Дело № 2-10-3583-1Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Смотрицкой Т.А.
при секретаре Сидоровой Т.Н.
с участием истца Кашулиной М.Ю.,
представителя ответчика Корниловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по иску Кашулиной Марины Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Коврове о признание права на досрочное назначение трудовой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кашулина М.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Коврове (далее по тексту УПФ РФ), дополненным в ходе рассмотрения дела, о признании за собой права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с 22.06.2010 г. и возложении на ответчика обязанности назначить истцу с 22.06.2010 г. трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включив в стаж работы для её назначения периоды с 12.11.1984 г. по 02.02.1986 г., с 02.03.1986 г. по 12.09.1990 г., с 27.08.1990 г. по 12.09.1990 г., с 13.09.1990 г. по 30.04.2002 г., с 01.05.2002 г. по 31.12.2008 г. с 01.01.2009 г. по 22.06.2010 г. и период курсов повышения квалификации с 03.02.1986 г. по 01.03.1986 г.
В обоснование указала, что выработала стаж работы в лечебных учреждениях 30 лет, 22.06.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, но решением комиссии по назначению пенсии от 26.08.2010 г. ответчик отказал в её назначении и не включил в стаж медицинской деятельности следующие периоды. Периоды с 12.11.1984 г. по 02.02.1986 г., с 02.03.1986 г. по 12.09.1990 г., с 13.09.1990 г. по 30.04.2002 г., с 01.05.2002 г. по 31.12.2008 г., с 01.01.2009 г. по 22.06.2010 г. не зачтены, т.к. учреждение «санаторий-профилакторий» и должность «диетсестра» не предусмотрены в Списках, тогда как данные должность и наименование не отличаются от других лечебно-профилактических учреждений. На должность диетсестры и старшей мед.сестры назначаются лица, имеющие медицинское образование, и истец окончила медицинское училище. Санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением и предусмотрен Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395. В соответствии со Списком от 06.09.1991 г. право на пенсию в связи с лечебной деятельностью имеют врачи и средний медицинский персонал (независимо от наименования и должности) лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ.
В судебном заседании истец Кашулина М.Ю. исковые требования поддержала в полном объёме по приведенным основаниям, дополнив следующее. Санаторий-профилакторий «Здоровье» создан по решению Облсоцпрофа в 1984 г. и финансируется за счет средств фонда социального страхования, в т.ч. в части заработной платы сотрудников. На работу истца принимал главный врач санатория-профилактория, место работы истца никогда не менялось, изменялось лишь наименование КМЗ.
Представитель ответчика УПФ РФ по письменной доверенности Корнилова И.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в решении от 26.08.2010 г. об отказе Кашулиной М.Ю. в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку специальный стаж истца на дату 22.06.2010 г. составлял менее 30 лет. В списке от 1959 г. № 1397 были поименованы учреждения – санатории. В приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. № 627 «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» и в приказе Минздрава России № 395 от 03.11.1999 г. санаторий-профилакторий в качестве учреждения здравоохранения поименован. Вместе с тем, такое учреждение, а также должность «диетсестра» не поименованы в Списке № 781 от 29.10.2002 г., которыми ответчик руководствуется при назначении трудовых пенсий. Такое учреждение не поименовано в качестве структурного подразделения в ранее действовавших Списках от 06.09.1991 г. № 464 и от 22.09.1999 г. № 1066. В соответствии с действовавшей до 01.12.2008 г. номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377, должность медицинская сестра диетическая относилась к среднему медицинскому персоналу. В добровольном порядке ответчиком истцу зачтено в специальный медицинский стаж 4 года 5 месяцев 2 дня, и даже при включении периодов с 12.11.1984 г. по 1.11.1999 г., когда в Списке не включено учреждение – санаторий-профилакторий, или с 12.11.1984 г. по 01.01.2002 г., когда вступил в действие Закон «О трудовых пенсиях», специальный стаж истца будет менее 30 лет, и право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не возникнет.
Выслушав истца и представителя ответчика, изучив документы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах.
Согласно п. 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно ст. ст. 54 ч. 1, 55 ч. 2 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина, и закон, ухудшающий положение, не имеет обратной силы.
В Постановлении № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» содержится разъяснение о том, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы до 01.01.2002 г. могут быть зачислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
До 01.01.2002 г. действовал Закон РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в соответствии со ст. ст. 81, 83 которого пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
До 1.11.1999 г. применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 (далее по тексту Список от 06.09.1991 г. № 464), а после 1.11.1999 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 (далее по тексту Список от 22.09.1999 г. № 1066) и Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ…», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту Список от 29.10.2002 г. № 781).
Согласно Списку от 06.09.1991 г. № 464 право на пенсию за выслугу лет имел средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377, должность медицинская сестра диетическая отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Следовательно, период работы истца в должности диетсестры санатории-профилактории «Здоровье» КМЗ по 12.11.1984 г. по 1.11.1999 г. подлежал включению в специальный стаж истца.
В том числе, в специальный стаж истца включению подлежали:
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с 27.08.1990 г. по 12.09.1990 г. на основании действовавшей до 06.10.1992 г. ст. 167 КЗоТ РФ, согласно которой время нахождения работника в отпуске по уходу за ребёнком подлежал включению в стаж работы при назначении пенсии, в т.ч. на льготных условиях,
- период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 03.02.1986 г. по 01.03.1986 г. на основании ст. 187 ТК РФ, согласно которой в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Данный период является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ.
Вместе с тем, период с 01.11.1999 г. по 22.06.2010 г. зачету в специальный стаж истца не подлежал на дату 22.06.2010 г. и не подлежит на дату рассмотрения судом заявления на основании на основании Списка от 22.09.1999 г. № 1066 и Списка от 29.10.2002 г. № 781, которыми утвержден конкретный перечень должностей, в т.ч. среднего медицинского персонала, и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии.
И в этих Списках отсутствуют наименования должности «медицинская сестра диетическая» и учреждения – «санаторий-профилакторий».
При этом, оба условия (должность и учреждение) должны иметь место одновременно, и должность старшей медицинской сестры, поименованная в обоих Списках, в которой истец осуществляет трудовую деятельность с 01.05.2002 г. по настоящее время в учреждении, не поименованном в них, право на досрочное назначение трудовой пенсии не предоставляет.
Из Положений о санатории-профилактории ОАО «Ковровский механический завод» от 24.12.1997 г. и 24.02.2000 г., лицензии серии ли № регистрационный номер 12 и протокола к данной лицензии, выданной ОАО «Ковровский механический завод» 29.04.1998 г. Владимирской областной комиссией по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности следует, что санаторий-профилакторий ОАО «КМЗ» не является санаторием для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом и психоневрологическим санаторием.
Всего на дату обращения Кашулиной М.Ю. в УПФ РФ 22.06.2010 г. с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения включению в специальный стаж, дающий право на такого в пенсию подлежало зачету: 4 года 5 месяцев 2 дня (принятые ответчиком добровольно) + 14 лет 10 месяцев 20 дней (с 12.11.1984 г. по 1.11.1999 г.) = 19 лет 3 месяца 22 дня, что менее 30 лет и в силу п.п. 20 п. 1 ст. 27, ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у истца на указанную дату право на досрочное назначение трудовой пенсии не возникло.
Следовательно, исковые требования Кашулиной М.Ю. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 22.06.2010 г. подлежат отклонению.
Соответственно при отсутствии у истца права на досрочное назначение трудовой пенсии не подлежат удовлетворению и требования о возложении на ответчика обязанности назначить такую пенсию и включить в специальный стаж периодов с 12.11.1984 г. по 02.02.1986 г., с 02.03.1986 г. по 12.09.1990 г., с 27.08.1990 г. по 12.09.1990 г., с 13.09.1990 г. по 30.04.2002 г., с 01.05.2002 г. по 31.12.2008 г. с 01.01.2009 г. по 22.06.2010 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Коврове о признании за собой права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с 22.06.2010 г. и возложении обязанности назначить с 22.06.2010 г. трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включив в стаж работы для её назначения периоды с 12.11.1984 г. по 02.02.1986 г., с 02.03.1986 г. по 12.09.1990 г., с 27.08.1990 г. по 12.09.1990 г., с 13.09.1990 г. по 30.04.2002 г., с 01.05.2002 г. по 31.12.2008 г. с 01.01.2009 г. по 22.06.2010 г. и период курсов повышения квалификации с 03.02.1986 г. по 01.03.1986 г. Кашулиной Марине Юрьевне отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись Т.А. Смотрицкая
ВЕРНО.
28.12.2010г.
СудьяТ.А. Смотрицкая
СекретарьО.В. Пичугина
Справка: согласно определению от 14 декабря 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда определила решение Ковровского городского суда Владимирской области от 12 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кашулиной М.Ю. – без удовлетворения.
Судебное решение вступило в законную силу 14 декабря 2010 года.
Подлинник решения суда подшит в гражданском деле № 2-10-3583-1 находящемся в производстве Ковровского городского суда.
СудьяТ.А. Смотрицкая
СекретарьО.В. Пичугина