,

представителя ответчика Корниловой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по иску Пароль Надежды Васильевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Коврове о перерасчете пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Пароль Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Коврове (далее по тексту УПФ РФ), уточненному в ходе рассмотрения дела, и просит установить факт неправильного первоначального расчета её пенсионного обеспечения по старости на льготных условия (инвалидность 11 группы общего заболевания), установить необоснованность первоначального расчета пенсионного обеспечения, согласно документам в пенсионном деле по старости с трудовым стажем 20 лет 14 дней на льготных условиях в возрасте 45 лет на основании медицинской справки (инвалидность 11 гр. общего заболевания), произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с 06.07.1995 г. согласно ст. 102, 103 Закона «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г. на основании поданного заявления от 07.08.2009 г. с приложением к заявлению справки из МО Центрального архива в/ч № 81520 с 1995 г. согласно ст. 102 Закона последнее место 24 месяца, согласно трудовой книжке, компенсировать материальный ущерб за необоснованный первоначальный расчет пенсии по старости, произведенный без наличия справок о средней заработной плате за периоды работы за 60 мес. и последние 24 мес. работы по трудовой книжке в момент обращения за пенсией за период с 06.07.1995 г. ежемесячно по настоящее время, обязать ответчика вернуть недополученную из-за неправильного расчета пенсионного обеспечения ежемесячно с 1995 г. сумму денег, проделать перерасчет пенсии на основании поданного 07.08.2009 г., сделать перерасчет её пенсии в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 146-ФЗ страховой части, ранее установленной трудовой пенсии по старости, в связи с учетом сумм возмещения уплаты страховых взносов с 06.07.1995 г. по настоящее время из-за неправильного, необоснованного расчета пенсионного обеспечения 06.07.1995 г., обязать ответчика сделать запрос по рекомендации Центрального архива МО РФ г. Подольска Московской области, согласно архивной справке от 21.07.2009 г. № 4/14225 в Главное Финансово-экономическое Управление МО РФ (119160) г. Москва о перерасчете марок ГДР в советские рубли за период работы в в/ч 81520 с 09.11.1988 г. по 01.01.1992 г. и в Департамент Социальных гарантий МО РФ с 01.01.1988 г. по 25.12.1992 г.

В обоснование указала, что с 06.07.1995 г. ей была назначена досрочная пенсия на основании медицинской справки о нетрудоспособности инвалидность 11 группы, по общему заболеванию, в возрасте 45 лет при трудовом стаже 20 лет 14 дней и общем трудовом стаже 26 лет 6 месяцев 09 дней с учетом периодов, когда не могла трудоустроиться согласно справке военкомата г. Коврова от 08.09.1995 г. № 409. В нарушение ст. 102 закона «О государственный пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1 без справок о работе за последние 24 месяца перед обращением в УПФ РФ, таких справок в пенсионном деле нет, исчисление досрочной трудовой пенсии ведет в минимальном размере из расчета 111 рублей 73 копейки.07.08.2009 г. истец подала заявление ответчику о перерасчете в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 146-ФЗ страховой части ранее установленной трудовой пенсии согласно архивной справке из Центрального Архива МО РФ от 21.07.2009 г. № 4/14225 за время работы в в/ч 81520, на что получила письменный отказ от 26.08.2009 г. Указанная в/часть была дислоцирована на территории ГДР, заработная плата гражданским лицам, служащим в советских войсках в Германии, в 1988-1991 г.г. выплачивалась в размере 165% от окладов по занимаемым должностям в советских рублях: 100 марок ГДР - 31 рубль 25 копеек по июнь 1990 г., с 01.07.1990 г. – за 100 марок ФРГ – 35 рублей 59 копеек в соответствии с письмом Департамента Финансового планирования МО РФ от 18.12.2009 г. № 180/3/2/968. Выплата в советской и иностранной валюте предусматривалась п. 15 Правил об условиях труда за границей, утвержденных Постановлением Госкомитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы от 22.12.1974 г. № 365, и в/ч 81520, дислоцированная на территории ГДР, являлась учреждением (СССР) России, в связи с чем УПФ РФ необоснованно отказало 07.08.2009 г. произвести перерасчет пенсии истца на основании справка Центрального архива. Данный период работы в соответствии с п. 2 ст. 10 закона «О государственных пенсиях в РФ» включается в страховой стаж, в данный период истец платила страховые взносы на свое будущее пенсионное обеспечение, и он включен в страховой стаж 20 лет 14 дней. Следовательно, при отсутствии раздаточной ведомости перерасчет трудовой пенсии истца должен быть произведен на основании Архивной справки и среднемесячный заработок за последние 24 месяца работы составил 196 рублей 07 копеек, по которому должен был быть сделан расчет и начисление пенсии по трудовой книжке за 20 лет работы в 1995 г.

В судебном заседании истец Пароль Н.В. исковые требования поддержала и заявила о возложении на УПФ РФ обязанности произвести расчет трудовой пенсии, назначенной досрочно по инвалидности 06.07.1995 г., за 24 последних месяца работы в в/ч 81520 за период с 01.01.1990 г. по 31.12.1991 г. в соответствии с Архивной справкой Центрального архива МО РФ от 21.07.2009 г. № 4/14225 с переводом марок ГДР, ФРГ в соответствии с письмом Департамента Финансового планирования МО РФ от 18.12.2009 г. № 180/3/2/968, согласно которому по июнь 1990 г. 100 марок ГДР составляли 31 рубль 25 копеек, с 1.07.1990 г. 100 марок ФРГ – 35 рублей 59 копеек, и среднемесячная заработная плата истца за 24 последних месяца работы составила 196 рублей 07 копеек. На работу за границу был направлен муж истца, куда она с ним поехала в качестве члена семьи, и на месте трудоустроилась в советское учреждение, а не в иностранную фирму. Одновременно, просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по старости с 06.07.1995 г. исходя из указанного размера среднемесячной заработной платы. Данная в/ч дислоцировалась на территории ГДР, но являлась учреждением МО СССР (РФ), и соответственно истец являлась советским работником, заработная плата начислялась в рублях, но выплачивалась в связи с необходимостью приобретения товаров в валюте данной страны, работодателем отчислялись страховые взносы в ПФ на пенсионное обеспечение истца в старости. Местом жительства в указанный период являлся г. Ковров, ..., которая была забронирована семьей истца и в которой находились их вещи. При первоначальном расчете пенсии по инвалидности ответчиком незаконно произведен расчет путем деления заработной платы за 57 месяцев на 60 из среднемесячной заработной платы 111 рублей 73 копейки. Если бы истцу было разъяснено, что пенсия с 06.07.1995 г. будет назначена минимальная в связи с недостижением возраста 55 лет, она бы сразу представила справку о размере заработка в в/ч 81520. Ответчиком также истец не была письменно уведомлена о праве на назначение пенсии по старости по достижении возраста 55 лет, и на пенсию по старости её ответчик должен был перевести без заявления в случае более выгодных условий.

Представитель ответчика УПФ РФ по письменной доверенности Корнилова И.А. в судебном заседании иск не признала в полном объёме по следующим основаниям. С 06.07.1995 г. Пароль Н.В. была назначена трудовая пенсия не по старости, а по инвалидности при недостижении пенсионного возраста 55 лет (45 лет), из расчета 75% среднемесячного заработка за 58 месяцев работы на ОАО ЗиД и в/ч 31712, разделенного в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. на 60 месяцев, что составило 111 рублей 73 копейки. Впоследствии в установленном порядке размер пенсии индексировался. С 01.01.2010 г. на основании Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ о внесении изменений в ст. 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Пароль Н.В. переведена на трудовую пенсию по старости. До 01.01.2010 г. перевод на другого вида пенсию осуществлялся по заявлению пенсионера. Ответчик не отрицает факт подачи 07.08.2009 г. истцом заявления о перерасчете пенсии по старости исходя из справки Центрального архива МО РФ за 24 месяца работы в в/ч №№№, но в соответствии со ст. 102, 103. 105.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» заработная плата за указанный период, выплачиваемая истцу в иностранной валюте не может быть принята для расчета среднемесячного заработка для исчисления пенсии, независимо от того, что в/ч №№№ является советским (российским) учреждением, на работу в которое Пароль Н.В. не направлялась.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив документы, суд находит иск Пароль Н.В. подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Истец ошибочно полагает, что с 06.07.1995 г. ей была назначена трудовая пенсия по старости досрочно в связи с признанием инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что противоречит закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20.11.1990 г. (далее оп тексту Закон от 20.11.1990 г. № 340-1), согласно ст.ст. 31, 99, 103 которого пенсия инвалидам 2 группы установлена в размере 75% заработка за 24 последние месяца работы (службы) либо 60 любые месяцев работы (службы) путем деления соответственно на 24 и на 60.

Из материалов пенсионного дела истца следует, что Пароль Н.В. 22.08.1995 г. подано заявление о назначении социальной пенсии (по инвалидности 2 группы по общему заболеванию, установленной с 06.по 21.07.1995 г.) и для её исчисления представлены две справки о заработной плате на заводе им. В.А. Дегтярева (период с 15.08.1983 г. по 15.08.1984 г. и в в/части 31712 (с 01.09.1984 г. по 24.05.1988 г.).

Ответчиком правомерно заработная плата за указанный период, составляющий 57 календарных месяца, разделена на 60 и иное Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 не предусмотрено.

Доказательств того, что при принятии заявления о назначении пенсии, ответчиком не разъяснено право на предоставление по своему выбору справок о заработной плате за 60 либо 24 месяца, истцом не представлено и с учетом истечения с 22.08.1995 г. более 14 лет такие доказательства не могут быть представлены.

Разъяснения инспекторами УПФ РФ даются устные и обязанность давать такие разъяснения письменно Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 не предусмотрена.

Следовательно, в части назначения и расчета пенсии истца с 06.07.1995 г. по инвалидности действия ответчика являются законными и обоснованными.

В судебном заседании установлено из объяснений сторон, сведения из которых в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ могут являться доказательствами по делу, письменного отказа ответчика от 26.08.2009 г. за № П-122 пересчитать пенсию с учетом работы за границей, обращение 07.08.2009 г. Пароль Н.В. с письменным заявлением об оценке пенсионных прав истца из расчета заработной платы за работу в в/ч 81520, протекавшей в период с 09.11.1988 г. по 25.12.1992 г.

На указанную дату Пароль Н.В. достигла возраста 58 лет и данное заявление является её заявлением о переводе на трудовую пенсию по старости, которая в соответствии с п. 1, 5 ст. 19, ст. 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) должна была быть ей назначена с даты обращения с 07.08.2009 г.

При этом, истцом была представлена ответчику Архивная справка Центрального архива МО РФ от 21.07.2009 г. № 4/14225, в с указанием её заработной платы за период с 01.01.1990 г. по 31.12.1991 г., т.е. за 24 последних месяца работы.

Данная справка подлежала принятию для расчета УПФ РФ по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 105.1 Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 - из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии (в ред. Закона РФ от 06.02.1992 № 2294-1).

Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 г. № 188-О-П по смыслу части первой статьи 349 ТК РФ, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате единого социального налога и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В настоящее время ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников (включая лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации).

Следовательно, в силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются.

Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств (в том числе в Республике Армения), должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, относящимися к категории застрахованных, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц, должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии.

Из трудовой книжки Пароль Н.В., данных о страховом стаже истца из пенсионного дела, объяснений представителя ответчика следует, что период работы в должности машинистки, старшего товароведа в/ч №№№ включен УПФ РФ в страховой стаж истца, а согласно Архивной справке Центрального архива МО РФ от 04.03.2010 г. №№№ в/ч №№№ с июня 1980 г. по декабрь 1991 г. дислоцировалась в м. Нойес-Лагерь, 3 км Северо-западнее г. Ютеборг, район Луккенвальде, округ Потсдам, но относилась к МО СССР (РФ) и соответственно на неё распространялась юрисдикция СССР (РФ). При этом, согласно той же справке, заработная плата начислялась истцу в рублях.

Учет места дислокации в/ч 81520 (места работы) противоречит положениям ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от имущественного и должностного положения и также других обстоятельств.

Местом жительства истца в указанный период в силу п. 1 ст. 20 ГК РФ являлась квартира ... в г. Коврове, что подтверждается сведениями, полученными из её объяснений и не оспаривается ответчиком.

Следовательно, истцом правомерно заявлено требование о расчете размера трудовой пенсии по старости из заработка, полученного за 24 месяца работы в в/ч 81520 с 01.01.1990 г. по 31.12.1991 г. и перевод марок ГДР, а с 01.07.1990 г. марок ФРГ в рубли не представляет сложности с учетом справки Департамента Финансового планирования Министерства Обороны РФ от 18.12.2009 г. № 180/3/2/968, в которой указано соответствие 100 марок ГДР, ФРГ количеству рублей.

Из данных справок следует, что среднемесячный заработок истца за указанный период составляет 196 рублей 07 копеек, что превышает 111 рублей 73 копейки и его применение является более выгодным для истца.

На основании исследованных доказательств, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Пароль Надежды Васильевны удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Коврове произвести назначение, расчет и перерасчет трудовой пенсии по старости Пароль Надежды Васильевны с 07 августа 2009 года исходя из заработка за 24 месяца с 01.01.1990 г. по 31.12.1991 г., указанного в Архивной справке Центрального архива Министерства Обороны РФ от 21 июля 2009 г. № 4/14225 с переводом марок в рубли в соответствии со справкой Департамента Финансового планирования Министерства Обороны РФ от 18.12.2009 г. № 180/3/2/968 (справки являются приложением к настоящему решению).

В удовлетворении иска в части возложения на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Коврове обязанности произвести назначение, расчет и перерасчет трудовой пенсии по старости с 06.07.1995 г., исходя из указанных справок, Пароль Надежде Васильевне отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10дней.

Председательствующий: подпись Т.А. Смотрицкая

Справка: мотивированное решение составлено 28 июня 2010 года.

Верно.

24.08.2010г.

Судья Н.В. Пуговкина

Секретарь О.В. Пичугина

Справка: согласно определению от 10 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда определила решение Ковровского городского суда Владимирской области от 24 июня 2010 года в части удовлетворения исковых требований Пароль Надежды Васильевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области о возложения обязанности произвести назначение, расчет и перерасчет трудовой пенсии по старости с 07 августа 2009 года исходя из заработка за 24 месяца с 01 января 1990 года по 31 декабря 1991 года, указанного в Архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ от 21 июля 2009 года №№№, с переводом марок в рубли в соответствии со справкой Департамента Финансового планирования Министерства обороны РФ от 18 декабря 2009 года №№№ – отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пароль Надежде Васильевне к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области в этой части – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Коврове Владимирской области – без удовлетворения.

Судебное решение вступило в законную силу 10 августа 2010 года.

Подлинное судебное решение суда находится в гражданском деле №№№.

Судья Н.В. Пуговкина

Секретарь О.В. Пичугина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200