Дело №№№ копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 августа 2010 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Клоковой Н.В.,
при секретаре Сусловой Д.А.,
с участием истца Панкратовой Г.О., ее представителя Лугачевой Е.Н., представителя ответчика Корниловой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панкратовой Галины Олеговны к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городе Коврове о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Панкратова Г.О. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городе Коврове, который поддержала в судебном заседании, и пояснила, что с 1979 года по 17 марта 2010 года являлась медицинским работником, работая в различных должностях среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях. Имеет трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения более 30 лет. 17 марта 2010 года обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городе Коврове с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Решением начальника ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в городе Коврове от 24 мая 2010 года в назначении пенсии отказано в связи с тем, что она не имеет необходимого специального трудового стажа. Согласно решению не приняты к зачету в специальный трудовой стаж периоды работы в должности «заведующая Смолинским ФАПом» с 30 марта 1979 года по 9 февраля 1981 года, а также в должности «фельдшера» Здравпункта ВНИИ «Сигнал» с 2 марта 1981 года по 31 декабря 1982 года, в должности «медицинской сестры отделения специализированной помощи на дому» в ОСЗН с 2 августа 2002 года по 2 мая 2006 года, а также в должности медицинской сестры в отделении социально-медицинского обслуживания на дому в ОГУСО «Центр социального обслуживания населения» с 03 мая 2006 года по 08 апреля 2008 года. Считает отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным, и просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и обязать ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в городе Коврове назначить ей досрочную трудовую пенсию с 17 марта 2010 года, включив в стаж для назначения пенсии оспариваемые периоды.
Представитель ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городе Коврове Корнилова И.А. с исковыми требованиями не согласилась. В обоснование возражений пояснила, что отказ в назначении пенсии Панкратовой Г.О. является правомерным, поскольку наименование должности «заведующая ФАПом» Списками не предусмотрено. Период работы с 2 марта 1981 года по 2 ноября 2001 года в должности фельдшера Здравпункта ВНИИ «Сигнал» также не может быть включен в стаж, поскольку в штатном расписании Здравпункта должность фельдшера предусмотрена с 1983 года. Периоды работы в Отделе социальной защиты населения г. Коврова и в ОГУСО «Центр социального обслуживания населения» также не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, поскольку такие учреждения в Списках не поименованы. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Согласно положениям статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 выше указанной нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В отношении периодов медицинской деятельности, протекавших до 01.11.1999 года, следует руководствоваться Списком должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, с 01.11.1999 г. по 13.11.2002 г.- Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, а с 14.11.2002 г.- Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
По списку должностей, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал (независимо от их наименования и должности) лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
В номенклатурах должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденных Приказами Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377, и от 03.11.1999 г. № 395, которые используются при определении права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения за периоды, протекавшие до 01.11.1999 г., предусмотрены должности «медицинские сестры» и «фельдшер».
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Из показаний свидетеля Ф. следует, что истица работала заведующей Смолинским фельдшерско-акушерским пунктом в период, когда, она, занимая данную должность, находилась в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком. Заведующая фактически исполняла обязанности фельдшера. В штате ФАПа других должностей кроме должности заведующей и должности санитарки, в обязанности которой входила лишь уборка помещения, не имелось.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетеля.
Согласно справке №397, выданной 10 июня 2010 года администрацией Ивановского сельского поселения, на территории с. Смолино Ивановского сельского поселения расположен фельдшерско–акушерский пункт.
При таких обстоятельствах, период работы в должности «заведующей Смолинским ФАПом (фельдшерско-акушерским пунктом» с 30 марта 1979 года по 9 февраля 1981 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении, как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
Период работы с 2 марта 1981 года по 31 декабря 1982 года в должности фельдшера в Здравпункта ВНИИ «Сигнал» также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Доводы представителя ответчика, изложенные в обоснование отказа в включении данного периода работы в специальный стаж, об отсутствии в штатном расписании учреждения должности фельдшера являются несостоятельными.
Факт осуществления истицей лечебной деятельности в указанный период подтверждается записями в ее трудовой книжке, а также показаниями свидетеля Т., пояснившей, что она с 1977 года до настоящего времени работает в должности фельдшера Здравпункта ВНИИ «Сигнал».
Показания свидетеля Т. объективно подтверждаются записями в ее трудовой книжке, копия которой приобщена к материалам дела.
Требования истца о включении в специальный стаж периодов работы в должности «медицинской сестры отделения специализированной помощи на дому» в ОСЗН с 2 августа 2002 года по 2 мая 2006 года, а также в должности медицинской сестры в отделении социально-медицинского обслуживания на дому в ОГУСО «Центр социального обслуживания населения» с 03 мая 2006 года по 08 апреля 2008 года являются необоснованными, и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно записям в трудовой книжке истицы, она в период с 2 августа 2002 года по 2 мая 2006 года работала в должности «медицинской сестры отделения специализированной помощи на дому» в ОСЗН города Коврова, в период с 03 мая 2006 года по 08 апреля 2008 года работала в должности медицинской сестры отделения социально-медицинского обслуживания на дому в ОГУСО «Центр социального обслуживания населения».
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, в соответствии с которым в специальный стаж подлежит включению работа в должности «медицинская сестра».
При этом работа в данной должности, указанной в разделе "Наименование должностей" указанного Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1 - 31 раздела "Наименование учреждений" этого же Списка.
Пункт 31 раздела «Наименование учреждений» Списка содержит исчерпывающий перечень учреждений социального обслуживания, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Наименование таких учреждений, как «Отдел социальной защиты населения», так и «Центр социального обслуживания населения» в Списке не содержится.
Доводы истца и ее представителя о необходимости при рассмотрении вопроса о включении в специальный стаж периода работы в ОГУСО «Центр социального обслуживания населения» руководствоваться пунктом 8 раздела «Наименование учреждений» Списка, который дает право на включение в специальный стаж периодов работы в центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), являются несостоятельными.
Согласно пункту 3.1 Устава областного государственного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения» учреждение создано в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В соответствии с пунктом 3.3 Устава учреждение для достижения основных целей деятельности осуществляет деятельность по оказанию гражданам социальной поддержки, включающую в себя оказание социальной, психологической, медицинской, бытовой, консультативной и иных видов помощи.
Исходя из этого, и принимая во внимание то, что ОГУСО «Центр социального обслуживания населения» не является учреждением, осуществляющим лечебную, либо и иную деятельность по охране здоровья населения, а также учитывая то, что законодатель не связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения, а данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в государственных учреждениях здравоохранения в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизических нагрузок, обусловленных спецификой и характером труда, суд пришел к выводу, что период работы истца в ОГУСО «Центр социального обслуживания населения» не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
На основании изложенного, а также, учитывая то обстоятельство, что без учета периодов работы в должности «медицинской сестры отделения специализированной помощи на дому» в ОСЗН и в должности медицинской сестры в отделении социально-медицинского обслуживания на дому в ОГУСО «Центр социального обслуживания населения» у истицы отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж, правовых оснований для назначения ей льготной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Панкратовой Галины Олеговны удовлетворить частично.
Признать за Панкратовой Галиной Олеговной право на включение в специальный стаж для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью периодов работы в должности заведующей Смолинским ФАПом с 30 марта 1979 года по 9 февраля 1981 года, и в должности фельдшера Здравпункта ВНИИ «Сигнал» с 2 марта 1981 года по 31 декабря 1982 года.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.
Судья Ковровского городского суда подписть Н.В. Клокова
Верно.17.08. 2010 года.
Судья Н. В. Пуговкина
Секретарь В. Б. Логинова
Справка: решение суда вступило в законную силу 17 августа 2010 года.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле №№№, находящемся в производстве Ковровского городского суда.
Судья Н. В. Пуговкина
Секретарь В. Б. Логиноват