о возложении обязанности привести деятельность по эксплутатации опасных производственных объектов в соответствие с требованиями законодательства



Дело № 2-10-3337-1 Копия

Решение

Именем Российской Федерации

16 сентября 2010 года г. Ковров

Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Шелутинской Л.В., при секретаре Крыловой О.А., с участием истца прокурора Корякиной Е.А., представителя ответчика Лупандина В.А., действующего на основании устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к унитарному муниципальному предприятию жилищно – коммунального хозяйства «Плес» о приведении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства

Установил:

Ковровский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к унитарному муниципальному предприятию жилищно – коммунального хозяйства «Плес» (далее по тексту УМП ЖКХ «Плес») с требованием признания незаконными действия УМП ЖКХ «Плес» по осуществлению деятельности опасных производственных объектов – газовых котлов без лицензии и в отсутствии договора страхования ответственности за причинении вреда жизни, здоровью или имущества других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте и обязать ответчика получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных объектов в срок до 15.10.2010 года, заключить договор страхования, привести деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства: в течение 30 дней со дня вступления решения уда в законную силу заключить с профессиональными аварийно – спасательными службами или с профессиональными аварийно – спасательными формированиями договоры на обслуживание, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создать собственные профессиональные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников.

В судебном заседании помощник прокурора Корякина Е.А. обратилась с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска в части признания незаконными действия УМП ЖКХ «Плес» по осуществлению деятельности опасных производственных объектов – газовых котлов в отсутствии договора страхования ответственности за причинении вреда жизни, здоровью или имущества других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте; обязании ответчика заключить договор страхования, привести деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства: в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с профессиональными аварийно – спасательными службами или с профессиональными аварийно – спасательными формированиями договоры на обслуживание, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создать собственные профессиональные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников. Отказ прокурора от части иска принят судом.

В судебном заседании прокурор помощник прокурора Корякина Е.А. уточненные исковые требования поддержала, просила о признании незаконными действия УМП ЖКХ «Плес» по осуществлению деятельности опасных производственных объектов – газовых котлов без лицензии, обязать ответчика получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных объектов в срок до 15.10.2010 года, поскольку до настоящего времени муниципальным предприятием не получена лицензия.

Представитель ответчика УМП ЖКХ «Плес» Лупандин В.А. требования прокурора о необходимости получения предприятием лицензии признал, пояснив, что большая часть работы по подготовке документов, необходимых для лицензирующего органа уже подготовлена, однако указывал на недостаточность срока, определенного прокурором, для завершения работы по получению лицензии.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив документы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьями 2, 17, 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей. снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В силу требований ст. ст. 7, 14 указанного Закона планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Обязанность планирования и осуществления необходимых мер в области защиты объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций возложена, в том числе, на организации.

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Как определено ст.ст. 6, 9, 10 вышеназванного Закона, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в частности, эксплуатация опасного производственного объекта, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В силу ст.2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "в" приложения N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Организацией эксплуатируются опасные производственные объекты: котельные, расположенные в <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151 -ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Статьей 7 данного Закона определено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Во исполнение Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 утверждены Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее -Основные положения).

Пунктом 2 Основных положений Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, образованной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.05.1993 N 507, предписано утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335, от 03.10.2006 N 600) готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

В судебном заседании установлено отсутствие лицензии у ответчика до настоящего времени.

Следовательно, предприятием не исполнены вышеназванные законодательно предусмотренные обязанности, обеспечивающие безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов.

Согласно ч.1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские нрава, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Аналогичную норму содержит ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Как определено п.п. 2.1 Устава предприятия, основной целью деятельности предприятия является удовлетворение потребностей граждан в осуществлении работ, оказании услуг, касающихся содержания и ремонт инженерной инфраструктуры.

Неисполнение УМП ЖКХ «Плес» обязанностей, установленных федеральным законодательством, нарушает положения Конституции РФ, федеральною законодательства и соответственно интересы общества, Российской Федерации, поскольку не позволяет в полной мере осуществить прямые предписания закона, направленные на обеспечение безопасности граждан и имущества, нарушает интересы неопределенного круга лиц - жителей вышеназванных населенных пунктов Ковровского района, чья безопасность зависит от правильной эксплуатации опасных производственных объектов, а также собственников имущества, расположенного на территории города. Отсутствие аварийно-спасательных служб в случае аварии на газовом оборудовании либо на тепловых сетях может привести к несвоевременному принятию мер по ее устранению, что может повлечь жертвы и разрушения, прекращение обеспечение населения коммунальными услугами отопления и горячего водоснабжения.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности и подлежащими удовлетворению уточных исковых требований прокурора г. Коврова.

Вместе, принимая в внимание длительность процедуры получения лицензии, суд считает недостаточным времени, определенной прокурором и считает необходимым установить срок получения лицензии до 31.10.2010 года.

Расходы по уплате государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, на основании ст.103 ГПК РФ следует возложить на ответчика.

При этом суд учитывает материальное положение ответчика, финансируемого из бюджета, в который должна быть перечислена государственная пошлина, и соответствии с п. 2 ст.333.20 НК РФ полагает возможным снизить размер взыскиваемой с ответчика государственной пошлины до 00 р.

На основании исследованных доказательств, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Ковровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия унитарного муниципального предприятия жилищно – коммунального хозяйства «Плес» по осуществлению деятельности опасных производственных объектов – газовых котлов без лицензии.

Обязать унитарное муниципальное предприятие жилищно – коммунального хозяйства «Плес» получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных объектов в срок до 31.10.2010 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись Л.В. Шелутинская

ВЕРНО.

28.09.2010 г.

Судья Л.В. Шелутинская

Секретарь О.В. Пичугина

Справка: решение суда вступило в законную силу 28 сентября 2010 года.

Подлинное решение суда находится в гражданском деле № 2-10-3337-1.

Судья Л.В. Шелутинская

Секретарь О.В. Пичугина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200